ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 826

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными положениями теории естественного права являются:

» право и закон - не одно и то же; » законы (писаное, "позитивное" право) созданы законода телями (людьми) и приняты государственными органами; » право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер; » право - совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость); » фактически право и мораль едины, ос нову права составляют нравственные ценности; » не всегда законы соответствуют естественному праву;

» права человека имеют естественный характер, принад лежат человеку от рождения и не зависят от воли зако нодателя. Достоинствами теории естественного права яв ляются:

~ прогрессивность; ~ признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;

~ допущение, что официальные законы не всегда соот ветствуют естественному праву (то есть, нормам справед ливости). ~ обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода и др.

К основным недостаткам теории естественного права относятся:

прямое отождествление права и морали;• противопоставление писаного (позитивного) и неписа ного (естественного) права, то есть конкретных формаль но-определенных юридических норм и абстрактных идей;• преувеличение роли неписаного права;

различное понимание людьми идей справедливости.• отрицание роли государства в правотворче ском процессе.

26. социологическая теория права.

Исток от школы свободного права.

Социологический подход к пониманию права отдает предпочтение действиям или правоотношениям. Причем правоотношения проти-вопоставляются нормам права, составляют центральное звено в пра¬вовой системе. Право — это не то, что задумано и записано, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности адресатов норм права. Нормы права представляют собой только часть права, а право не сводится к закону. Представители социоло¬гического подхода к праву различают право и закон. Собственно право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок.

Ро¬доначальниками этой школы являлись Р. Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих.

При социологическом подходе к пониманию права придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судей¬ского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юри¬дической практики. Однако социологическая школа имеет и недо¬статки. Во-первых, есть опасность размывания понятия права: оно становится очень неопределенным; во-вторых, возникает опасность произвола со стороны судебных и административных органов, т.е. любые действия государственного аппарата и должностных лиц будут признаваться правом; в-третьих, игнорируется тот факт, что право — это не сама деятельность субъектов, а регулятор их деятельности, об¬щественных отношений. Нельзя действия наделять свойствами регу¬лятора.



































27. сущность права.

Сущность права — это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойствен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает.

В юридической науке сложилось два главных подхода к определе¬нию сущности права.

1. Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления.

При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы — над общечеловеческими. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

2. Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом — ме-ханизм управления делами общества. Это не означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невы-полнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.

Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойст-венном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю господствующего класса на государственном уровне. Оно инстру-мент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает на¬силия, хотя не исключает юридической ответственности. Таким обра¬зом, все дело в мере принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Следовательно, право не исключает принуждения, но исключает при¬нуждение в форме насилия и подавления.

Говоря о праве, следует отметить, что оно представляет собой единство двух элементов: объективного и субъективного права.

Право в объективном смысле – это совокупность юридических норм, сформулированных и внешне выраженных в различных официальных актах государства.

Объективное право обладает качествами:

а) всеобщности, т.е. оно устанавливает общий для всех порядок;

б) общеобязательности, т.е. распространяет свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся на территории данного госу¬дарства;

в) способностью определять рамки юридической свободы участни-ков общественных отношений, и в первую очередь свободы выбора варианта действий в пределах, установленных законом;


г) стабилизатора общественных отношений, правопорядка в обще-стве и средством защиты правоотношений.

Субъективное право – это те конкретные права (правомочия), которые принадле¬жат каждому субъекту в отдельности. Субъективные права возникают на основе объективного права, т.е. норм права, закрепленных в зако¬нах и других нормативных правовых актах.

Для субъективного права характерны:

а) совокупность прав конкретного субъекта обществен¬ных отношений;

б) определение меры возможного и необходимого поведения субъ-екта;

в) возникновение в результате правоотношения как его содержа¬ния;

г) защита и охрана государством





28. Принципы права.

Сущность и социальное назначение права раскрывается и конкретизируется в его принципах и функциях.Принципы права — это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную ос¬нову возникновения, развития и функционирования права. Принципы права выражают то главное, основное в праве, что долж-но быть ориентировано, устремлено на его развитие..В юридической науке сложилось деление принципов права на общие (общеправовые), межотраслевые и отраслевые.

Общие принципы права -к праву в целом, распространяются на все его отрасли, способствуют стабильности действующей систе¬мы права.Общеправовые принципы, в свою очередь, можно подразделить на1) морально-этические (нравственную основу права) и 2)организационные( норма¬тивное содержание права). Вторая группа общих принципов, тесно вза-имосвязанная с первой, составляет организационно-процедурную ос¬нову права, ориентированную на обеспечение его роли как особого, государственного регулятора общественных отношений, выполнение правом его специфически юридических функций.Согласно концепции единства естественного и позитивного права, морально-этические принципы современного российского права со-ставляют естественные законы, символизирующие основные фундаментальные права человека и гражданина, закрепленные во

Общие принципы: свобода, равенство, право на жизнь, право частной и других форм собственности, безопасность, достоин¬ство, справедливость, семья, народ — источник власти; человек — выс¬шая ценность; охрана естественных прав человека — цель и обязан¬ность государства.

Организационные принципы: фе-дерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимули-рование и ограничения в праве.

Принцип федерализма отражает федеральное устройство России. Ос-новным Законом государства (ст. 4) закреплено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем четко определе¬ны соотношение различных нормативных актов, издаваемых в РФ, и юридическая сила выражаемых в них правовых норм.


Принцип законности, закрепленный в Конституции РФ (ст. 15 и др.), утверждает всеобщность требования соблюдения законов и ос¬нованных на них подзаконных нормативных актов, верховенство и единство закона, ра-венство граждан перед законом и судом и вытекаю¬щую из него неотврати-мость юридической ответственности любого лица за совершенное правона-рушение, пронизывает все стороны дей¬ствия права, начиная с его формирования в процессе правотворчества и заканчивая применением и другими видами реализации права.

Принцип убеж-дения и принуждения. Отличительная особенность убеждения, принуждения и их сочета¬ния в праве состоит в том, что они связаны с регламентируемой право¬выми нормами деятельностью государства, правовыми формами вы¬полнения им своих функций. Лишь тогда убеждение и принуждение становятся государственными, т.е. такими, за которыми стоит аппарат государства, и приобретают вследствие этого юридический характер, когда они используются в качестве средств, метода осуществления пра¬вом своей роли официально-властного регулятора общественных отно¬шений.

Принцип сочетания стимулирования и ограни¬чений.Этот принцип ориентирует на парное использование обеспечения действия права, с одной стороны, правомочия, дозволения, охраняемые законом интересы, льготы и иные виды поощ¬рения и т.д., с другой — запреты, приостановления, наказания и другие виды юридической ответственности и т.п.

Межотраслевые принципы, дейст-вие которых распространяется на две или несколько отраслей права, и отраслевые принципы, действующие в пределах одной отрасли, (принципы гласности и состязательности (в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном праве), неотвратимости юридичес¬кой ответственности за совершение правонарушения (практически для всех отраслей права), «закон обратной силы не имеет» (для уголовного и административного права)).

Примерами отраслевых принципов могут служить принципы ра-венства сторон и свободы договора — в гражданском праве, принцип субординации (соподчиненности) — в административном праве, прин¬цип презумпции невиновности — в уголовном праве и другие.


31. Функции права.

Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отноше¬ния в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходи¬мой стабильности, единства и динамизма.

Функции права:

1) определяются сущностью права и его социальным назначением;

2) характеризуют необходимое воздействие права на обществен¬ные отношения. Иначе говоря, без такого воздействия общество на данном этапе не может обойтись;

3) направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

4) активно воздействуют на общественные отношения, на их упорядочение;


5) характеризуются непрерывностью, длительностью.

Среди собственно юридических (или специально юридичес¬ких) функ-ций выделяют две главные, или основные, функции — регулятивную и охранительную.

При этом главенствующая роль принадлежит регулятивной функ-ции. Это вытекает из основного назначения права для жизни общест¬ва — упорядочить, регулировать общественные отношения, устанав¬ливать позитивные правила поведения, организовать определенным образом общественные отношения. Регулятивная функция права вы¬текает из способности права предписывать, указывать варианты пове¬дения и действий.

В регулятивной функции выделяют две под¬функции — статическую и динамическую.

Регулятивная статическая функция воздействует на общественные отношения посредством закрепления их в отдельных правовых институтах или их правового статуса, например закрепление правосубъектности граждан или отдельных организаций, определение компе¬тенции государственных органов, или правового статуса юридических лиц, формы правления, государственного устройства и т.д.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством оформления их движения, развития, т.е. это нормы права, направленные на обслуживание сред-ствами права тех или иных социальных процессов — экономических, торговых и др.

Охранительная функция права направлена на охрану и защиту наи¬более значимых общественных отношений и вытеснение нежелатель-ных, чуждых данному обществу отношений.

Охранительная функция проявляет свое действие не только тогда, ко-гда совершено правонарушение, но имеет и превентивное (предупредительное) действие. Иначе говоря, ее назначение — предупреждать о негативных последствиях, которые могут наступить, если лицо не соблюдает установленные правом запреты.

Специфика охранительной функции состоит в том, что право вли¬яет на поведение посредством, во-первых, угрозы санкции, установ¬ления запретов и реализации юридической ответственности, во-вто¬рых, информации о тех общественных отношениях, которые взяты под охрану государством.















33 формы права.

В настоящее время термины «источник права» и «форма права» ис-пользуются в юридической науке как тождественные. При этом чаще всего рассматриваются юридические источники, или источники в юридическом смысле, т.е. официально-докумен¬тальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения.

Различным государствам известны следующие виды источников права:

  1. Правовой обычай считается исторически первым источником права, поскольку обычаи возникли раньше позитивного права, а пер¬вые законы представляли собой санкционированные государством обычаи. Таким образом, обычай приобретает правовой характер после одобрения и признания его государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Такие законодательные па¬мятники, как Русская Правда, Салическая Правда, Законы Ману и др., представляют собой сборники правовых обычаев.

  2. 2. Правовой прецедент — это решение судебных или административ¬ных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимает¬ся за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел. Таким образом, данное решение судебных или административных ор¬ганов приобретает значение своеобразного образца для последующих решений, т.е. играет роль нормы права.

  3. Договоры с нормативным содержанием (нормативные договоры) пред¬ставляют собой соглашение двух или более субъектов, в результате чего устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Нормативный договор служит результатом волеизъявления его сто¬рон, на основе которого происходят взаимный учет и согласование интересов субъектов. Нормативные договоры служат основой для принятия последующих нормативных правовых актов. На его основе формулируются новые нормы права. Не всякий договор носит нормативный характер. Данный вид до-говоров должен содержать нормы права.К договорам нормативного характера принято относить различные международные акты — конвенции, соглашения, двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры и т.д. Как правило, они устанавливают соответствующие права и обязанности для участников и учитываются во внутригосударственном (национальном) праве.

  4. Нормативные правовые акты — главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему.