ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 1558

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Политическая деятельность — разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразова­ние и защиту системы осуществления политической власти в обществе.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно вы­делить несколько четко выраженных состояний:

1) политическое отчуждение – оно выражает­ся в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни, при их отрыве и противопоставлении общественной, полити­ческой;

2) политическая пассивность — это вид политической деятельности, в рамках которой субъект не реализует своих собственных интересов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраняясь от политичес­кой самостоятельности;

3) политическая активность – стремление и возмож­ность, воздействуя на политическую власть или непосредственно ис­пользуя ее, реализовать свои интересы.

4. Политическое сознание и политическая культура. Под полити­ческим сознанием имеется в виду многообразие проявлений духовности, отражающих деятельность механизмов политической власти и на­правляющих поведение людей в сфере политических отношений. В поли­тическом сознании выделяются два уровня организации: концептуаль­ный — политические теории, доктрины, программы, учения; обыден­ный — несистематизированные представления о политике, традициях, нормах поведения.

Политическая культура — это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отношений.

Политической системе присущи свои, собственные функции:

1) политического руководства обществом и управления его дела­ми – главная функция, так как отражает назначение политической системы;

2) интеграционная функция. Ее назначение – объединять различные структурные элементы политической системы в единое целое;

3) регулятивная предназначена для регламентации политического поведения и политических отношений в обществе. Регулятивная функция определяется системой политических ценностей, которые утвердились в обществе и отражают политические идеи, убеждения, взгляды и т.д.;

4) политико-идеологическая, призванная проводить в жизнь опре­деленные концепции, теории, лозунги, привлекательные для населе­ния, но выражающие прежде всего интересы тех, кто стоит у власти.

В политической системе большую роль играют политические партии. В соответствии с федеральным законом «О политических партиях» от 11 июля 2001 года политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.


Формы взаимодействия государства и партий заключаются в следующем:

1. Участие в формировании выборных представительных органов государственной власти.

2. Участие в формировании политического курса государства.

3. Влияние на процесс законотворчества, правотворчества испол­нительных органов и правоприменительной деятельности государст­венных органов.

4. Контроль за государственными органами и процессом управле­ния страной.

Государство в свою очередь воздействует на политические партии по следующим каналам:

а) регулирует посредством законодательных и иных актов статус политической партии, их регистрацию;

б) регламентирует их участие в избирательных кампаниях, например путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе избирательных комиссий и т.д.;

в) решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд;

г) контролирует финансовую деятельность партий, налогообложе­ние их предприятий.

Наряду с политическими партиями надо выделять и политические, национальные движения как элементы политической системы. Это менее формализованные общественные образования, различные фронты, союзы, соборы, другие организации. Политические, нацио­нальные, культурные движения, как правило, не имеют членства, структура их размыта. Часто политические и иные общественные движения не имеют и формальных региональных отделений, от их имени выступают лишь руководящие органы (организационные ко­митеты, президиумы и т. п.).


2. Право как регулятивная основа политической системы

Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно:

служит одним из средств связи между обществом и его поли­тической системой (в законах, принимаемых государствен­ными законодательными органами, выражаются интересы большинства, различных слоев, классов, групп населения);

аккумулирует волю общества, всех его политических сил:

интегрирует общество, делает политическую систему ста­бильной (в частности, конституции и законы обычно на дли­тельный период закрепляют систему политических институ­тов, правовую основу взаимоотношений между ними, уст­ройство государства и т.п.);

устанавливает правовые формы организации, функциониро­вания и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе политических сил и т.д.

субъекты политической организации — государство, поли­тические партии, движения, общественные объединения и т.п. — легитимированы в правовых актах (конституции, за­конах, подзаконных актах) и должны действовать в их рам­ках.


3. Государство в политической системе. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества

Силой, объединяющей общество, разделенное на классы, слои, этнические, культурные, профессиональные группы, является го­сударство с присущими ему специфическими признаками.


Во-первых, это способность к интеграции общества. Определяя внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивая общественный поря­док и оборону страны, государство выступает в качестве официального представителя общества, каждого его члена.

Во-вторых, государство — это орган власти, правового принуж­дения, активно использующий санкции поощрения и наказания за со­блюдение или нарушение установленных им норм, правил организа­ции общественных отношений. Специфика государственной власти — в ее суверенности, полноте и верховенстве по сравнению с другими возможными субъектами власти в обществе. Оно обладает достаточно разветвленным аппаратом принуждения, способным обеспечить после­довательную реализацию его задач и воли.

В-третьих, правотворческая функция государства в обществе. На основе издаваемых законов, имеющих обязательный характер для всех его членов, осуществляется управление обществом, регламентация собственной деятельности государства.

В-четвертых, публичность государственной власти, професси­онализация управления общими делами, добровольная или принуди­тельная передача государственным органам и их служащим полномо­чий на управление другими людьми.

В-пятых, специфичность и четкость границ политического про­странства.

Многие десятилетия умы людей заняты теоретическими и практи­ческими поисками такого состояния политической системы, когда че­ловек и государство были бы не враждебными, а взаимодополняющими началами социальной жизни. Таковыми они могут быть в случае, если их усилия будут направлены не на взаимное разрушение или подавле­ние одного другим, а на взаимодействие в рамках сохранения самосто­ятельности, автономии государства и личности. Подобное состояние достигается, когда политическая система строится на основе принци­пов гражданского общества и правового государства.


4. Государство и церковь

В истории политических систем особняком стоит вопрос о соот­ношении государства и церкви. Как правило, политические системы большинства обществ, осо­бенно на современном этапе, исключили формально церковь из сво­его состава, произошло отделение государства от церкви. Этот прин­цип закреплялся конституционно, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, имея перед собой благород­ную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в государственную жизнь, в политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, свободы вероисповедания и автономии религии.

В целом, конечно же, церковь во многих обществах, как прави­ло, – это все же практически и фактически важный элемент полити­ческой системы общества, хотя в либерально-демократических систе­мах такое положение открыто не признается, а конституционно даже отвергается. (Например, ч.2 ст. 14 Конституции Российской Федера­ции гласит: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».). Вместе с тем и в таких системах отдельные политические контакты между государством и церковью в конкретно-исторической обстановке являются весьма интенсивными и значимыми.


Заслуживает внимания классификация государств по их отноше­нию к религии. Выделяют светские, клери­кальные, теократические и атеистические государства.

В светском государстве все виды религиозных организаций отделе­ны от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства. Статус светского государства конституционно закрепили Россий­ская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др.

Клерикальным считается государство, где та или иная религия офи­циально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. В таком государстве, несмотря на сильные позиции госу­дарственной религии, тем не менее слияния государства и церкви не происходит. К клерикаль­ным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Нор­вегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др.

Для теократических государств характерны следующие признаки:

1) государственная власть принадлежит церкви, которая имеет ста­тус государственной религии;

2) религиозные нормы составляют основной источник законода­тельства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;

3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-госу­дарстве Ватикане.

Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко.

В атеистических государствах религиозные организации преследу­ются властями.

Государствами воинствующего атеизма были Советское государст­во, а также некоторые бывшие социалистические государства.






























Тема 4

Гражданское общество и правовое государство


  1. История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества.

  2. Взаимоотношение гражданского общества и государства. Пределы деятельности государства.

  3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Признаки правового государства.


1. История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества

Представления о гражданском обществе прошли длительную эволюцию. Генезис (происхождение) этой идеи уходит в далекое прошлое — к «Политике» Арис­тотеля, «Государству» Платона, другим древнегреческим учени­ям. Она получила продолжение в эпоху Возрождения, в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, но сам термин «гражданское общество» стал устойчиво употребляться лишь в XVIII столетии. До этого научная мысль им практически не пользова­лась, так как государство и общество рассматривались как единое целое.

Но уже Гумбольдт, Кант, Гегель, Маркс, Энгельс, Вебер и другие философы новой формации разграничивали эти явления, хотя четкой теории на этот счет еще не было.

По Гегелю, гражданское общество — это прежде всего система по­требностей, основанная на частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юриди­ческие связи субъектов. Он подчеркивал, что подобное общество возможно лишь «в современном мире». Иными словами, гражданское общество противополагалось ди­кости, неразвитости, нецивилизованности. И под ним подразумева­лось, конечно, классическое буржуазное общество.


Главным элементом в учении Гегеля о гражданском обществе вы­ступает человек — его роль, функции, положение. В то же время личность может удовлетворить свои запросы не иначе, как находясь в определенных отношениях с другими людьми.

Маркс в своих ранних про­изведениях довольно часто использовал понятие гражданского общества, обозначая им организацию семьи, сословий, классов, собственности, распределения, реальную жизнь людей.

Таким образом, вопрос о гражданском обществе был исторически поставлен как вопрос о наиболее разумном и целесообразном устрой­стве человеческого бытия. Речь шла о новом этапе развития цивилиза­ции, новом витке общественного прогресса, который должен был полу­чить адекватное официальное признание и выражение.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многооб­разие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное при­знание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личнос­ти;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и вза­имодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффектив­ная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Таким образом, гражданское общество — это свободное де­мократическое правовое общество, ориентированное на конкрет­ного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечиваю­щее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механиз­мы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности.

1. Социальная система включает три блока отношений:

а) институты семьи и отношения, обусловленные ее существова­нием;

б) отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах;

в) отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоя­ми, классами, нациями, расами).

2. Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, произ­водства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.