ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2020

Просмотров: 4256

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

•  наличие  и  правильность  установки  аппаратуры  технической 

защиты  информации  в  каналах  связи,  а  также  ее  исправность  и 
работоспособность;

• обоснованность и полнота выполнения мероприятий по обес­

печению защищенности от воздействий систем автоматизирован­
ного  управления,  а  также  систем  передачи  оперативно-диспет- 

черской  информации;

•  состояние  технической  защиты  информации  в  ходе деятель­

ности  предприятий  связи  по  обеспечению  живучести  и  устойчи­
вости  магистральных  сетей  связи;

•  обеспечение  защищенности  от  программно-математических 

воздействий  и несанкционированного доступа систем управления 
цифровым  коммутационным  оборудованием;

• эффективность мероприятий по защите оконечных устройств 

и  коммутационного  оборудования,  размещенных  в  выделенных 
помещениях  или  передающих подлежащую защите  информацию, 
наличие  материалов  по специальным  исследованиям  и  специаль­
ным  проверкам  технических  средств  (в  необходимых  случаях).

В финансово-кредитных организациях

обслуживающих орга­

ны исполнительной власти и предприятия оборонного промыш­

ленного  комплекса

,  проверяется:

• наличие требований по технической защите информации кли­

ентов финансово-кредитной организации — органов исполнитель­
ной  власти и  предприятий оборонного промышленного комплек­
са;

• наличие специального участка (комплекса технических средств) 

для  обработки  информации,  подлежащей  защите;

•  эффективность специального технологического процесса вы­

деления подлежащей защите  информации из общего массива фи­

нансовой  информации.

В организациях

осуществляющих топографо-геодезинескую

 

и  картографическую  деятельность  или  использующих  топог-

 

рафо-геодезическую  информацию

,  проверяется:

•  наличие  лицензий  и  разрешений  на  выполнение  топографо­

геодезических  и  картографических работ;

•  технические  мероприятия  по  защите  информации  при  осу­

ществлении  цифровой  обработки  фотоматериалов  и  обоснован­
ность  грифа  секретности  производных  материалов;

• технические  мероприятия по защите  информации при разра­

ботке и  изготовлении тематических и  специальных карт и  планов 
на  основе  секретных топографических  материалов;

•  соответствие  установленному  порядку  производства,  реали­

зации или эксплуатации  аппаратуры для  определения  координат, 
работающей  по  сигналам  космических аппаратов;

•  порядок  внедрения  и  использования  геоинформационных 

систем для  целей  обработки  подлежащей  защите  информации.


background image

Г л а в а   18

Управление  комплексной  системой

 

защиты  информации  в  условиях

 

чрезвычайных  ситуаций

18.1.  Понятие  и  основные  виды  чрезвычайных

 

ситуаций

Рассмотрим общие аспекты деятельности, связанные с возник­

новением  чрезвычайных  ситуаций  (далее  —  ЧС)  и  организацией 

деятельности  по  предотвращению  или  минимизации  ущерба,  ко­

торый  в  их  результате  может  быть  нанесен  защищаемой  инфор­

мации.

Чрезвычайная  ситуация  —

  это  обстановка  на  определенной 

территории,  сложившаяся  в  результате  аварии,  опасного  природ­

ного явления,  катастрофы, стихийного или  иного бедствия,  кото­
рые  могут  повлечь  или  повлекли  за  собой  человеческие  жертвы, 
ущерб  здоровью  людей  или  окружающей  природной  среде,  зна­
чительные  материальные  потери  и  нарушение условий жизнедея­
тельности  людей  [48].

В  соответствии  с  нормативно-правовыми  документами  [35]  в 

Российской  Федерации  принята  следующая  классификация  ЧС:

•  по  источникам  происхождения  —  природного  или  техноген­

ного  характера;

•  по  масштабам,  в  зависимости  от  количества  пострадавших, 

размеров материального ущерба  или  границ распространения  по­
ражающих  факторов  ЧС  —  локальные,  местные,  территориаль­

ные,  региональные,  федеральные  и  трансграничные.

Перечни  источников  ЧС,  их  подробная  классификации  изла­

гаются  в  целом  ряде  стандартов  и  нормативных  документов,  ос­
новные  из  которых  приведены  в  конце  главы.

При подготовке внутренних нормативных документов предпри­

ятия  по  вопросам  ликвидации  ЧС  необходимо  также  учитывать 
требование  законодательства  о  том,  что  ликвидация  ЧС  осуще­

ствляется  силами  и  средствами  предприятий,  учреждений  и  орга­

низаций  независимо от их организационно-правовой  формы,  ор­
ганов  местного  самоуправления,  органов  исполнительной  власти 

субъектов  Российской  Федерации,  на  территориях  которых  сло­
жилась ЧС, под руководством соответствующих комиссий по чрез­

вычайным  ситуациям:


background image

ликвидация локальной  ЧС осуществляется силами и средства­

ми  организации;

ликвидация  местной  ЧС  осуществляется  силами  и  средствами 

органов  местного  самоуправления;

ликвидация территориальной ЧС осуществляется силами и сред­

ствами органов исполнительной власти субъекта Российской Феде­
рации;

ликвидация  региональной  и  федеральной  ЧС  осуществляется 

силами  и  средствами  органов  исполнительной  власти  субъектов 
Российской  Федерации,  оказавшихся в  зоне  ЧС.

При недостаточности  собственных сил и средств для ликвида­

ции  локальной,  местной,  территориальной,  региональной  и  фе­

деральной ЧС соответствующие комиссии по ЧС могут обращать­

ся  за  помощью  к вышестоящим  комиссиям по ЧС.

Хотелось отметить особую опасность ЧС,  возникших в резуль­

тате террористических акций и различного рода действий крими­

нального  характера.

18.2.  Технология  принятия  решений

 

в  условиях  ЧС

Управление  мероприятиями  по  предупреждению  и  ликвида­

ции  ЧС  включает:

• организацию и осуществление мероприятий по поддержанию 

готовности  предприятия  к действиям  в  ЧС;

•  изучение, анализ и оценку потенциально опасных объектов и 

прогнозирование  возможной  обстановки на них;

•  принятие решений на ликвидацию ЧС,  возникших на объек­

тах  предприятия;

•  постановку  задач  подчиненным  должностным  лицам,  орга­

нам  управления  и  подразделениям  (силам)  на ликвидацию  ЧС;

•  планирование  и  организацию  подразделений  (сил)  при  воз­

никновении  ЧС;

•  организацию  и поддержание  взаимодействия;
•  организацию  и  выполнение  мероприятий  по  всестороннему 

обеспечению  подразделений  (сил),  задействованных  в  ликвида­

ции  ЧС  и  ее  последствий;

•  организацию  системы  управления  при  ликвидации ЧС;
•  организацию  выполнения  поставленных задач  в  ходе  ликви­

дации  ЧС.

При  возникновении  ЧС  управление  осуществляется,  как  пра­

вило,  через специально создаваемую оперативную  группу  (штаб), 
состав которой определяется в зависимости  от места возникнове­
ния, масштаба и характера ЧС. Оперативная группа (штаб) созда­
ется  заблаговременно.  В  ее  состав,  как правило,  включаются:


background image

•  руководитель  предприятия  и  его  заместители;
•  руководители  основных  производственных  подразделений;
•  руководители  (ответственные  представители)  службы  без­

опасности,  отдела  кадров,  отдела  по  установлению  контактов  с 
общественностью,  финансового  отдела.

Оперативная  группа  (штаб)  не  только  предпринимает  меры  в 

случае  возникновения  ЧС,  но  занимается  также  разработкой  ме­
роприятий  по  их  предупреждению.

Цель  планирования  действий  в  условиях  ЧС  заключается  в 

минимизации  отрицательных  последствий  независимо  от  их  ха­

рактера  и  масштаба.

18.3.  Факторы,  влияющие  на  принятие

 

решений  в  условиях  ЧС

Анализ  источников  ЧС  и  физической  природы  их  проявления 

позволяет  сделать  вывод,  что  основными  факторами,  влияющими 
на адекватность принимаемых решений условиям реально склады­
вающейся обстановки,  вызванной чрезвычайной ситуацией,  будут:

• 

неопределенность,

  связанная  со  сложностью  сбора  и  обра­

ботки информации в условиях воздействия источников ЧС, с воз­

можными  повреждениями линий  и  аппаратуры  связи,  нанесени­
ем ущерба или уничтожением автоматизированных систем управ­

ления,  комплексным  проявлением  негативных  воздействий  ис­

точников ЧС  (природные  источники ЧС рано или поздно «запус­

кают  в действие»  техногенные  и  т.п.);

• 

ограниченность во времени,

 связанная с необходимостью приня­

тия  решений  в  сжатые  сроки,  высокой  скоростью  изменения  об­
становки, фактором наличия инициативы на стороне «противника» 

(независимо от формы  его  проявления  —  наводнение  или  крими­

нальная  группа),  необходимостью  сработать  «на опережение»;

• 

физио-психологическое  состояние

  лиц,  принимающих  ре­

шения  и  их  исполнителей,  вызванное  неблагоприятным  воздей­
ствием  источников  чрезвычайных  ситуаций  (страх,  голод,  холод, 
жара  и  т.п.).

18.4.  Подготовка  мероприятий  на  случай

 

возникновения  ЧС

Очевидно,  что  сглаживание  воздействия  перечисленных ранее 

и других неблагоприятных факторов возможно  исключительно за 
счет  заблаговременного  планирования  (с  максимально  возмож­

ной  детализацией,  по  всем  наиболее  вероятным  вариантам),  под­


background image

готовки  материально-технического  обеспечения,  обучения  и  тре­
нинга персонала (на заключительном этапе обучения — путем про­
ведения учений  в  условиях,  близких к чрезвычайным  ситуациям).

Относительно защиты информации такое планирование долж­

но  предусматривать:

•  меры  по  защите  наиболее  важных  и  ценных  носителей  ин­

формации, потеря которых может привести к значительному ущер­
бу  (как  в  плане  потери  конфиденциальности,  так  и  в  отношении 

ущерба производственным  процессам);  к таким  мерам  относятся: 

назначение  ответственных  за  организацию  сохранности;  катего- 

рирование носителей информации по степени важности и их мар­
кирование; заблаговременная подготовка тары, средств транспор­
тировки,  мест эвакуации  и лиц,  ответственных за охрану;

•  подробные  инструкции  каждому  работнику,  определяющие 

перечень  и  последовательность  его  действий  (ранжированные  с 

учетом  приоритетов),  места  нахождения  используемых  средств, 

взаимодействие  с  другими  работниками  и  т.д.;

•  создание резервных копий  информации,  потеря  которой  мо­

жет  привести  к  срыву  производственных  процессов  или  восста­

новление  которой  требует  значительных затрат;

•  заблаговременное  распределение обязанностей  и  ответствен­

ности работников за сохранность носителей информации при воз­
никновении  ЧС;

•  материально-техническое  обеспечение  мероприятий,  имена, 

адреса и номера телефонов сотрудников, справочную информацию 
о взаимодействующих правоохранительных органах, вспомогатель­
ную  информацию  (маршруты  перевозок,  карты,  адреса,  и  т.д.).

Планирование  мероприятий,  проведение  тренировок  должны 

осуществляться  исходя  из того,  что при  минимальных затратах от 
них свести  к минимуму  последствия  ЧС.

В качестве одного из примеров и вариантов планирования пред­

лагаем  рассмотреть  «Примерную  инструкцию  о  порядке  работы 

государственных архивов  при  чрезвычайных  ситуациях»,  утверж­

денную  приказом  Росархива  от  28  марта  2001  г.  №  24.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ  АРХИВНАЯ  СЛУЖБА  РОССИИ

П Р И К А З  

от  28  марта  2001  г.  №  24

о  введении  в  действие  «Примерной  инструкции 

о  порядке  работы  государственных  архивов 

при  чрезвычайных  ситуациях»

В  целях  совершенствования  работы  государственных  архивов  в усло­

виях режима чрезвычайных ситуаций  (ЧС)  и ликвидации их последствий 
приказываю: