ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2020
Просмотров: 5968
Скачиваний: 9
мя), не допускать эмоциональных взрывов (все обсуждения проводить в спокойной деловой обстановке), все выступления должны содержать анализ затронутого явления и вносить конкретные предложения.
Директор школы, начиная педсовет, порой должен напомнить об этих правилах и строго их придерживаться. Много зависит от обстановки, умения руководителя дирижировать процессом обсуждения, его такта, настроения, точности замечаний, умной реакции на те или иные выступления или реплики. Важно, чтобы директор обладал должным авторитетом, находчивостью, хорошо знал содержание обсуждаемого вопроса, состав учителей, владел собой.
Работа по выполнению решений педсоветов. Решения по производственно-деловым вопросам фиксируют то или иное положение: план утвержден, перевод ученика утверждается и т.д. Здесь все ясно и определенно. Гораздо сложнее с решениями по научно-педагогическим вопросам. Такие решения, как говорилось выше, готовятся заранее, предварительно обсуждаются на совещании при директоре. Разумеется, они должны учитывать итоги обсуждения и высказывания учителей, но, как правило, основные положения остаются. В таком решении прежде всего очень кратко излагается теоретическая основа темы обсуждения, дается обоснование, затем четко и определенно формулируются задачи, стоящие перед учителями и администрацией школы, перечисляются некоторые методы и приемы реализации этих задач с указанием, где возможно, ответственных и сроков.
Решение педсовета фиксируется в протоколе и отдельно вывешивается в учительской для ориентации. В решении имеется приписка о контроле за выполнением решений. Результаты контроля должны обсуждаться в рабочем порядке, о них докладывается на следующем педсовете.
В чем сущность выполнения решений педсоветов? Прежде всего руководители школ должны добиться, чтобы все учителя школы действительно усвоили основные про~ блемы, которые поднимались на педсовете. Руководители школы планируют внедрение рекомендаций педсовета в практику работы всех учителей, оказывая им необходимую конкретную помощь.
582
23.2. Предметные методические объединения
Наиболее оптимальный состав объединения 4—5 преподавателей одного предмета. Методические объединения целесообразно создавать в больших школах или местах, объединяющих учителей 2—3-х школ.На заседаниях предметных объединений не следует ограничиваться разбором узких вопросов: например, изучение темы "сложное предложение" в 7-м классе. Полезно знакомиться с результатами новейших исследований в области преподаваемой науки, методическими приемами работы, изучать технические средства обучения, заслушивать доклады и сообщения учителей о результатах своей деятельности. Хорошая школа для преподавателей — квалифицированный анализ уроков с позиций современных требований к учебному процессу и с должным теоретическим обоснованием. В этом плане в структуре методической работы школы исключительно важную роль выполняют школы передового опыта.
Школы передового опыта. К учителю-мастеру, руководителю такой школы, по желанию прикрепляются несколько (2—4) учителей данной специальности, нуждающихся в помощи. В процессе наблюдения уроков, бесед, они знакомятся с методами и приемами работы своего руководителя; совместно составляют тематические планы, изучают литературу по отдельным вопросам, взаимно посещают уроки и тщательно анализируют их, отбирая и закрепляя все то ценное, что способствует эффективности работы. Такое творческое содружество совершенствует работу не только прикрепленных учителей, но и самого руководителя школы.
Проблемные группы занимаются систематизацией, сообщением и распространением передового опыта, они совместно разрабатывают и внедряют в практику приемы и методы работы. Начинается работа группы с изучения литературы по той или иной проблеме, посещение уроков различных учителей, выработке определенных гипотез, предложений, которые затем проверяются на практике и доводятся до нужного уровня. Проблемные группы работают творчески, активно вторгаются в учебный процесс. В ходе самостоятельной работы происходит активное формирование педагогического мастерства.
Деятельность проблемных групп при глубокой заинтересованности руководства и общественных органи-
583
заций школы способствует созданию в коллективе творческой атмосферы, что, в свою очередь, привлекает в проблемные группы все новых и новых учителей.
Практикумы. В системе повышения квалификации учителей наблюдается некоторый разрыв между коллективными формами работы и индивидуальной подготовкой к учебным занятиям и воспитательным мероприятиям. Одной из форм самообразования являются практикумы. Учителя-предметники получают в начале учебного года (в некоторых школах в конце предшествующего учебного года) план работы практикумов (районных и школьных) с указанием заданий по темам (какие задачи прорешать, какие подготовить опыты, прочитать литературные источники и т.д.) и рекомендательный список литературы по каждой из намеченных тем.
Заседание секции практикума проходит в школе раз в месяц. Обычно методист или преподаватель-мастер читает небольшую лекцию, затем решаются 1—2 сложные задачи, обсуждаются тематические планы и методика работы.
Проведение открытых и показательных уроков. Руководство школы использует опыт мастеров педагогического труда для демонстрации методов учебной и воспитательной работы. Например, проводится открытый урок проблемного обучения, урок с применением технических средств, работа с учебником на уроке и т.д. Трудно переоценить значение таких уроков, если учителя вовремя подготовятся к восприятию: прочитают нужную литературу, проникнут в особенности его творческого поиска.
Научно-теоретические конференции и педагогические чтения. Один раз в течение года во многих школах успешно проводят итоговые научно- теоретические конференции и педагогические чтения как своеобразный отчет учителей, подготовивших рефераты, доклады, сообщения об итогах своих поисков по той или иной проблеме. Учителя знакомятся с передовым опытом, обмениваются мнениями, заранее готовятся к конференциям и чтениям, проводят поисковую творческую работу, что обогащает педагогический процесс.
233. Самообразование учителей
Коллективные формы работы (на курсах институтов повышения квалификации, в методических объединениях,
584
лекториях и т.д.) по повышению квалификации и теоретического уровня учителей необходимо сочетать с самообразованием. Только в органическом сочетании коллективных и индивидуальных форм работы может быть найдено решение проблемы систематического расширения кругозора и повышения деловой квалификации каждого учителя. Серьезное внимание следует уделить вопросам теории и практики гуманистического воспитания.
Важнейшими направлениями самообразовательной работы по предмету могут быть:
— изучение новых программ и учебников, уяснение их особенностей и требований:
— изучение дополнительного нового материала:
— проведение самостоятельной работы по решению задач, организация лабораторных и практических работ, опытов и упражнений;
— освоение технических средств обучения.
В области методики следует уделить особое внимание приемам дифференцированного обучения, мыслительной деятельности учащихся, развитию самостоятельности, практических навыков и установлению связи урочных и внеурочных занятий по своему предмету.
23Л. Организация помощи молодому учителю
Молодой учитель пришел в школу. Подготовлен ли он к работе с учащимися? Совершенно ясно, как бы хорошо ни готовил вуз, решающее становление мастерства происходит в школе, в живой работе с детьми, на практике. Именно в первые годы, с первых дней начинается наиболее интенсивное формирование тех качеств, которые и определяют степень мастерства будущего учителя.
Говорят, хорошо, если учитель попал в сильный городской педагогический коллектив. Под рукой и пособия, и методические разработки, опытные учителя, рядом институты, библиотеки. Но ддесь свои трудности: в таких школах — высокий уровень требований, развитые ученики, подготовленные родители. А как быть молодому учителю в сельской школе? Там ниже уровень требований, но там учитель фактически один, ведет он порой разные классы и нередко 2—3 предмета, спросить не у кого и с пособиями плохо... Разные условия диктуют и разные формы помощи, но есть и нечто общее, с чем нужно считаться.
Какие трудности встречаются в работе молодого учителя?
585
Прежде всего в области обучения молодой учитель недостаточно владеет конкретным материалом по теме. Он знает, например, творчество Л.Н. Толстого или историю французской революции, законы Ньютона, но ему очень сложно отобрать конкретные факты биографии писателя или популярно раскрыть сущность законов Ньютона. Молодой учитель испытывает колоссальные трудности в подборе материала, в подготовке уроков и т.д. Как правило, он не владеет методами работы. "Опрос для меня на-' стоящая пытка, — признается одна начинающая учительница. — Что делать тридцати ребятам, пока тянется эта "канитель" с вытягиванием ответа? А какую ставить оценку?".
Объяснение материала — любимая часть урока для начинающего педагога. Он старательно и чаще всего хорошо рассказывает. В классе тишина, слушают с интересом. Но урок — это не только пассивное восприятие, это еще работа по формированию знаний, навыков, умений, и вот здесь наибольшие опасности подстерегают новичка: он теряет управление, класс шумит, урок срывается. Не владея арсеналом методов обучения, молодой учитель спешит еще и еще что-то интересное рассказать, занять учеников, успокоить, развлечь...
Сложно с осуществлением дифференцированного подхода к учащимся. Молодой учитель еще не в состоянии разобраться в характере способностей своих учеников, установить диагноз отставания, степень запущенности, своеобразие памяти, мышления, внимания отдельных учеников, поэтому он лишен возможности регулировать формирование знаний. Молодой учитель избегает вызывать слабых учеников, он боится их, он старается иметь цело с сильными, не знает как помочь отдельным учащимся. В результате, отставание уряда учащихся усиливается, их развитие в процессе обучения проходит стихийно.
Не меньше трудностей в воспитательной работе. Молодой учитель, как правило, неплохо проводит с учащимися досуг: играет с ними, ходит в походы, на экскурсии, но как сложно для него провести собрание, диспут, конференцию, организовать дежурства, трудовые дела...
Центральное звено в организации помощи молодому преподавателю — это предварительная работа с ним. Нет надобности читать ему лекции, проводить теоретические
586