ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2020

Просмотров: 5745

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ний правильно организовать проведение воспитательного мероприятия. Экономия времени достигается за счет систематизации и стандартизации отдельных школьных мероприятий, таких как: торжественные школьные церемонии, ритуалы, предметные и тематические вечера, встречи и т.д. Ответственные за мероприятия и классные руководители не тратят времени на решение организационных вопросов, они раз и навсегда продуманы и запрограммированы. Их усилия направлены на содержательные элементы вечера, поиск оригинальных, самобытных решений.

Большим подспорьем для классного руководителя является наличие условий для проведения воспитательных мероприятий: оборудование игровых площадок, специальных помещений, приобретение литературы, игр, инвентаря и т.д.

Руководители школы серьезно помогут классному руководителю, если резко сократят поток его письменной информации, количество документации. К сожалению, в ряде школ требуют от классного руководителя развернутого подробного плана воспитательной работы, сценариев и планов каждого мероприятия, письменных отчетов, различных рапортичек о собраниях, протоколов, подробных характеристик на каждого учащегося, ведения специального дневника классного руководителя и т.д. Кому нужен этот поток бумаг? Кто читает всю эту массу? Сколько времени тратится на составление часто никому не нужных документов!

Министерство установило точный перечень школьной документации. Нет надобности его менять. Повседневная информация может носить устный характер, в отдельных случаях пишутся докладные. Даже составление характеристик следует упорядочить. Они должны быть краткими и составляться только по мере надобности.

Важно упорядочение проведения собраний и заседаний. Существуют предельно допустимые затраты времени на различные собрания и заседания. Колоссальные потери времени имеют учителя из-за низкого уровня проводимых мероприятий и их примитивной организации. Совещания нередко затягиваются на 2—3 часа и больше, а педсоветы длятся порой свыше 4 часов.

Вот пути упорядочения, проверенные практикой работы многих школ:

572


педсоветы — 1 раз в четверть — 2—3 часа;

методические объединения всех видов, включая практикумы, школы передового опыта, семинары и конференции — 1-2 раза в четверть по 1,5—3 часа;

семинар классных руководители — 2 раза в четверть — 1 час:

родительские собрания — 1 раз в четверть — 1 час;

профсоюзные собрания — 1 раз в четверть — 1 час: Итого: 10 совещаний в четверть — 12—13 часов. Дежурство учителей необходимо привести в нормы,

определенные Министерством: учитель дежурит только в часы и дни, когда у него есть уроки, приходит за 20 минут до уроков и уходит через 20 минут после уроков. В лучших школах вообще отказались от дежурства учителей, с этой работой вполне справляются учащиеся под руководством учкома Назначается только один учитель-методист, который проводит предварительный инструктаж и выборочную проверку дежурства постов (в свое рабочее время).

Администрация школы берет под свой контроль деятельность кружков, обществ, клубов, а также занятия учителей с отстающими учениками. На все перечисленные виды работ — не более 1 часа в неделю. Кружки проводятся раз в две недели, занятия с отстающими не чаще одного раза в неделю (при крайней надобности).

В заключение перечислим те условия, которые способствуют упорядочению рабочего времени учителей:

по возможности нагрузку по параллельным классам и в одну смену;

с учителем, работающим в две смены, расписание согласуется. "Окна" и разрывы между сменами доводятся до минимума;

освобожденный методический день каждому учителю-предметнику;

дежурство исключительно в рабочее время;

педсоветы и заседания (всех видов) рсз в неделю в точно определенные дни и часы;

единые требования к составлению планов уроков, мероприятий, проверке домашних заданий, тетрадей, дневников, ведению документации; на все виды внеклассной работы примерно 3—4 часа в неделю:

кооперация труда учителей, система взаимодействия (совместные мероприятия двух-трех классов, обмен докла-

573


дами и выступлениями, четкое распределение функциональных обязанностей и поручений и т.д.);

минимум вызовов администрацией;

предоставление свободных дней для самообразования, посещения ИПК и передовых школ в каникулярное время.

22.7. Охрана жизни детей и педагогического персонала

Директор школы обеспечивает работу всего коллектива по охране прав и жизни учащихся. С этой целью он проводит с учителями и обслуживающим персоналом занятия по охране жизни детей, знакомит с основными законами и требованиями. Обеспечивает условия для нормальной деятельности .всех работников школы и детей.

Деятельность руководителя школы по данному аспекту проводится в трех направлениях:

1) Обеспечение медицинского осмотра детей и лечения тех школьников, которые в этом нуждаются (особенно лишенных родительского внимания).

2) Создание необходимого санитарного режима в школе (тепло, свет, вода, чистота), недопущения перегрузки и перенапряжения, проведение спортивных занятий.

3) Строгое соблюдение правил техники безопасности в лабораториях, мастерских, физзале, во время походов, соревнований и т.д.

С этой целью важно выполнять следующие важнейшие положения:

а) школа должна иметь самостоятельный огражденный земельный участок с площадью озеленения не менее 40— 50%. Спортивная зона по возможности должна создаваться со стороны спортивного зала;

б) в школе должны быть учебные секции для 1—3 и 4— 5 классов, а также для трудового обучения, учебно-спортивного и культурно-массового назначения, организации продленного дня, общешкольного назначения (столовая, библиотека, медицинские кабинеты);

в) естественное и искусственное освещение должно соответствовать санитарным нормам (75-100 люксов), для окраски парт и столов рекомендуется зеленая гамма цветов;

г) в школе предусматривается определенный тепловой режим: в классах и кабинетах 17—20 градусов, в мастерских — 16—18 градусов, в спортивном зале 15—17 градусов;

574


д) оборудование помещений должно соответствовать гигиеническим нормам: парты и столы устанавливаются с учетом возраста детей и их роста вдоль классов в два-три ряда, с проходом шириной 0,6—0,7 м;

е) уборка проводится: спален — утром, классов — после окончания уроков, коридоров и рекреаций после каждой перемены, умывальных и уборных после каждой перемены с применением дезсредств;

ж) строго выполняется учебно-воспитательный режим: продолжительность перемен — 10 мин., большой перемены — 30 мин (вместо одной большой перемены допускается устраивать две перемены по 20 мин каждая).

з) необходимо налаженное питание учеников и учителей в столовых и буфетах, соответствующее санитарным нормам по калорийности и качеству.

Директор школы лично проверяет и совместно с завучем, завкабинетами, завхозом обеспечивает:

состояние, размеры и техническую оснащенность спортсооружений, площадок и физкультурного зала;

готовность учебных кабинетов, их укомплектованность и выполнение техники безопасности;

готовность к занятиям учебных мастерских, их характеристика и обеспечение техники безопасности;

наличие технических средств обучения, их состояние и хранение;

наличие и состояние буфета или столовой;

организацию питьевого режима;

наличие медицинских кабинетов и документации;

состояние школьной мебели;

сведения о книжном фонде библиотеки;

готовность школы к зиме. Характер отопительной системы, ее опрессовка, состояние, запас топлива;

освещение школы и классных помещений;

состояние электросети и заземление;

наличие и состояние противопожарного оборудования;

водо- и газоснабжение;

состояние вентиляции;

предоставление сельским учителям льгот и преимуществ, предусмотренных законом;

выполнение решений о подвозе детей, проживающих на расстоянии 3 км и более от школы, наличие интерната, его состояние.

575


Лично директор вместе с заместителем по хозяйственно-административной части систематически проверяет электрооборудование, противопожарный инвентарь, выходы из помещений, лестничные площадки, хозяйственные помещения. Еще нередко в ряде школ устраиваются под лестничными площадками у запасных выходов небольшие складские помещения, загромождающие дверные проемы, запасные двери запираются висячими замками, фактически исключающими возможность выхода.

В каждой школе должен быть план эвакуации на случай пожара, назначены ответственные, проинструктированы дежурные и все учащиеся.

Особо важно позаботиться о технике безопасности в учебных мастерских, на сельскохозяйственных работах, в спортзалах, о знаниях учащимися и руководителями правил безопасности во время походов, купаний, изучении в школе правил уличного движения и т.д. Нормативные и инструктивные акты по вопросам организации общественно полезного труда учащихся общеобразовательной школы ясно указывают, что директор несет ответственность за несчастные случаи в школе, происшедшие в результате нарушения правил безопасности. Важно, чтобы учителя труда, физкультуры, химии, физики, биологии, классные руководители инструктировали по технике безопасности каждого учащегося.

Директор школы обеспечивает наблюдение за здоровьем детей, работу врача и медицинских сестер, помогает детям, нуждающимся в специальном лечении. Особую заботу проявляет о детях, потерявших родителей, изучает условия их жизни, защищает их права на жилплощадь, имущество, наследство.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какую роль играет личность руководителя школы? Какие важные качества необходимы директору современной школы? 2 Составьте циклограмму управления школы.

3. Как организовать труд руководителя школы?

4. Как сберечь время учителя? Что зависит от руководителей школы, а что от самого учителя?

5. Каковы права и обязанности должностных лиц школы?

6. Как совместить единоначалие и коллегиальность в управлении современной школой.

576