ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 1576

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информационный регулятор представляет собой воздействие на об­щественные процессы с помощью средств массовой информации (СМИ), например использование СМИ в защите прав и свобод челове­ка, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям.

Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блоки­ровать или нейтрализовать, исказить их действие.


  1. Социальные нормы: понятие и признаки. Виды социальных норм

Действующие в обществе нормы принято подразделять на две большие группы: социальные и технические.

Социальные нормы — это определенные образцы, стандарты, моде­ли поведения участников социального общения. Иногда в юридичес­кой литературе социальные нормы характеризуют как правила пове­дения в обществе, отражающие потребности и интересы людей. Или еще одно определение: это правила поведения общего характера, на­правленные на регулирование социально значимого поведения.

Технические нормы регулируют отношения между людьми и внеш­ним миром — природой, техникой. Это отношения человек — маши­на, человек и производство. Технические нормы не имеют социаль­ного содержания, но их соблюдение важно, так как иначе неизбежны аварии, катастрофы, подобные чернобыльской.

К техническим нормам относятся биологические, санитарно-гигиенические, технологические, экологические и др. Наиболее важные технические нормы закрепляются в нор­мах права, приобретают юридическую силу и называются технико-юридическими. За их нарушение устанавливается юридическая ответ­ственность. Это Правила противопожарной безопасности, Правила дорожного движения, Правила строительных работ, различные ГОСТы, стандарты и т.д.

Исторически первая группа социальных норм, сложившаяся в че­ловеческом обществе, — обычаи, т.е. правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие в при­вычку.

Традиции представляют собой правила поведения, которые унаследованы от предшествующих поко­лений. Это могут быть идеи, взгляды, вкусы, образ жизни.

Разновидностью обычаев является деловой обычай. Он играет боль­шую регулирующую роль в сфере предпринимательства, делового партнерства. Например, предприниматели редко обращаются в суд для взыскания пени, штрафа за недопоставку, несвоевременную по­ставку товаров, так как иначе можно потерять партнера.

Религиозные нормы — разновидность социальных норм, установ­ленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную веру. Религиозные нормы имеют некоторое сходство с нормами права: они формализованы в известной мере, документально зафиксирова­ны в Библии, Коране, Талмуде и нередко выступают источниками права, например в мусульманской правовой системе.


Корпоративные нормы — правила поведения, создаваемые в обще­ственном объединении, общественной организации и регулирующие отношения между членами данных объединений. Эти нормы:

1) распространяются только на членов данной организации;

2) закрепляются в уставе, положении и принимаются на общих собраниях, конференциях, съездах;

3) определяют права, обязанности членов объединения, а также его структуру, порядок формирования, компетенцию руководящих органов и другие вопросы внутренней жизни объединения;

4) обеспечиваются специальными санкциями: предупреждение, выговор, исключение из организации и др.

Политические нормы регулируют поведение субъектов политичес­кой жизни, отношения между политическими партиями, другими со­циальными группами по поводу государственной власти. Они:

а) закрепляются в политических документах — декларациях, про­граммных документах партий и политических движений и т.д.;

б) адресуются субъектам, участвующим в политической сфере и преследующим политические цели и задачи;

в) направлены на проявление активности в политической сфере. Действенность политических норм зависит от уровня политичес­кого сознания и политической культуры участников политических процессов.

Мораль представляет собой правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедли­вости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов. Мораль тесно связана с нормами права: они практически действуют в одних и тех же сферах, поддер­живают друг друга, их действие пересекается. Но в то же время они остаются самостоятельными нормативными регуляторами обществен­ных отношений.

Мораль, как правило, несет оценочную нагрузку (плохо — хорошо), оценивает поступки людей, цели и мотивы этих поступков. Мораль — универсальный регулятор, распространяющийся практически на все действия людей. В отличие от правового регулирования нормы мора­ли имеют менее формализованный характер, они не обеспечиваются государственным принуждением, а их санкцией является обществен­ное осуждение. Моральный фактор всегда играл и будет играть важ­ную роль в жизни общества. Нормы права, имеющие моральное обо­снование, всегда более эффективны.

К социальным относятся также нормы международного права, ко­торые закрепляются в межгосударственных договорах, соглашениях, пактах и т.д. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются состав­ной частью ее правовой системы, и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмот­ренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, в Конституции России провозглашен приоритет меж­дународного права перед внутригосударственным.



2. Место права в системе социальных норм. Соотношение права и морали

Всем социальным нормам присущи общие черты:

1) они носят социальный, а не технический характер, т.е. регули­руют отношения между людьми;

2) имеют один и тот же объект регулирования — общественные отношения и адресуются людям и их объединениям;

3) как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения субъектов;

4) характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях;

5) основаны на свободе воли индивида, т.е. возможности выбора варианта поведения. При отсутствии свободы выбора не наступает ни правовой, ни моральной, ни иной ответственности индивида, так как он был лишен возможности выбрать иной вариант поведения;

6) преследуют одну и ту же цель — упорядочение общественных отношений, внесение в них организующих начал.

Различия между социальными нормами наиболее наглядно про­слеживаются на примере сопоставления норм права и норм морали. Они различаются:

1) способом формирования. Нормы права создаются государством, им же отменяются, изменяются, дополняются, поскольку правотворчество — прерогатива государства, а нормы морали — всем общест­вом в процессе общения людей, их жизнедеятельности. Для осущест­вления норм морали не требуется признание их государством, достаточно признания их обществом;

2) формами закрепления. Нормы права закрепляются в специаль­ных актах государства (законах, указах, декретах и др.) и систематизи­руются, а нормы морали содержатся в религиозных, литературных па­мятниках, в летописях, иногда существуют в устной форме;

3) методами обеспечения. Нормы права обеспечиваются государст­венным принуждением или угрозой его применения, а нормы мора­ли — общественным мнением, которое при этом может быть более эффективным, чем санкции нормы (общественное осуждение, порицание);

4) оценочными критериями поведения и поступков. Правовые нормы оценивают их с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого, а нормы мо­рали – нравственными критериями: плохо — хорошо, честно — бес­честно, справедливо — несправедливо и др.;

5) характером ответственности за нарушение. Нарушение норм права влечет юридическую ответственность, при этом порядок при­влечения к юридической ответственности строго регламентирован действующим законодательством, например порядок наложения штрафа, дисциплинарного воздействия, привлечение к уголовной от­ветственности и др. При нарушении норм морали применяются, как правило, общественное осуждение либо меры общественного воздей­ствия. Здесь нет установленной процедуры применения к нарушителю мер общественного воздействия;

6) уровнем требований к поведению: у морали он выше, чем у норм права. Мораль осуждает всякое антиобщественное поведение, любой поступок может быть оценен с точки зрения требований морали. Право же представляет собой лишь минимум нравственности, так как оно не может требовать высокой нравственности от всех действий людей;


7) пространством действия: у морали оно шире, чем у права, посколь­ку право регулирует лишь наиболее важные сферы общественных отно­шений, например отношения власти, собственности, управления, пра­восудия и т.д. Личные взаимоотношения людей, как правило, не регулируются правом, здесь — поле действия морали, этики, обычаев, традиций. Иначе говоря, что регулируется правом, регулируется и мо­ралью, но не все регулируемое моралью регулируется правом.

Право и мораль тесно взаимодействуют в сферах правотворчества. Новая или проектируемая норма права должна учитывать нравственные устои общества. Например, введение много­женства в православной стране обречено на неудачу реализации права. Сотрудничество права и морали имеет место при:

а) определении личных качеств правонарушителя, в том числе преступника, что влияет на избираемую судом меру наказания; при решении вопроса о лишении родительских прав учитываются личные качества родителей и т.д.;

б) юридической квалификации действий субъекта, например при квалификации деяний в качестве хулиганства, клеветы, унижения до­стоинства и т.д.;

в) толковании норм права, в частности оценочных терминов: «цинизм», «особая жестокость», «недобросовестное отношение к служеб­ным обязанностям» и др.

Но между правом и моралью иногда наблюдаются противоречия. Например, право более консервативно, мораль более подвижна, ди­намична и активно реагирует на происходящие в жизни изменения. Поэтому у общества может быть разное правовое и моральное состо­яние.

Случаются и прямые столкновения права и морали. Например, не­которые молодые матери оставляют своих детей в родильном доме. Закон это не запрещает, но мораль осуж­дает.

Возможны и отдельные безнравственные нормы права. Например, в советское время в Уголовном кодексе РСФСР существовала норма об ответственности близких родственников за недоносительство о преступлениях своих родных. Сейчас эта норма отменена, более того, в ст. 51 Конституции РФ закреплено: «Никто не обязан свидетельст­вовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».

Итак, возможны ситуации, когда закон разрешает, а мораль запре­щает, и наоборот. Здесь важно, чтобы противопоставление права и морали не создавало условий для произвола должностных лиц и от­дельных граждан.
























Тема 12

Нормы права


  1. Понятие нормы права. Признаки правовой нормы, отличающие ее от других разновидностей социальных норм.

  2. Структура нормы права.

  3. Виды норм права.

  4. Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы и особенности изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.


Дополнительная литература:

1. Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы права // Государство и право. – 2003. – № 4. – С. 19-25.



1. Понятие нормы права. Признаки правовой нормы, отличающие ее от других разновидностей социальных норм

Понятие нормы права относится к числу важнейших категорий тео­рии государства и права.

Любое правовое явление раскрывает и проявляет себя определенным образом только во взаимоотношении и взаимодействии с правовыми нормами. Прежде всего через них, на их основе происходит воздействие государства на правовую систему общества в целом и на составляющие ее элементы в отдельности. Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм.

Юридическая норма — исходный структурный элемент системы права. Поэтому естествен­но, что норме права свойственны все основные черты права как особого социального явления. Однако из этого положения не следует, что по­нятия права и нормы права совпадают. Право и единичная юридичес­кая норма соотносятся между собой как общее и отдельное, которые наряду с чертами сходства имеют и свои особенности.

Поскольку нормы права — одна из разновидностей социальных норм, на них распространяются общие черты, присущие этим нормам

Вместе с тем нормы права отличаются от обычаев, нравственных корпоративных и иных социальных норм специфическими признаками, характерными чертами. К наиболее существенным из них относятся следующие.

Норма права:

1) содержит общеобязательное правило поведения — оно распро­страняется на всех, кто вступает в сферу ее действия;

2) характеризуется неперсонифицированностью, т.е. распространяет свое действие на всех или на большую группу людей (например, воен­нослужащих, учащихся), а не на конкретное лицо и не на конкретный случай;

3) рассчитана на неопределенное число случаев реализации, т.е. может действовать неоднократно, каждый раз, когда возникнут усло­вия или обстоятельства для ее применения. При этом норма права не прекращает своего действия после исполнения в отличие от индиви­дуальных актов;

4) облекается в письменную, документальную форму, связана с оп­ределенной процедурой применения (уголовный, гражданский про­цесс), т.е. норма права формально-определена;

5) имеет государственно-властный характер. Предписания нормы права представляют собой не пожелание или совет, как действовать в той или иной ситуации, а властное предписание, обязательное для каждого, кто попадает в сферу действия данной нормы. При этом го­сударство устанавливает, что является правомерным, а что неправо­мерным;

6) гарантирована со стороны государства. В случае несоблюдения нормы права государство может применить принуждение;

7) обладает предоставительно-обязывающим содержанием, т.е., предоставляя права, норма права одновременно возлагает на данное лицо или других лиц соответствующие обязанности, а возлагая обя­занности, одновременно предоставляет конкретные права;