ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 1572

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

4) активно воздействуют на общественные отношения, на их упорядочение;

5) характеризуются непрерывностью, длительностью.

Среди собственно юридических (или специально юридичес­ких) функций выделяют две главные, или основные, функции — регулятивную и охранительную.

При этом главенствующая роль принадлежит регулятивной функ­ции. Это вытекает из основного назначения права для жизни общест­ва — упорядочить, регулировать общественные отношения, устанав­ливать позитивные правила поведения, организовать определенным образом общественные отношения. Регулятивная функция права вы­текает из способности права предписывать, указывать варианты пове­дения и действий.

В регулятивной функции выделяют две под­функции — статическую и динамическую.

Регулятивная статическая функция воздействует на общественные отношения посредством закрепления их в отдельных правовых институтах или их правового статуса, например закрепление правосубъектности граждан или отдельных организаций, определение компе­тенции государственных органов, или правового статуса юридических лиц, формы правления, государственного устройства и т.д.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством оформления их движения, развития, т.е. это нормы права, направленные на обслуживание сред­ствами права тех или иных социальных процессов — экономических, торговых и др.

Охранительная функция права направлена на охрану и защиту наи­более значимых общественных отношений и вытеснение нежелатель­ных, чуждых данному обществу отношений.

Охранительная функция проявляет свое действие не только тогда, когда совершено правонарушение, но имеет и превентивное (предупредительное) действие. Иначе говоря, ее назначение — предупреждать о негативных последствиях, которые могут наступить, если лицо не соблюдает установленные правом запреты.

Специфика охранительной функции состоит в том, что право вли­яет на поведение посредством, во-первых, угрозы санкции, установ­ления запретов и реализации юридической ответственности, во-вто­рых, информации о тех общественных отношениях, которые взяты под охрану государством.


4. Принципы права

Сущность и социальное назначение права раскрывается и конкретизируется в его принципах и функциях.

Принципы права — это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную ос­нову возникновения, развития и функционирования права.

Принципы права выражают то главное, основное в праве, что долж­но быть ориентировано, устремлено на его развитие. В сравнении с правовыми нормами, соответствующими той или иной эпохе, опреде­ленному историческому периоду, принципы права отличаются боль­шей устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени.


В юридической науке сложилось деление принципов права на общие (общеправовые), межотраслевые и отраслевые.

Общие принципы права характеризуются тем, что относятся к праву в целом, распространяются на все его отрасли, способствуют стабильности действующей систе­мы права.

Общеправовые принципы, в свою очередь, можно подразделить на морально-этические (или нравственные) и организационные.

Первые из них образуют нравственную основу права, его духовный фундамент. Эти принципы непосредственно воздействуют на норма­тивное содержание права. Вторая группа общих принципов, тесно вза­имосвязанная с первой, составляет организационно-процедурную ос­нову права, ориентированную на обеспечение его роли как особого, государственного регулятора общественных отношений, выполнение правом его специфически юридических функций.

Согласно концепции единства естественного и позитивного права, морально-этические принципы современного российского права со­ставляют естественные законы, символизирующие основные фундаментальные права человека и гражданина, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в последующих международных и внутригосударственных документах, в том числе Конституции Россий­ской Федерации.

К этим принципам относятся: свобода, равенство, право на жизнь, право частной и других форм собственности, безопасность, достоин­ство, справедливость, семья, народ — источник власти; человек — выс­шая ценность; охрана естественных прав человека — цель и обязан­ность государства.

К организационным принципам российского права относятся: фе­дерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимули­рование и ограничения в праве.

Принцип федерализма отражает федеральное устройство России. Основным Законом государства (ст. 4) закреплено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем четко определе­ны соотношение различных нормативных актов, издаваемых в РФ, и юридическая сила выражаемых в них правовых норм.

Упорядочивая соотношение и взаимодействие федеральных и реги­ональных нормативных правовых актов и содержащихся в них право­вых норм, принцип федерализма служит предупреждению и разреше­нию возможных коллизий между ними, обеспечению стабильного и гармоничного функционирования единой для всей федерации системы права.

Принцип законности, закрепленный в Конституции РФ (ст. 15 и др.), утверждает всеобщность требования соблюдения законов и ос­нованных на них подзаконных нормативных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом и вытекаю­щую из него неотвратимость юридической ответственности любого лица за совершенное правонарушение, пронизывает все стороны дей­ствия права, начиная с его формирования в процессе правотворчества и заканчивая применением и другими видами реализации права.


Одним из основополагающих принципов является сочетание убеж­дения и принуждения. Отличительная особенность убеждения, принуждения и их сочета­ния в праве состоит в том, что они связаны с регламентируемой право­выми нормами деятельностью государства, правовыми формами вы­полнения им своих функций. Лишь тогда убеждение и принуждение становятся государственными, т.е. такими, за которыми стоит аппарат государства, и приобретают вследствие этого юридический характер, когда они используются в качестве средств, метода осуществления пра­вом своей роли официально-властного регулятора общественных отно­шений.

Для права современной России, развивающейся в направлении формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства, характерны, с одной стороны, выдвижение на первый план убеждения, с другой — некоторого сужения сферы применения государственного принуждения. Однако это ни в коей мере не означает ни какой-либо недооценки или умаления значения принуждения в праве, ни какого-либо сокращения сферы правового регулирования в целом. Напротив, как показывает опыт последнего времени, круг об­щественных отношений (в частности, имущественных, финансово-на­логовых, жилищных, семейных, экологических и др.), охватываемых регулирующим воздействием юридических норм, возрастает. Сооб­разно этому повышается и роль права в реформировании различных сторон жизни общества, особенно в сфере развития и охраны прав и свобод граждан.

Тесно связанным с рассмотренным выше и столь же распространен­ным в праве является принцип сочетания стимулирования и ограни­чений.

Этот принцип ориентирует на парное использование обеспечения действия права, достижение целей правового регулирования разносторонних юридических средств, таких как, с одной стороны, правомочия, дозволения, охраняемые законом интересы, льготы и иные виды поощ­рения и т.д., с другой — запреты, приостановления, наказания и другие виды юридической ответственности и т.п. Данный принцип пронизы­вает всю правовую материю.

Наряду с общими принципами права, изучение которых относится к предмету теории государства и права, существуют также межотрас­левые и отраслевые принципы, специально изучаемые отдельными юридическими дисциплинами.

Сказанное не исключает того, что межотраслевые принципы, дейст­вие которых распространяется на две или несколько отраслей права, и отраслевые принципы, действующие в пределах одной отрасли, пред­ставляют определенный интерес и для теории государства и права.

В качестве примеров межотраслевого принципа можно сослаться на принципы гласности и состязательности (в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном праве), неотвратимости юридичес­кой ответственности за совершение правонарушения (практически для всех отраслей права), «закон обратной силы не имеет» (для уголовного и административного права) и другие.


Примерами отраслевых принципов могут служить принципы ра­венства сторон и свободы договора — в гражданском праве, принцип субординации (соподчиненности) — в административном праве, прин­цип презумпции невиновности — в уголовном праве и другие.



Тема 10

Типы права, правовые семьи и правовые системы


  1. Понятие типа права. Различные взгляды на типологию права.

  2. Правовая система общества: понятие и структура. Классификация правовых систем.

  3. Основные правовые семьи народов мира.

  4. Преемственность в праве. Рецепция права.


Дополнительная литература:

1. Осакве К. Типология современного российского права на фоне правовой картины мира // Государство и право. – 2001. – № 4.


  1. Понятие типа права. Различные взгляды на типологию права

Типом права называется совокупность важнейших признаков права, порождаемых определенной эпохой. Как и в теории государства, в теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный.

При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип права, является его классовая сущность. Согласно марксистской теории общественного развития, каждой из классовых общественно-экономических формаций – рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической – соответствует определенный исторический тип права.

Исторический тип права – это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовой системе определенной общественно-экономической формации. Выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Рабовладельческое право – это возведенная в закон воля класса рабовладельцев. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, а также охрана основ рабовладельческого государственного строя.

Вершиной рабовладельческого права явилось римское право, которое отличалось высочайшим уровнем юридической техники, точностью формулировок, обоснованностью решений, конкретностью, практичностью, жизненностью. Наивысшего уровня развития оно достигло в регулировании имущественных отношений, прежде всего отношений собственности.

Феодальное право представляло собой возведенную в закон волю господствовавшего в средние века класса феодалов. Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе.

Буржуазное право сформировалось в период XVII-XIX вв. и представляло собой возведенную в закон волю класса буржуазии. Для буржуазного права характерны:

1) светский характер – это право, которое не связано с религией;

2) высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;


3) разделение права на частное и публичное;

4) признание закона основным источником права. Основной задачей буржуазного права являются охрана капиталистической собственности на землю и сохранение основных средств производства в руках буржуазии.

Согласно марксистской теории социалистическое право представляет собой на первом этапе - этапе становления и развития социалистического государства - возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, а на втором этапе - этапе развитого социализма - возведенную в закон волю всего народа. Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним. В реальной действительности социалистическое право носило декларативный характер и было подчинено государству.

В настоящее время формационный подход к типологии права подвергается серьезной критике. Понимание права исключительно как возведенной в закон воли какого-то одного, господствующего, класса устарело. Современная юридическая наука видит в праве закрепленные государством представления общества о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном. Право выступает не орудием классового господства, а средством достижения социального компромисса. В то же время цивилизационный подход к типологии права ориентирует исследователей на изучение специфики права каждой цивилизации.

Однако подобная методология не позволяет выявить общие черты и закономерности развития правового развития человечества и смоделировать единую классификацию. Поэтому современная юридическая наука, изучая историю права, предпочитает понятию “тип права” такие научные категории, как правовая система и правовая семья.


2. Правовая система общества: понятие и структура. Классификация правовых систем

Под правовой системой понимается совокупность внутренне согла­сованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на обще­ственные отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение и при­нуждение, стимулирование и ограничение, санкции, ответ­ственность и т.д.).

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. Они соотносятся как часть и целое. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права как стержневого элемента пра­вовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъек­тивные права и обязанности, правовые учреждения (суды, прокурату­ра, адвокатура), законность, ответственность, механизмы правового ре­гулирования, правосознание и др.