ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2020
Просмотров: 4248
Скачиваний: 25
Содержание контроля состояния технической защиты ин
формации
составляет оценка деятельности (состояния работ) по
противодействию ИТР и технической защите информации, а так
же эффективности мер (мероприятий) по защите государствен
ных и промышленных объектов, образцов вооружения и военной
техники, информационных систем, средств и систем связи и уп
равления (далее — контроль эффективности защиты).
Контроль деятельности по технической защите информа
ции
заключается в проверке организации работ по защите инфор
мации, наличия органов (подразделений) технической защиты ин
формации, включения задач зашиты информации в положения о
подразделениях и функциональных обязанностях должностных
лиц, наличия и содержания внутренних организационно-распо
рядительных документов (приказов, руководств, положений, ин
струкций) на соответствие требованиям правовых и нормативных
документов в области защиты информации, порядка и своевре
менности их доведения до исполнителей и подведомственных орга
низаций, наличия и полноты планов работ по технической защи
те информации и контролю ее эффективности, а также состояния
их выполнения.
Контроль эффективности защиты
— это проверка соответ
ствия качественных и количественных показателей эффективно
сти мер (мероприятий) по противодействию ИТР и технической
защите государственных и промышленных объектов, образцов во
оружения и военной техники, информационных систем, средств
и систем связи и управления требованиям или нормам эффектив
ности защиты информации.
Состав видов технической разведки и их возможности, угрозы
безопасности информации и каналы ее утечки, подлежащие кон
тролю, определяются Гостехкомиссией России в соответствующих
моделях технических разведок и концепциях защиты.
В зависимости от
вида контроль эффективности защиты
может быть организационным и техническим.
Организационный контроль
— проверка соответствия полно
ты и обоснованности мероприятий по защите требованиям руко
водящих документов в области технической защиты информации.
Технический контроль
— это контроль эффективности защи
ты, проводимый с использованием соответствующих средств. Це
лью технического контроля является получение объективной и
достоверной информации о состоянии защиты объектов контро
ля. При проведении технического контроля оценивается соответ
ствие объективных показателей состояния защиты объекта пре
дельно допустимым значениям (нормам). Для проведения техни
ческого контроля эффективности защиты информации могут ис
пользоваться космические, воздушные, наземные, морские, а также
встроенные средства технического контроля.
Проведение объема технического контроля эффективности
технической защиты информации
может быть разным.
Комплексный контроль
проводится по всем каналам возмож
ной утечки информации (несанкционированного доступа к ин
формации или воздействия на нее), характерным для контроли
руемого технического средства (образца, объекта информатиза
ции), причем оценка эффективности технической защиты инфор
мации осуществляется во взаимной увязке результатов обследова
ния по всем указанным каналам.
Целевой контроль —
это проверка по одному из каналов воз
можной утечки информации, характерных для контролируемого
технического средства, в котором циркулирует защищаемая ин
формация.
Для
выборочного контроля
из всего состава технических средств
на объекте для проверки выбирают те из них, которые по резуль
татам предварительной оценки с наибольшей вероятностью име
ют технические каналы утечки защищаемой информации.
В зависимости от имеющихся условий проведения технический
контроль эффективности технической защиты информации мо
жет осуществляться тремя методами.
В ходе
инструментального контроля
используется техниче
ское измерительное средство и моделируются реальные условия
работы технического средства разведки.
При
инструментально-расчетном
контроле измерения прово
дятся в непосредственной близости от объекта контроля, а затем
результаты измерений пересчитываются относительно предполагае
мого места (условий) нахождения технического средства разведки.
Для проведения
расчетного контроля
эффективность защиты
оценивается математически, исходя из реальных условий разме
щения и возможностей технического средства разведки и извест
ных характеристик объекта контроля.
Технический контроль осуществляется в соответствии с
методиками контроля состояния технической защиты инфор
мации
, утвержденными или согласованными с ФСТЭК России.
Не допускается физическое подключение технических средств кон
троля, а также формирование тестовых режимов, запуск тестовых
программ на образцах, средствах и информационных системах в
процессе выполнения ими обработки информации или техноло
гического процесса.
Технический контроль состояния защиты информации в си
стемах управления производствами, транспортом, связью, энер
гетикой и передачи финансовой и другой информации осуществ
ляется в соответствии со специально разрабатываемыми програм
мами и методиками контроля, согласованными Гостехкомиссией
России, владельцем объекта и ведомством по подчиненности объек
та контроля.
Во всех органах исполнительной власти и организациях
про
веряется:
• наличие должностных лиц, структурных подразделений или
отдельных сотрудников по защите информации, уровень их под
готовки (квалификации);
• наличие и полнота отработки Руководства по технической
защите информации в соответствии с требованиями руководящих
документов ФСТЭК России, правильность оценки опасности тех
нических средств разведки применительно к данному объекту;
• наличие и достаточность руководящих и внутренних органи
зационно-распорядительных документов по защите информации;
• наличие физической защиты территории и здания, где разме
щаются устройства и носители информации, с помощью техни
ческих средств охраны и специального персонала, обеспечение
пропускного режима и специального оборудования помещений,
где размещаются устройства и носители информации;
• своевременность и правильность категорирования выделен
ных помещений, соблюдение порядка их аттестации при вводе в
эксплуатацию, оформление разрешения на проведение закрытых
мероприятий и ведение переговоров по секретной тематике;
• эффективность мероприятий по защите информации, осуще
ствляемых на объектах при посещении их иностранными пред
ставителями;
• организация и фактическое состояние доступа персонала к
защищаемым информационным ресурсам, наличие и качество
организационно-распорядительных документов по допуску пер
сонала к защищаемым ресурсам;
• выполнение организационных и технических мер по техни
ческой защите информации при ее обработке средствами вычис
лительной и оргтехники;
• соответствие принятых мер по технической защите информа
ции установленным нормам и требованиям.
В органах исполнительной власти и органах производствен
ного управления
(холдингах, аппаратах научно-производственных
и производственных объединений, вышестоящих акционерных об
ществах по отношению к дочерним и зависимым организациям)
проверяется:
• наличие в системе соответствующего органа исполнительной
власти или производственного управления (далее — органа уп
равления) необходимых руководящих документов по защите ин
формации;
• своевременность доведения требований руководящих доку
ментов по технической защите информации до сотрудников ап
парата и подведомственных организаций;
• состояние информационной безопасности в ведомственных
(корпоративных) сетях связи и информатизации;
• деятельность аппарата органа управления по методическо
му руководству и координации работ по технической защите
информации в отраслевых (дочерних, зависимых) организа
циях.
В научно-исследовательских и проектных организациях, на
промышленных предприятиях и в испытательных организациях
оборонного промышленного комплекса
проверяется также:
• перечень проводимых работ и создаваемых образцов воору
жения и военной техники, подлежащих защите от технических
разведок, в соответствии с годовым планом (перечнем) работ по
оборонной тематике;
• наличие в технических заданиях на разработку (создание) из
делий (систем, средств, объектов) разделов по защите охраняемых
сведений (характеристик) и конкретных требований по защите
информации;
• качество проработки и обоснованность в эскизных и техни
ческих проектах мероприятий по защите информации, перечней
охраняемых сведений и демаскирующих признаков, правильность
определения технических каналов утечки информации и их опас
ности;
• наличие и полнота отработки «Инструкции по технической
защите информации (противодействию техническим средствам
разведки)» для различных этапов жизненного цикла объектов за
щиты (изделий);
• наличие и правильность ведения документов на рабочие мес
та, где проводятся работы по закрытой тематике, а также журна
лов учета времени работы изделий;
• правильность оценки разведдоступности защищаемых работ
(изделий) на объекте и основные результаты проведенного ранее
на объекте технического контроля (аттестации);
• наличие и деятельность экспертных комиссий на предприя
тиях, осуществляющих поставки образцов вооружения и военной
техники на экспорт, а также степень привлечения к их работе
специалистов по технической защите информации и представи
телей заказчика;
• эффективность мер по защите охраняемых характеристик об
разцов вооружения и военной техники, их элементов — носите
лей защищаемой информации, охраняемых характеристик пред
приятия (как объекта защиты) по результатам технического конт
роля.
В информационных и автоматизированных системах обра
ботки информации
проверяется:
• наличие сведений, составляющих государственную или слу
жебную тайну, циркулирующих в средствах обработки информа
ции и помещениях в соответствии с принятой на объекте техно
логией обработки информации;
• правильность категорирования объектов информатизации, а
также классификации автоматизированных систем в зависимости
от степени секретности обрабатываемой информации;
• наличие и правильность оформления аттестатов соответствия
на объекты информатизации, а также сертификатов на средства
защиты информации, наличие материалов по специальным ис
следованиям и специальным проверкам технических средств
(в необходимых случаях);
• организация и фактическое состояние доступа обслуживаю
щего и эксплуатирующего персонала к защищаемым информаци
онным ресурсам, наличие и качество организационно-распоря
дительных документов по допуску персонала к защищаемым ре
сурсам, организация учета, хранения и обращения с конфиденци
альными машинными носителями информации;
• состояние учета всех технических и программных средств оте
чественного и иностранного производства, участвующих в обра
ботке информации, подлежащей защите, наличие и правильность
оформления документов по специальным исследованиям и про
веркам технических средств информатизации, в том числе на на
личие недекларированных возможностей программного обеспе
чения;
• правильность размещения технических средств информати
зации (с привязкой к помещениям, в которых они установлены),
трасс прокладки информационных и неинформационных цепей,
выходящих за пределы контролируемой территории, в соответ
ствии с предписаниями на эксплуатацию;
• обоснованность и полнота выполнения организационных и
технических мер по защите информации, циркулирующей в сред
ствах электронной вычислительной техники;
• наличие, правильность установки и порядка эксплуатации
средств защиты от несанкционированного доступа и специаль
ных программно-математических воздействий к информации;
• выполнение требований по технической защите информации
при присоединении автоматизированных систем ее обработки к
внешним и международным информационным системам общего
пользования;
• оценка эффективности мер зашиты по результатам проведе
ния выборочного технического контроля.
В системах и сетях связи, автоматизированных системах
управления и передачи данных
проверяется:
• выполнение требований по технической защите информации
при присоединении ведомственной (внутренней) сети связи к сети
связи общего пользования, взаимоувязанной сети связи Россий
ской Федерации;
• полнота и правильность оценки разведдоступности каналов и
линий связи, анализ характера передаваемой по ним информации;