ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2020
Просмотров: 2967
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1. Юридическая природа международного публичного права…………5
Лекция 2. Система и источники международного публичного права…………15
Лекция 4. Международная правосубъектность. ……….………………………..29
Лекция 8. Право урегулирования международных споров.….………………....60
Лекция 11. Право международных договоров: ………………….…….………...93
Лекция 12. Право международных организаций………………….…………...103
Лекция 14. Право международной безопасности……………….……………..133
Лекция 20 .Право вооруженных конфликтов………………………….………..200
Лекция 2. Система международного публичного права.
Лекция 3. Основные этапы формирования международного публичного права.
В Конституции Республики Беларусь регламентируется порядок выдачи лиц, находящихся на ее территории. Не могут, разумеется, выдаваться иностранные граждане, которым предоставлено на основании Конституции политическое убежище на территории Республики Беларусь . В Конституции предусмотрено, что гражданин Республики Беларусь не может быть выслан за пределы Республики Беларусь или выдан другому государству.
Условия и порядок выдачи иностранцев довольно подробно регулируются в двусторонних договорах Республики Беларусь о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, где указанным вопросам, как правило, отведен специальный раздел.
При отсутствии соглашений Республика Беларусь, как и многие другие государства, рассматривает обращения о выдаче в зависимости от каждого конкретного случая с учетом полученной информации относительно лица, подлежащего выдаче, характера отношений с запрашивающим государством, а также других обстоятельств, включая степень тяжести преступления, за которое преследуется данное лицо.
Вопросы самоконтроля знаний
1. В чем суть понятия международной борьбы с преступностью?
2. Каковы формы международной борьбы с преступностью?
3. Каковы особенности международного сотрудничества по борьбе с незаконным оборотом наркотиков?
4. Каковы особенности борьбы с международным терроризмом?
5. Какова роль международных органов по борьбе с преступностью?
6. Каковы функции Комитета по предупреждению преступности и борьбе с ней?
7. Что такое экстрадиция и как решаются в международном праве вопросы экстрадиции?
8. В чем состоят новые тенденции в борьбе с международной преступностью?
9. Что Вы понимаете под преступлениями против мира и безопасности человечества?
Лекция 16. Международное морское право
-
Понятие международного морского права. Классификация морских пространств.
-
Основные международные принципы и нормы правового регулирования морских пространств.
-
Понятие международного морского права. Классификация морских пространств.
Международное морское право - совокупность норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов. Данная отрасль является одной из наиболее древних частей международного права, уходящей своими корнями в эпоху античного мира. Но его кодификация была осуществлена впервые лишь в 1958 г. в Женеве Первой Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции:
* о территориальном море и прилежащей зоне;
* об открытом море;
* о континентальном щельфе;
* о рыболовстве и охране живых ресурсов моря.
Произошедшие в последнее время изменения в эксплуатации ресурсов Мирового океана нашли свое отражение в новых конвенциях - например, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая является сегодня основной в морском праве.
Пространства Мирового океана с международно-правовой точки зрения подразделяются на
* пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них;
* пространства, на которые не распространяется суверенитет одного из них.
Принадлежность какого-либо пространства к одной из указанных категорий определяется правовым статусом и правовым режимом.
К первой группе традиционно относятся: внутренние морские воды, территориальное море, архипелажные воды и т.д.. Ко второй группе принадлежат: прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф и т.д.
Внутренние морские воды - воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря. К ним относятся: акватории портов; море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству, морские бухты, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль (если более 24 миль, то для отсчета внутренних вод внутри залива проводиться от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морские мили таким образом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее морское пространство.
Указанные выше правила отсчета не относятся к историческим заливам, которые независимо от ширины считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции (залив Петра Великого на Дальнем Востоке, Гудзонов Залив (Канада) и т.д.).
Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних (или архипелажных вод), называется территориальным морем или территориальными водами. На них распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега. Может также применяться и метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.
Согласно Конвенции 1982 г. “каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль”, отмеряемых от установленных ею исходных линий. В настоящее время тем не менее около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит.
Дополнительная морская зона за пределами территориального моря, создаваемая для осуществления в ней контроля прибрежного государства с целью обеспечения выполнения иностранными судами иммиграционных, таможенных, фискальных и санитарных правил, называется прилежащей зоной. В Конвенции 1958 г. зафиксировано право государства устанавливать прилежащую зону в пределах до 12 морских миль. Однако Конвенция 1982 г. указывает, что прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от исходных линий для измерения ширины территориального моря. Это означает, что прилежащую зону могут устанавливать также государства, у которых ширина территориального моря достигает 12 морских миль.
Под континентальным шельфом с геологической точки зрения понимается подводное положение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон. С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов. Прежде всего в расчет принимаются соображения экономического характера (кораллы, губки, залежи полезных ископаемых и т.д.). Международное право (Конвенция 1982 г.) устанавливает максимальную ширину континентального шельфа в 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины 2500 м.
Район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, называется исключительной экономической зоной. В настоящее время свыше 80 государств имеют исключительные экономические или рыболовные зоны шириной до 200 миль.
Пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств, традиционно именовались открытым морем. Несмотря на различный правовой статус пространств, входящих в открытое море, ни на одно из них не распространяется суверенитет государства.
На части моря, расположенные за пределами исключительной экономической зоны в сторону от берега, Конвенция 1982 г. распространяет действие правового режима, который традиционно применялся к открытому морю.
Под закрытым морем понимается море, которое омывает берега нескольких государств и по своему географическому положению не может быть использовано для транзитного прохода через него в другое море. Доступ из открытого моря в закрытое море осуществляется по узким морским путям, ведущим только к берегам государств, расположенных вокруг закрытого моря. В качестве примера можно привести Черное и Балтийское моря.
Проливы - естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны.
Проливы, являющиеся проходами, ведущими во внутренние воды государства или проливы, которые не используются для международного судоходства и в силу исторической традиции составляют внутренние морские пути, не относятся к международным. Их правовой режим определяется законами и правилами прибрежного государства.
Международными считаются все проливы, используемые для международного судоходства и соединяющие между собой:
* части открытого моря (или экономических зон);
* части открытого моря (экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких государств.
Правовой статус и режим отдельных наиболее важных международных поливов регламентирован специальными конвенциями (Черноморские поливы: Босфор - Мраморное море - Дарданеллы; Балтийские проливы: Большой и Малый Бельты, Зунд).
2.Основные международные принципы и нормы правового регулирования морских пространств.
Принадлежность части Мирового океана к одному из видов морских пространств определяет правовое положение, или правовой статус, этой части моря. Правовой статус какого-либо морского пространства оказывает большое воздействие на порядок установления и содержания правового режима, регулирующего деятельность в данном пространстве. При этом, естественно, учитываются и иные обстоятельства, в частности значение соответствующего морского пространства для коммуникаций и различных видов сотрудничества между государствами.
Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежным государством по его усмотрению. В частности, судоходство и рыболовство во внутренних морских водах, а также научная и изыскательская деятельность регулируются исключительно законами и правилами прибрежного государства. В этих водах иностранцам обычно запрещено заниматься любыми промыслами и исследовательской деятельностью без специального разрешения. Как правило, любые иностранные суда могут заходить во внутренние воды другого государства с разрешения последнего. Исключением являются случаи вынужденного захода судов ввиду стихийного бедствия, а также воды открытых портов.
Акватории морских портов являются частью внутренних морских вод. Поэтому прибрежное государство вправе само определять порядок доступа в свои порты судов других стран, а также порядок их пребывания там. Оно вправе как суверен решать вопрос о том, открывать или нет те или иные свои порты для захода иностранных судов. Этот международный обычай был подтвержден Конвенцией о режиме морских портов, заключенной в Женеве в 1923 году. Ее участниками являются около 40 прибрежных государств.
Тем не менее в интересах развития международных отношений прибрежные государства открывают многие из своих торговых портов для свободного захода иностранных судов без их дискриминации.
Согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, для захода в морские порты иностранных ядерных судов требуется предоставление соответствующему прибрежному государству заблаговременной информации о том, что такой заход не будет угрожать ядерной безопасности.
Для захода в морские порты иностранных военных кораблей необходимо приглашение прибрежного государства или получение предварительного разрешения, а в некоторых странах требуется уведомить прибрежное государство.
Все суда во время пребывания в иностранных портах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе по вопросам пограничного, таможенного, санитарного режимов, взыскания портовых сборов и т. д.
Обычно государства заключают между собой договоры о торговле и мореплавании, которые определяют порядок захода и правовой режим пребывания в портах торговых судов договаривающихся государств. При обслуживании иностранных судов и оказании им услуг в портах применяется один из двух принципов: национального режима (предоставление режима, которым пользуются отечественные суда) либо наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо наиболее благоприятствуемого третьего государства).
Разрешение уголовных дел, касающихся моряков и других лиц, находящихся на борту иностранных судов при пребывании их в портах, и гражданских дел, связанных с самими указанными судами, их экипажами и пассажирами, относится к компетенции судебных учреждений прибрежного государства. Обычно власти прибрежного государства воздерживаются от осуществления уголовной юрисдикции в отношении моряков иностранных торговых судов в тех случаях, когда это не вызывается интересами прибрежного государства, то есть когда правонарушения, совершенные на борту иностранного торгового судна, не носят тяжкого характера, не затрагивают интересов граждан прибрежного государства, не нарушают общественного спокойствия или общественного порядка в нем или его безопасности, не затрагивают интересов лиц, не принадлежащих к составу экипажа данного судна.
Согласно международному обычаю и практике государств, во внутренних водах на иностранных судах внутренний распорядок (в частности, отношения между капитаном и экипажем судна) регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.
Военные корабли, законно находящиеся в иностранном порту, пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Но они обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также соответствующие нормы международного права (запрещение угрозы силой или ее применения, невмешательство и др.).
Государственные морские невоенные суда, в том числе и торговые, на основе исторически сложившегося давнего обычая также пользовались иммунитетом от иностранной юрисдикции на море. Однако Женевские конвенции 1958 года о территориальном море и прилежащей зоне, а также об открытом море, равно как и Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, в отличие от указанного обычая, признают иммунитет лишь за государственными судами, эксплуатируемыми в некоммерческих целях.