Файл: Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo_Kurs_lektsiy_V_G-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2020

Просмотров: 2845

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Международное публичное право

Лекция 1. Юридическая природа международного публичного права…………5

Лекция 2. Система и источники международного публичного права…………15

Лекция 3. Основные этапы формирования международного публичного права………………………………………………………………………………...22

Лекция 4. Международная правосубъектность. ……….………………………..29

Лекция 8. Право урегулирования международных споров.….………………....60

Лекция 11. Право международных договоров: ………………….…….………...93

Лекция 12. Право международных организаций………………….…………...103

Лекция 14. Право международной безопасности……………….……………..133

Лекция 20 .Право вооруженных конфликтов………………………….………..200

ВВЕДЕНИЕ

Лекция 2. Система международного публичного права.

Лекция 3. Основные этапы формирования международного публичного права.

3. Основания международно-правовой ответственности

Уставные цели Совета Европы - защита прав человека и плюралистической демократии; содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности; поиск совместных решений социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, биоэтика, СПИД, наркомания и т.д.); развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы; помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении политических, законодательных и конституциональных реформ.

Вопросы самоконтроля знаний

Действующие в настоящее время Международные правила предупреждения столкновения судов были приняты в 1972 году. В них определен порядок пользования сигналами (флажными, звуковыми или световыми), применения радиолокаторов, расхождения и скорости судов при их сближении и др. Вопросы спасания на море регулируются Конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 года и Конвенцией о спасании 1989 года.

Общие положения, относящиеся к обязанностям государства в отношении обеспечения безопасности плавания судов, плавающих под его флагом, оказания помощи и ответственности в случае столкновения, содержатся в Конвенции об открытом море 1958 года и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

В 1988 году была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против стационарных платформ на континентальном шельфе. Указанные соглашения предусматривают меры борьбы с терроризмом на море, возлагая на их участников осуществление этих мер.

В Конвенции ООН по морскому праву содержатся принципиально важные положения, формулирующие обязанности государств по защите и сохранению морской среды, Они касаются предотвращения и сокращения загрязнения морской среды из источников, находящихся на суше, в результате деятельности на морском дне, загрязнения с морских судов, а также путем захоронения токсичных, вредных и ядовитых веществ или загрязнения из атмосферы или через нее.

Государствами были заключены специальные конвенции по борьбе с загрязнением моря нефтью. Это, в частности, Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 года, Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 года, Международная конвенция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению моря нефтью 1969 года, которая в 1973 году была дополнена Протоколом о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами иными, чем нефть.

В 1973 году вместо упомянутой выше Конвенции 1954 года с учетом интенсивности судоходства и появления новых источников загрязнений была заключена новая Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью и другими жидкими веществами. Она ввела «особые районы», в которых полностью запрещен сброс нефти и ее отходов (Балтийское море с проливной зоной, Черное и Средиземное моря и некоторые другие). В 1982 году новая конвенция вступила в силу.

В 1972 году была заключена Конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов (имеется в виду сброс отходов и материалов, содержащих ртуть, радиоактивные вещества, отравляющие газы и подобные опасные вещества). Конвенция приравнивает к сбросу преднамеренное затопление судов, самолетов, платформ и других сооружений.


Предотвращению загрязнения морской среды радиоактивными отходами содействуют также Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах и Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.

Начиная с середины XIX века некоторые страны, у которых ширина территориального моря составляла 3—4—6 морских миль, стали устанавливать дополнительную морскую зону за пределами своего территориального моря для осуществления в ней контроля с целью обеспечения выполнения иностранными судами иммиграционных, таможенных, фискальных и санитарных правил. Такие зоны, прилегающие к морской территории прибрежного государства, получили название прилежащих зон. Суверенитет прибрежного государства на эти зоны не распространяется, и они сохраняют статус открытого моря.

Право прибрежного государства устанавливать прилежащую зону в таком виде и в пределах до 12 морских миль получило закрепление в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года (ст. 24).

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года также признает право прибрежного государства на прилежащую зону, в которой оно может осуществлять контроль, необходимый для: а) предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря; б) наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря (п. 1 ст. 33).

Однако Конвенция ООН по морскому праву, в отличие от Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, указывает, что прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от исходных линий для измерения ширины территориального моря. Это означает, что прилежащую зону могут устанавливать также и те государства, у которых ширина территориального моря достигает 12 морских миль.

С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов.

На I Конференции ООН по морскому праву в 1958 году была принята специальная Конвенция о континентальном шельфе, признавшая суверенные права прибрежного государства над континентальным шельфом в целях разведки и разработки его естественных богатств, в том числе минеральных и других неживых ресурсов поверхности и недр морского дна, живых организмов «сидячих видов» (жемчуг, губки, кораллы и др.), прикрепленных к морскому дну или передвигающихся по нему или под ним в надлежащий период своего развития. К последним видам были отнесены также крабы и другие ракообразные.

Конвенция предусмотрела право прибрежного государства при осуществлении разведки и разработки естественных богатств континентального шельфа возводить необходимые сооружения и установки, а также создавать вокруг них 500-метровые зоны безопасности. Эти сооружения, установки и зоны безопасности не должны устанавливаться, если это может создать препятствия для использования признанных морских путей, имеющих существенное значение для международного судоходства.


Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. Следовательно, осуществление этих прав не должно вести к ущемлению свободы судоходства и свободы полетов над континентальным шельфом. Кроме того, все государства вправе прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе.

Как правило, прибрежные государства регламентируют разведку и разработку природных ресурсов и научную деятельность на прилежащих шельфах своими национальными законами и правилами.

Исключительная экономическая зона в соответствии с Конвенцией 1982 года представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В этом районе установлен специфический правовой режим. Конвенция предоставила прибрежному государству в исключительной экономической зоне суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов, как живых, так и неживых, а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

Конвенция предусматривает право других государств при определенных условиях участвовать в промысле живых ресурсов исключительной экономической зоны. Однако это право может быть осуществлено только по соглашению с прибрежным государством.

За прибрежным государством признана также юрисдикция в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и сохранения морской среды. Морские научные исследования, создание искусственных островов, установок и сооружений для экономических целей могут осуществляться в исключительной экономической зоне другими странами с согласия прибрежного государства.

В то же время другие государства, как морские, так и не имеющие выхода к морю, пользуются в исключительной экономической зоне свободами судоходства, полетов над ней, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными видами использования моря, относящимися к этим свободам. Указанные свободы осуществляются в зоне как в открытом море. На зону распространяются также другие правила и нормы, регулирующие правопорядок в открытом море (исключительная юрисдикция государства флага над своим судном, допустимые изъятия из нее, право преследования, положения о безопасности мореплавания и т. д.). Никакое государство не вправе претендовать на подчинение экономической зоны своему суверенитету. Это важное положение применяется без ущерба для соблюдения других положений правового режима исключительной экономической зоны.


В связи с этим следует обратить внимание на то обстоятельство, что Конвенция предписывает, чтобы прибрежное государство и другие государства при осуществлении своих прав и обязанностей в зоне должным образом учитывали права и обязанности друг друга и действовали соответственно положениям Конвенции.

В настоящее время свыше 80 государств имеют исключительные экономические или рыболовные зоны шириной до 200 морских миль. Правда, законы некоторых из этих государств пока не полностью соответствуют положениям Конвенции ООН по морскому праву. Но эта ситуация будет изменяться по мере дальнейшего укрепления режима, предусмотренного Конвенцией.

В результате научно-технического прогресса оказались досягаемыми для эксплуатации не только природные ресурсы континентального шельфа, но и глубоководные залежи минералов, находящихся на морском дне и в его недрах за пределами континентального шельфа. Реальная перспектива их добычи породила проблему правового регулирования эксплуатации природных ресурсов района Мирового океана, который получил название международного района морского дна, за пределами действия национальной юрисдикции или, говоря точнее, за пределами континентального шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года провозгласила международный район морского дна и его ресурсы «общим наследием человечества». Естественно, что правовой режим этого района и эксплуатации его ресурсов в соответствии с указанным положением может определяться только всеми государствами совместно.

Определяя правовое положение международного района, Конвенция устанавливает, что «ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части района или его ресурсов и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть» (ст. 137).

Все права на ресурсы района принадлежат всему человечеству, от имени которого будет действовать Международный орган по морскому дну. Деятельность в международном районе организуется, осуществляется и контролируется этим Органом (ст. 153).

Согласно Конвенции, главными органами Международного органа по морскому дну являются Ассамблея, состоящая из членов Органа, Совет, включающий 36 членов Органа, избираемых Ассамблеей, а также Секретариат.

Конвенция ООН по морскому праву не определяя содержания правового режима закрытых или полузакрытых морей, которые в русском тексте Конвенции именуются «замкнутыми или полузамкнутыми морями» (ст. 122), устанавливает приоритетные права прибрежных государств на управление живыми ресурсами, защиту и сохранение морской среды и координацию научных исследований в закрытых и полузакрытых морях (ст. 123).

При установлении правового режима морских проливов государствами учитываются, как правило, два связанных между собой фактора: географическое положение того или иного пролива и его значение для международного судоходства.


Проливы, являющиеся проходами, ведущими во внутренние воды государства (например, Керченский или Ирбенский), или проливы, которые не используются для международного судоходства и в силу исторической традиции составляют внутренние морские пути (например, Лаптева или Лонг-Айленд), не относятся к международным. Их правовой режим определяется законами и правилами прибрежного государства.

Международными считаются все проливы, используемые для международного судоходства и соединяющие между собой: 1) части открытого моря (или экономических зон); 2) части открытого моря (экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких других государств.

Конкретные проливы могут иметь свои особенности. Тем не менее считается, что, например, Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский, Сингапурский, Малаккский, Баб-эль-Мандебский, Ормузский и другие проливы являются мировыми морскими путями, открытыми для свободного или беспрепятственного мореплавания и воздушной навигации всех стран. Такой режим действует в этих проливах на протяжении длительного исторического периода в силу международных обычаев или международных соглашений.

Конвенция не затрагивает правового режима проливов, проход в которых регулируется в целом или частично действующими международными конвенциями, находящимися в силе, которые специально относятся к таким проливам. Такого рода конвенции, как правило, заключались в прошлом применительно к проливам, ведущим в закрытые или полузакрытые моря, в частности в отношении Черноморских проливов (Босфор — Мраморное море — Дарданеллы) и Балтийских проливов (Большой и Малый Бельты, Зунд).

Существующие морские каналы построены на территориях определенных государств под их суверенитетом. Однако для некоторых морских каналов в силу их большого значения для международного мореплавания или по историческим основаниям были установлены международные правовые режимы. Такие режимы установлены для Суэцкого, Панамского и Кильского каналов.

В Конвенции по морскому праву получил разрешение вопрос и об архипелажных водах. Архипелажные воды состоят из вод, расположенных между островами, входящими в состав государства-архипелага, которые отграничиваются от других частей моря вокруг государства-архипелага прямыми исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и обсыхающих рифов архипелага. Длина таких линий не должна превышать 100 морских миль, и лишь 3% их общего числа могут иметь максимальную длину 125 морских миль. Соотношение между площадью воды и площадью суши внутри этих линий должно составлять от 1:1 до 9:1. Следовательно, не каждое государство, состоящее из островов, может иметь архипелажные воды. Их не имеют, например, Великобритания и Япония.