ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2020

Просмотров: 5747

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

наглядных пособий. Просматривает корреспонденцию, школьную документацию.

Вторник — посещение уроков, беседы с учителями и учениками.

Среда — поездки по хозяйственным делам, осмотр котельной, территории, противопожарного инвентаря, обсуждение хозяйственных и финансовых вопросов.

Четверг — посещение уроков, внешкольных мероприятий, день совещаний.

Пятница — методический день, работа над повышением квалификации, день самообразования или посещения семинара директоров.

Суббота — посещение уроков, прием родителей, беседы с техническими работниками.

Директор и его заместители по очереди несут службу дежурного администратора. Дежурный администратор решает все вопросы, связанные с приемом посетителей, разбором текущих дел, конфликтов. Лишь в исключительных случаях директор подключался к разбору особо сложных обстоятельств.

В результате упорядочения рабочего дня, четкого распределения дежурства и правильного решения вопросов хозяйственной службы можно довести время пребывания в школе руководителя до 8 часов в день, освободив при этом один день для методической работы.

Самыми трудными для руководителя школ являются дни внезапных вызовов, посещения комиссий, различных проверок. Вот почему большое значение имеет разработка единых требований НОТ в районном масштабе для регуляции деятельности всего управленческого аппарата.

Молодому руководителю школы нужно уяснить, что его рабочее время зависит не только от объективных обстоятельств: количества классов, сменности занятий, обеспеченности кадрами, надежности помещений и технического оборудования, местоположения школы, но и от его личных качеств — собранности, организаторских способностей, склада характера. Чаще всего именно субъективные условия являются основной причиной перегрузки.

Четкость и ритмичность работы директора в значительной степени зависит от умения организовать свой рабочий день, ведение текущих дел, личную документацию. Опытный директор всегда собран, не принимает поспешных решений, не суетится, ведет тщательный учет основ-

567


ных мероприятий. Он всегда в курсе важнейших событий, помнит о своих обязанностях и обещаниях, намеченных на день встречах и делах. На его письменном столе порядок, в ящиках нужные записи и справки; он знает, по какому вопросу к кому обратиться, дать указание, получить информацию.

Особенно важно вести нужные записи. Начинающему директору можно рекомендовать личную документацию. Прежде всего заводится тетрадь для анализа посещения уроков и воспитательных мероприятий. Кроме этой тетради рекомендуется иметь журнал-дневник, в котором фиксируется вся текущая работа. Это большая тетрадь, распределенная по следующим разделам:

Личный план работы руководителя и выписки из общешкольного плана, имеющие непосредственное отношение к директору. Здесь же и недельные планы, которые уточняются на каждом заседании при директоре.

Краткие записи о совещаниях при директоре.

Краткие записи бесед по важнейшим вопросам: с заместителями и помощниками; с учителями; с учащимися; с родителями.

Записи о деятельности родительского комитета.

Раздел о деятельности органов самоуправления, режимных проверках и совещаниях.

Состояние хозяйственных дел и оборудования.

Заметки о районных совещаниях и вызовах.

Записи о посещении мастерских, кабинетов, раз-тичных помещений.

Мысли и замечания по педагогическим вопросам (на эснове посещения других школ, отдельных уроков и мероприятий, чтения литературы, личных раздумий и поисков).

Памятка: что когда сделать, данные обещания, где и согда побывать, с кем поговорить и т.д.

В этом же журнале-дневнике имеется небольшой ягравочный отдел, в нем важные для директора сведения >б отдельных учителях, о "трудных" учениках, разного юда "курильщиках", нарушителях, об отдельных родителе и т.д.

12.6. Упорядочение труда учителя

Учитель очень перегружен. Исследования показывают, [то во многих коллективах рабочее время учителей дохо-,ит до 55—65 часов в неделю.

68


По интенсивности труда самым напряженным является время урока. Эффективность урока в решающей степени зависит от предварительной подготовки, поэтому при определении необходимых затрат рабочего времени учителей нужно учитывать все виды педагогической деятельности, включая работу по повышению квалификации и внеурочные образовательные и воспитательные мероприятия. Нормирование педагогического труда — не только личное дело педагога, это серьезная педагогическая проблема. Требуя от учителя организованности, должного уровня культуры умственного труда, администрация обязана создавать все необходимые условия.

Можно выделить в основном три стиля работы в учительских коллективах.

Время учителя почти не регламентируется и мало продумывается. Администрация школы требует, чтобы учителя и классные руководители присутствовали на всех мероприятиях, вечерах, собраниях, олимпиадах, соревнованиях, проводили кружки, дополнительные занятия, проверяли все тетради, дневники, писали характеристики, отчеты, рапорты, планы, сценарии и т.д. Директор школы заявляет: "Где бывают ученики, там должны быть их учителя и классные руководители. Это их обязанность. Пусть учителя рассчитывают свое время сами!" При таком подходе у учителей, например, русского языка, литературы, математики и начальных классов нагрузка доходит до 65 часов в неделю, у других — до 55—60 часов.

В ряде школ администрация произвольно увеличивает количество вызовов и собраний и время на их проведение (отдельные мероприятия, совещания и педсоветы затягиваются на несколько часов), дают дополнительные нагрузки в виде усложненных форм дежурства, отчетов и специальных поручений. Такой стиль работы глубоко порочен и опасен для школы. При колоссальном напряжении сил и затрате времени эффективность работы, как правило, крайне низка.

Есть более рациональный и щадящий стиль работы. Администрация школы нормирует внеурочную работу учителей. Составляются графики нагрузки, ограничивается количество собраний и мероприятий, соблюдаются нормы отчетности и дополнительных нагрузок, однако учитываются лишь поверхностные количественные показатели. Сам процесс, содержание работы, тем более учебная ра-

569


бота и подготовка к ней специально не продумываются. Тем не менее такой подход дает заметный и полезный резерв, облегчает деятельность работников школы и способствует улучшению учебно-воспитательного процесса.

Только комплексная деятельность администрации и учителей по выработке рациональных методов ведения учебно-воспитательного процесса обеспечивает наиболее высокие результаты при наименьшей затрате времени и сил. Уже накоплен положительный опыт в ряде передовых школ, позволяющий предложить проверенные жизнью рекомендации по упорядочению нагрузки учителей и интенсификации их труда.

Резервы времени учителей при организации учебного процесса. Официальная нагрузка учителя в среднем 18—24 часа в неделю, т.е. 3—4 часа в день. Фактически она составляет 45—50 часов в неделю, 8—9 часов в день (не считая других видов занятости).

Подготовка к урокам занимает в среднем 1 час на урок (начинающие учителя 1,5—2 часа, опытные — 30—60 минут). Учителя начальных классов, языка и математики на проверку тетрадей расходуют 2—3 часа в день. Многие учителя на подготовку наглядных пособий, дидактического материала, специальных перфокарт, оборудование кабинета — не менее одного часа в день. Большинство учителей работает с отстающими и сильными учениками в различных группах, в кружках индивидуально и тратят на это в среднем один час в день. Если к этому прибавить, что учителя-новаторы, пытаясь внедрить новые, прогрессивные формы работы, изготавливают специальные сложные пособия, приспособления, технические средства, то станет ясно, что учебная нагрузка порой просто не поддается учету.

Где же кроются резервы времени учителя и какова роль администрации?

Прежде всего очень многое зависит от культуры умственного труда самого учителя, его умения распределить свои усилия и свое время. Руководители школы обязаны провести занятия с учителями, провести инструктаж, выработать рекомендации по технике работы преподавателя. Особое внимание следует обратить на предварительную подготовку учителя, его умение исподволь, постепенно накапливать учебный материал, делать выписки, составлять карточки, подготавливать решебники и т.д. Нужно научить

570


учителей рационально готовить тематические планы и планы уроков, подсобный материал, технические средства и т.д.

Во-вторых, администрация школы не должна предъявлять к учителям усложненных требований, выходящих за рамки нормативных документов. Например, нельзя требовать, чтобы учителя проверяли все тетради учеников.

В-третьих, много недоразумений происходит с планами уроков. Нет сомнений: план урока должен быть обязательно. Но обязательно ли на каждый класс? Обязательно ли писать решение задачи, цитаты, выдержки и другой фактический материал? В целях экономии времени в ряде школ нашли очень удобные и эффективные приемы оформления поурочных планов.

Для параллельных классов на одну тему составляется единый план, но прилагаются возможные варианты вопросов, заданий с учетом особенностей класса.

Разрешается пользоваться ранее написанными планами, но с добавлениями новых вопросов и заданий.

Цитаты, решения задач могут содержаться на отдельных карточках или листах бумаги, приложенных в конверте к планам.

Записи учителя могут носить краткий характер, удобный именно для данного учителя. Отдельные части плана могут ограничиваться указанием глав, параграфов, страниц учебника или пособия.

В-четвертых, в целях .сохранения времени учителей администрация школы может организовать специальную методическую помощь учителям — регулируемую систему взаимопомощи, предварительно разработанные опытными учителями примерные методические разработки цикла уроков по теме или отдельных уроков по узловым вопросам с приложением рекомендуемой литературы.

Важна экономия времени в процессе внеурочной воспитательной работы. Классные руководители тратят на внеклассную воспитательную работу до 8—10 часов в неделю, включая подготовку к ней. Основные направления работы: классный час, воспитательные мероприятия, индивидуальная работа с детьми, связь с родителями и ведение документации.

Руководители школы обязаны в системе повышения квалификации классных руководителей особое внимание обратить на техническую вооруженность, выработку уме-

571