ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 1442

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новая организация производственной деятельности (ее усложне­ние, появление новых управленческих функций), возникающая на этой основе новая социальная дифференциация общества, становле­ние раннеклассовой структуры, при которой происходит отделение верхушки от рядовых общинников, от массы производителей, неуча­стие верхушки в материальном производстве, новые формы собствен­ности, а также возникновение и присвоение прибавочного продукта ведут к появлению новых качеств регулятивной системы.

Мононормы присваивающих обществ под воздействием социаль­но-экономических и политических условий классового общества пе­рерастают в нормы права и морали производящих обществ как путем «расщепления» на эти нормы, так и путем появления новых, пози­тивно-обязывающих норм, обусловленных организацией земледелия, скотоводства и ремесла.

Право объективно возникает на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящего хозяйства, свободного труда общинников-земледельцев и ремесленников. Становление права идет путем образования специальных правил, регламентирующих организацию и процесс сельскохозяйственного труда и распределения его результатов.

В длительном процессе становления городов-го­сударств, классов право становится способом осуществления функ­ций города-государства. С расслоением раннеземледельческого обще­ства, развитием классового общества, возникновением частной собственности, товарно-денежных отношений право получает четкий классовый характер, т. е. начинает служить экономическим и другим интересам определенных социальных групп (это осуществляется прежде всего ужесточением санкций, защищающих собственность). Взаимодействие двух правовых подсистем - позитивного обязывания и разрешений-запретов, первоначально выраженных в религиозных формах, характеризует соци­ально-нормативный регулятор ранних государств.

Можно выделить три основные фазы в развитии права. Первая – фаза зарождения, относится по преимуществу к тем обществам, где происходит лишь становление производящих форм экономики. Вто­рая фаза знаменует оформление данного пласта регулятивной систе­мы в некую систему правил (норм). Эта фаза увязывается с такими обществами, где налицо полная победа различных форм производя­щей экономики. И, наконец, третья фаза связана с письменной ко­дификацией права в ряде раннегосударственных образований.

Обобщая развитие права, его отличие от иных социальных норм, можно сформулировать признаки права, т. е. те существенные характеристики права, которые позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе, о его отличии от иных социальных норм:

1. Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: ор­ганизацию производства, распределение и перераспределение произ­водимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда на общественные нужды, господство классов или соци­альных групп в обществе, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуще­ствление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-тру­довой и социальной жизнью общества.


2. Нормативность. Право выступает как система норм (правил пове­дения), характеризуемых логической структурой («если-то-иначе»), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание).

3. Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, т. е. наделяются возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физиче­ских, моральных страданий.

4. Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в пись­менном виде в специальной форме: законы и их сборники, прецеден­ты и т. д.

5. Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты.

6. Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то ка­чество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно оп­ределенного, индивидуального, персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

7. Институциональность. Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, который осуществляют определенные органы государства.

8. Объективность. Этот признак характеризует закономерный харак­тер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятив­ной системы.

В раннеклассовых обществах право выполняет следующие функции:

1) регулятивную функцию, обеспечивая нормальную организационно-трудовую, производствен­ную деятельность общества, нормальный экономический оборот, про­изводство, распределение, обмен и потребление товаров;

2) охранительную функцию, защищая госу­дарственный строй, социальную структуру общества, организацию экономической жизни, господство определенных классов или соци­альных групп, идеологические основы, жизнь, свободу, собственность общинников-земледельцев, других членов общества;

3) гуманистическую функцию, смягчая противоречия (путем закрепления компромиссов), социальные столкновения, классовую непримиримость, произвол и иные социальные напряжения в общест­ве;

4) идеологическую функцию, вводя в общественное сознание набор представлений о необходимых принци­пах и правилах поведения, духовных и моральных ценностях;

5) воспитательную функцию, подготавливая молодые поколения, и не только их, к восприятию пра­вовых и моральных ценностей, идеалов социального общежития, це­лей существования общества.


5. Характеристика теорий происхождения государства и права

Теории происхождения государства:

1. Теологическая (Фома Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.


Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма челове­ческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха — естественное продолжение влас­ти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспе­чивает их послушание.

3. Патримониальная (А. Галлер). Представители этой теории счи­тают, что государство произошло от права собственника на землю (пат-римониум). Из права владения землей власть автоматически распро­страняется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обо­сновывается феодальный сюзеренитет.

4. Договорная (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государ­ства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не сущест­вовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интере­сы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.

5. Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский). Сто­ронники этой теории утверждают, что государство возникло как ре­зультат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными

6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государ­ства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью ин­дивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, ука­заниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиоз­ных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.

7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеха­нов). Согласно этой теории, государство есть результат изменения со­циально-экономических отношений, способа производства, итог воз- никновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство. Существуют и иные, менее известные теории происхождения госу­дарства. Но все они не могут претендовать на абсолютную достовер­ность. Каждая доктрина является лишь определенной ступенькой к познанию истины.



Теории происхождения права:

1. Договорная (или естественно-право­вая) теория.

Сторонники этой теории (Гуго Гроций, Спиноза, Локк, Гоббс, Руссо, Радищев) полагали, что кроме права, которое ус­танавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Их никто – ни общество, ни государство – человеку не даруют, они – эти права – являются условиями сущест­вования человека и его жизнедеятельности. Среди них право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других, и, следова­тельно, утверждала эта теория, естественное право (сумма естествен­ных, вечных, неотчуждаемых и неизменимых прав человека) - это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обы­чаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость.

Теория естественного права, таким образом, снимала, по сущест­ву, проблему происхождения права, делая упор на изначальном при­сутствии у человека как у социального существа определенной суммы прав. Тем самым она уходила от изучения и объяснения объективных процессов возникновения суммы прав у каждого человека, в ее абстрактное признание.

2. Теологическая теория (Фома Аквинский (ХIIIII вв.) утверждает о существовании высшего божественного закона и естественного права, которые и составляют основу действу­ющего права. Эта теория опиралась в своем объяснении происхождения права на религиозные книги, прежде всего Библию, где утверждалось, что основные законы (заповеди Моисея) были да­ны человечеству Богом.

3. Исто­рическая школа права обращается к реальным процессам возникно­вения права. Она сложилась в первой половине XIX века в Германии. В работах Савиньи утверждается, что право не созда­ется законодателем, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно также, как появляется язык.

4. Марксистская теория происхождения права утверждает, что с появлением частной собственности и образованием классов правила поведения стали отражать и закреплять общественное неравенство. А с возникновением классового деления общества и об­разованием государства появились правила поведения, исполнение ко­торых обеспечивалось всей силой государственного принуждения.

Отдельные вопросы происхождения права рассматриваются и в таких теориях, как психологическая, позитивистская (нормативная), социологическая, и в ряде других.






Тема 3

Право и государство в политической системе общества


  1. Понятие и структура политической системы общества. Ее основные субъекты: государство, политические партии, движения и т.п.

  2. Право как регулятивная основа политической системы.

  3. Государство в политической системе. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества.

4. Государство и церковь.


Дополнительная литература:


1. Чиркин В.Е. О публичной власти // Государство и право. – 2003. – № 10. – С. 8-15.

2. Зарицкий А.В. Место и роль политического принуждения в современной теории правового государства // Государство и право. – 2004. – № 2. – С. 98-104.


1. Понятие и структура политической системы общества. Ее основные субъекты: государство, политические партии, движения и т.п.


Под политической системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляю­щих определенные политические функции. Эти социальные институ­ты – государство, политические партии, политические движения, группы давления, профсоюзы и другие организации и движения, участвуют в сфере общественной жизни, где ядром явля­ется завоевание, удерживание и использование власти.

Сфера жизни общества – власть, суверенитет, свобода личности – затрагивает интересы множества людей и становится политической сферой. Именно здесь взятые в комплексе отношения больших групп людей по поводу завоевания, удержания и использования власти, су­веренитета (государственного, экономического, национального), обеспечения свободы личности, организации самоуправления и т.п. порождают то качество жиз­ни общества, которое именуется политическим.

Политика начинается там, где те или иные общественные образо­вания, их действия и решения, т.е. та или иная деятельность государства, партий, иных организаций, затрагивают жизненные интере­сы множества людей.

Основными компонентами политической системы являются:

1. Политические и правовые нормы — сложившиеся или установ­ленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий, политических традиций и процедур. Политические нормы и возникающие на их основе отношения называются политичес­кими институтами.

Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политических организаций называется институционализацией, так происходит формирование элементов поли­тической организации общества.

2. Политическая структура — совокупность политических, государ­ственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними.

Ясно, что не все учреждения входят в политическую систему, а только такие, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует механизм принуждения, то это учреждение назы­вается органом. Особенность государства именно в том и состоит, что оно представляет собой прежде всего совокупность органов, осущест­вляющих властные управленческие функции в обществе с четко выра­женной иерархией, соподчинением, регламентацией своих действий на основе правовых актов.