ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2020
Просмотров: 5988
Скачиваний: 9
ности за последствия принимаемых решении, стремится укрыться за ширмой безбрежной коллегиальности, бесконечных обсуждений, увязок, согласований. Он не умеет проявлять должную принципиальность и требовательность, зачастую отказывается от ранее принятых решений, не имеет собственного мнения. В лучшем случае руководитель либерального стиля бесполезен (вопросы решаются без его активного участия), в худшем - он может причинить делу серьезный ущерб, развалить работу аппарата.
В наибольшей степени принципам управления соответствует демократический стиль руководства, который основан на правильном сочетании коллегиальности и единоначалия, предполагает активное участие общественных организаций, всех учителей в принятии управленческих решений в школе.
Решение вопросов управления зависит от умения руководителей школ и преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от способности создать необходимые условия для внедрения НОТ в школе, от взаимоотношений, сложившихся в коллективе, от активности преподавателей и учащихся в учебной и воспитательной работе.
В небольших школах, где всего 5—6 учителей, директор непосредственно управляет всеми работниками школы.
В наиболее крупных школах действует линейная система. Директор осуществляет руководство через своих помощников.
В вузах и крупных комплексах действует функциональная система управления: есть учебная часть, ведующая учебной работой, научная часть, руководящая научными исследованиями преподавателей, хозяйственная часть, обеспечивающая финансами, мебелью, пособиями для учебно-воспитательного процесса.
Успех управления при системном подходе зависит от:
— планирования работы школы, правильной постановки, ранжирования по степени важности целей учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов;
— расстановки кадров и установления связей междз| подстистемами и "дирижирования" этими связями;
— налаживания системы оперативной информаци! внутри школы и эффективности обратной связи;
522
— глубины и всесторонности педагогического анализа и своевременной помощи с целью предупреждения или скорейшей ликвидации недостатков;
— создания условий для внедрения НОТ в практику работы всех сотрудников и учащихся;
— наличия необходимого психологического микроклимата в коллективе;
— квалификации и опыта руководителей школы и системы повышения педагогического мастерства и профессиональной подготовки преподавателей.
Школа отвечает всем требованиям сложной динамической системы. Она характеризуется известной структурной сложностью, большой длительностью множества совершающихся в ней взаимодействующих переходных процессов, сложностью и многообразием задач и целей. В ней четко выделяются три главные взаимосвязанные стороны; функциональная, структурная и информационная.
Любая система - это совокупность взаимодействующих между собой компонентов, функциональная активность которых направлена на достижение поставленных целей. Школа как система представляет собой единство различных внутренне связанных и находящихся в существенной зависимости компонентов, каждый из которых обычно входит не в одну, а в несколько смежных систем.
Структуру системы можно представлять по-разному. Школа как система полиструктурна. Ее можно подразделить на подсистемы, а последние - на элементы. Под элементом следует понимать компонент или звено учебно-воспитательного процесса, внутренняя система которого не берется во внимание. Однако в процессе управления учитываются его существенные характеристики, оказывающие влияние на другие элементы или на всю систему. Школа делится, как мы отмечали выше, на две главные взаимодействующие системы (подсистемы) - управляемую и управляющую, которые в свою очередь подразделяются на более мелкие системы (или подсистемы).
Управляющая система в школе представляет собой сочетание административно-хозяйственных звеньев и различных органов функционального проявления педагогического и ученического коллективов. Каждый, входящий в управляющую систему элемент, является в то же время его структурообразующей частью.
523
Управляемая система представляет единство входящих в нее систем (или подсистем) учебной, воспитательной, методической, внешкольной работы, финансово-хозяйственного обслуживания и др., которые в свою очередь представляют совокупность элементов, каждый из которых можно рассматривать в качестве самостоятельной системы.
В управляемой и управляющей системах существует сложная зависимость части от целого и целого от его части. В процессе целенаправленного воздействия на учебно-воспитательный процесс возникают отношения не только между управляющей и управляемой системами, но и внутри каждой из них.
Каждый из элементов существует, функционирует и развивается на основе целей и задач системы в целом. Система выше суммы ее слагаемых элементов. В то же время и каждый отдельный элемент в системе приобретает новое качество и значение.
Кроме функционального взаимодействия между системами и их составляющими элементами существуют внешние воздействия, положительно или отрицательно влияющие на учебно-воспитательный процесс.
Анализ школы как системы показывает, что она отличается непрерывной сменой состояний, изменением характера связей между элементами, обусловленных целями и задачами учебно-воспитательного процесса в каждой возрастной группе учащихся.
Применительно к школе управление есть воздействие, основанное на научных принципах и методах и направленное на оптимальную организацию учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего наиболее полное соответствие достигнутых результатов с поставленной целью.
К основным функциям управления относятся анализ и планирование, организация и контроль, координация и стимулирование.
Анализ есть тот фундамент, на котором держится вся система планирования и организации учебно-воспитательного процесса.
Планирование, как одна из важнейших функций управления, включает в себя определение наиболее приемлемых путей достижения поставленных целей. Оно призвано порождать планы, проекты, программы, стандарты, эталоны, критерии и т.д.
524
Организация есть формирование и установление относительно устойчивых отношений в управляемой и управляющей системах, действующих и развивающихся как одно целое. Она призвана порождать структуру школы как организации, порядок, режим, содержание работ и заданий.
Координация предполагает высокую оперативность в установлении гармонии между всеми звеньями и направлениями учебно-воспитательного процесса, между управляющей и управляемой системами, изменение отношений, мотивации, вовлеченности в работу, рост творческой активности.
Контроль - это активная стадия процесса управления, когда сопоставляются достигнутые результаты с тем, что было запланировано. Основой всей системы контрольных измерений (количественных и качественных) является обратная связь.
Можно даже утверждать, что контроль призван порождать знания о положении дел, их корректировку по отношениям от желаемого направления и уровня.
Стимулирование - это система мер, направленных на создание творчески работающего педагогического коллектива и активную целенаправленную деятельность учащихся.
Учебно-воспитательный процесс может протекать с разной степенью эффективности. Многое зависит и от того, насколько целеустремленно и квалифицированно создаются благоприятные условия для оптимального и согласованного функционирования всех компонентов и звеньев учебно-воспитательного процесса по умственному развитию, физическому и трудовому, нравственному и эстетическому воспитанию школьников и т.п.
Важнейшей закономерностью управления является единство по конечным целям и задачам административного, педагогического, семейного и общественного воздействия и процесса формирования личности школьников.
Для проявления этой закономерности очень важна координация действий школу, семьи и общественности. Между ними существует множество связей, и эти связи должны быть включены в процесс воспитания подрастающего поколения.
Это означает, что каждый управленческий акт, проявляясь в своих специфических формах и методах, должен быть проникнут педагогической целесообразностью, опираться на соответствующую систему управления и соответ-
525
ствовать не только конкретной задаче, но и всему комплексу учебно-воспитательных задач. А
В современной теории управления особое место за- ]
нимает так называемый системный подход. Он предпо- |
лагает сознательное и планомерное управление. Устана- |
вливаются связи между сферами управления, выдвигает- I
ся главная цель, затем в соответствии с ней формиру- \ ются частные промежуточные цели, ставятся задачи, продумываются пути и сроки их решения, распределяются силы, выделяются средства, организуется работа, осуществляется контроль и коррекция. Схематически
системный подход можно представить в виде следую- -.
щей цепочки: цель — ресурсы - план - решение - реали- ]|
зация - контроль и коррекция. ||
Для наглядности изобразим это на схеме (стр. 527). ;|
Принятие решения. В системе управления важное > место занимает так называемое управленческое реше- | ние. От решений руководителя школы зависит вся дея- §
тельность школьного коллектива. Решения необходимо ?! тщательно продумывать, взвешивать все возможные по- |
следствия, четко ставить цели и продумывать пути их !1| исполнения. |
Это могут быть организационно-административные ;{
решения, рассчитанные на длительный период, стратеги- j f
чески важные и определяющие деятельность практически ■ I
всего коллектива школы. К таким решениям относятся: ж
планирование работы школы, распорядок; инструкции, Щ
правила, Уставы, методические рекомендации, длительные ж
поручения. Щ
Это могут быть решения кратковременного воздей- щ
ствия: приказы, указания, советы, предложения. ж
Второй вид решений: экономические, связанные с ма- щ
териальным обеспечением школы. Это договор об аренде, щ
правила создания платных дополнительных услуг, органи- Щ
зация трудовых лагерей, цехов, кооперативов. Составление щ
смет, работа со спонсорами и т.д. Щ
Третий вид решений: социально-психологические, щ
связанные с моральным воздействием. Это благодарности, Я выговора, а также материалы и рекомендации по изуче-лИ нию, описанию и внедрению передового опыта. ^Л
Вот примерная схема подготовки решения (см. на^И стр. 528). ■■
526