ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2020

Просмотров: 5992

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бенка? Определите свою педагогическую роль в решении этой глобальной задачи.

7. Типология современной семьи.

8. Содержание и формы оказания помощи родителям по семейному' воспитанию в процессе их педагогического просвещения.

Литература для самостоятельной работы

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Закон РФ "Об образовании". М. 1992, 1996.

3. Семейный Кодекс РФ. М., 1995.

4. Конвенция о правах ребенка. М., 1989.

5. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

6. Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985.

7. Ковалев СВ. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: Тесты, опросники, ролевые игры. М., 1991.

8. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

9. Мир детства: дошкольник. М., 1979.

10. Мир детства: младший школьник. М., 1981.

11. Мир детства: подросток. М., 1990.

12. Максимов В.В. Семейная книга. Спб, 1996.

13. Основы педагогического мастерства/Под ред. И.А.Зя-зюна. М., 1989.

14. Психолого-педагогические знания родителям учащихся общеобразовательных школ. Л., 1985.

15. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.

16. Соколова В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире. Книга для учителей и родителей. М., 1991.

П.Шнекендорф З.К Путеводитель по конвенции о правах ребенка. М., 1997.

Дополнительная литература:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. М., 1993.

2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М., 1988.

3. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1989.

4. Мудрость воспитания. Книга для родителей. М., 1989.

5. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.

6. Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. М., 1989.

7. Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991.

512


РАЗДЕЛ IV ОСНОВЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ

Глава 21

ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

О ШКОЛЕ

21.1. Система общего образования в России

Под системой общего образования понимается совокупность учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования.

Принципы построения системы образования в России следующие:

1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям. Используя традиционные общие требования, предъявляемые к школе, дополнительно вносятся коррективы в содержание образования, организационно-управленческую структуру всей системы образования, условия ее финансирования; права и гарантии граждан на получение образования.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в Российской школе, а именно: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России, а также способностей, национальных и индивидуальных особенностей молодых людей.

4. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государ-

17-241

513


ственных и негосударственных образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства.

5. Демократический характер системы образования; выбор обучающимися типа образовательного учреждения и образовательной программы в соответствии с их познавательными потребностями и социальными интересами.

Сложившаяся система управления образованием выполняет функции регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местном уровнях.

Иерархия органов управления системой образования в России выглядит так:

Иерархия органов управления системой образования

514


Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные им образовательные учреждения.

Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды развития региональных систем образования, прямое финансирование деятельности образовательных учреждений, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры образовательных систем, разрабатывают перечень профессий и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение.

Ими устанавливается порядок аттестации педагогических работников и требования к их образовательным цензам.

Важнейшей функцией государственных органов управления образованием является контроль исполнения законодательных основ в области образования, реализации образовательных стандартов и исполнение бюджетной и финансовой дисциплины.

С компетенциями органов управления образованием всех уровней рекомендуется ознакомиться по Закону "Об образовании".

Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные им образовательные учреждения.

Управление государственным и муниципальным образовательным учреждением осуществляет администратор (заведующий, руководитель, директор, ректор, начальник), который нанимается, назначается или избирается на руководящую должность в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Общее руководство государственным, муниципальным образовательным учреждением осуществляет представительный орган - совет образовательного учреждения, который формируется также в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по согласованию с ним попечительский совет, формируемый учредителем.

17*

.515


Устав негосударственного образовательного учреждения закрепляет структуру внутреннего управления, процедуру назначения или выборов руководителя, правомочия которого определяются учредителем или попечительским советом по согласованию его функций с педагогическим коллективом.

Схема финансовых потоков в системе общего образования

В сложный период трансформации государства и экономики назревает потребность в новой реформе российской системы образования. Ее основная задача - облегчить государству бремя содержания школы во всех ее звеньях, повернуть и высшую школу и среднюю школу к рынку.

В области управления предполагается значительно расширить права муниципальных органов и отдельных образовательных учреждений на основе автономии образовательных учреждений и усиления общественных компонентов контроля и управления.

Школы получают широкие права по выбору типа школы, учебных планов, программ, учебников, учебных предметов, методов обучения и воспитания, но обязаны обеспечить усвоение стандарта образования, минимума знаний по учебной программе учащимися.

Высшая школа переходит в основном к директивно установленному госзаказу на специалистов с высшим образованием.

Значительные изменения предполагаются в области финансирования.

516