ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2020

Просмотров: 5971

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зано, директивы есть своя технология, для построения которой требуется немало творчества.

1. Разработка критериального аппарата и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию. Сущность этого требования состоит в том, что оно предполагает предварительную разработку инструментария, с помощью которого можно установить степень неэффективности педагогической структуры, деятельности, управления, чтобы убедиться в необходимости их замены, корректировки. Без объективных результатов оценки объекта реформирования начинать его нельзя. Ни административное чутье, ни внезапно возникшее желание что-то обновить, ни мотивы вкусовщины не могут стать предпосылкой изменения педагогической деятельности. Таково строгое и объективное требование методологии: оценить педагогическую систему по надежному критерию, чтобы получить доказательства ее несовершенства, устарелости, неэффективности. И основным показателем, играющим роль толчка к инновациям, является реальное развитие школьников, уровень их образования и воспитанности, здоровья и культуры, жизненного благополучия. Критериальные средства оценки состояния педагогических систем закреплены в терминах "педагогическая диагностика", "мониторинг", "контроль за качеством обучения и воспитания с его разновидностями": предварительным, текущим, периодическим, итоговым, отсроченным; "экспертиза", "инспекторская проверка" и некоторые другие. Существенное значение для установления состояния образовательной системы имеют стандарты. Именно сравнение с ними и позволяет педагогическим экспертам выявить потребность в нововведениях.

2. Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы для определения необходимости ее реформирования с помощью инструментария, о котором шла речь в п.1.

Логика этого методологического требования очевидна. Нельзя реформировать, разрушать, заменять то, что продуктивно, что соответствует интересам детей и их благополучию, что отвечает интересам общества и каждого гражданина, подсказывается требованиями педагогического прогресса. Особенностью педагогической диагностики является ее многомерность. Экспертизе должны подвергаться все компоненты педагогической системы: здоровье

56


школьников, их нравственность и законопослушание, безопасность жизни, развитие природных задатков, экологическая ситуация их развития, степень социального, экономического, криминального, экологического риска. В структуру мониторинга включаются и данные трудоемкости деятельности учителей, их профессионализма, продуктивности работы с различными категориями учащихся. Разумеется, при микронововведениях в обучении и воспитании (использование новой модели учебника, применение безобъяснительных методов освоения научных знаний школьниками, применение суггестоприемов в воспитании и др.) число показателей для оценки качества будет существенно меньше.

В итоге должна быть получена достоверная картина устаревшего, неэффективного, нерационального, то есть подлежащего преобразованию, замене, реконструкции. Участки педагогической действительности, которые предстоит реформировать, должны получить достаточно строгое описание и обоснованные границы. Лишь после этого, как того требует методология реформ, правомерно переходить к следующему этапу.

3. Поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использованы для моделирования нововведений, идущих на смену устаревшему, неэффективному.

Смысл этого методологического требования состоит в том, чтобы путем широкого, тщательного анализа передовых педагогических технологий в отечественной и мировой практике отыскать прогрессивные примеры, тот строительный материал, из которого можнб создать новые педагогические конструкции. В перспективе предполагается разработка и создание Международного банка педагогических инноваций, где можно легко и быстро находить опережающие решения.

4. Всесторонний анализ научного задела, где содержится творческие решения уже не практиков, а ученых. Фонд отечественных и международных педагогических ценностей труднообозрим. В настоящее время библиотеки нашей страны не могут справиться с оперативным обеспечением реформаторов теоретическими и прикладными разработками, имеющимися в запасниках науки. Как и в случае с образцами опыта в науке создаются компьютерные Центры. Отсюда можно получить новейшие сведения как

57


по проблемам теории, так и прикладным вопросам для моделирования педагогических инноваций.

Вообще говоря, такая работа требует от современных исследователей подготовки атрибутивных параметров к каждому результату своего творчества. Так в банке педагогической информации Московского педагогического университета в формате модульных представлений итогов научной работы обязательным условием машиноориентиро-ванного оформления заявки на ввод в память ЭВМ итогов исследований предлагаются несколько атрибутов. Исследователь сопровождает текст своего сообщения указаниями на то, в какой сфере его рекомендации могут найти применение, какими должны быть условия его внедрения, освоения, что конкретно выигрывает пользователь и т.д.

5. Проектирование инновационной модели обновленного участка педагогической системы от ее эскиза до т.н. рабочих чертежей — следующий шаг в логике преобразования. Создается проект нововведения с конкретными заданными и его свойствами, отличающими традиционные варианты работы, на смену которых он идет.

Если говорить о крупных реформах в образовании, то указанная директива методологии педагогики предполагает социальное, экономическое и организационное, материальное и кадровое, пространственное и временное обоснование нововведения. Одновременно в него на стадии проекта закладываются замышляемые преимущества перед прежними моделями педагогической деятельности. И, самое главное, дается всесторонняя характеристика каждого компонента нововведения.

6. Исполнительская интерпретация реформы — следующее предписание методологии преобразования педагогической структуры.

Выражается она в том, что значительные нововведения, распадаясь на проектный, внедренческий этапы, обязывают строго персонализировать задачи. В результате должно быть ясно, кто за что отвечает, какими средствами их следует обеспечить, кому принадлежит функция контроля и корректировки хода преобразований, с кого следует спросить за неудачи.

7. Проработка практического осуществления известного закона перемены труда.

Это требование методологии педагогики обязывает скрупулезно проработать те перемены, которые произой-

58


дут в результате нововведения в практическую, познавательную, руководящую деятельность всех, кого прямо или косвенно затрагивает нововведение после его внедрения в жизнь. Принципиальное значение имеет такое требование как преднамеренно интенсивные и эффективные свойства нововведения. Другими словами: любое новаторство, приходящее на смену предшествующему, должно приводить к двум последствиям — сокращению рабочего времени учителя и учащихся и повышению производительности педагогического труда. Логика реализации данного предписания методологии в том, чтобы перед внедрением в практику нововведения были точно рассчитаны перемены в профессиональной деятельности каждого человека. Доказаны преимущества работы по-новому. А сама новация вводилась в производство после ее официального законодательного или нормативного закрепления. Существенное значение имеют и доказательства роста комфортности работы в результате ее обновления.

8. Построение алгоритма внедрения нового в практику.

Проблема внедрения нового в привычную педагогическую деятельность одна из сложнейших в управлении инновационными процессами. Мировая педагогическая практика свидетельствует о многочисленных примерах сопротивления даже самым привлекательным, самым выгодным для учителей новациям. Выделяют психологические факторы негативизма к нововведениям, в числе которых — влияния механизмов гомеостаза, стереотипов, временной дестабилизации работы при переходе от старого к новому и другие. В методологии педагогики разработаны обобщенные алгоритмы процессов внедрения результатов научных исследований в практику. В них имеются такие постоянные, как анализ практики для поиска участков, подлежащих обновлению или замене; моделирование собственно нововведения на основе анализа опыта и данных науки; разработка критериев оценки педагогической деятельности для замеров улучшения ее при внедрении нововведений; разработка программы пионерного освоения нового лучшими педагогами, обучение новациям всех, плавный или резкий переход на работу по-новому; мониторинг последствий и корректировка для Превращения нововведений в обыденную практику.

9. Ввод в профессиональную лексику новых понятий, или переосмысление прежнего профессионального словаря.

59


Одним из методологических предписаний управления нововведениями является требование корректировки профессионального языка. Появление новых понятий в речи и практике непременно затрагивает основы педагогического мышления, расширяет понятийный кругозор и закрепляет в языке педагогов то, чего прежде не было в науке и опыте. Такие процессы происходят по мере ввода учеными терминов, обозначающих новые педагогические компоненты. В настоящее время в науку введены и должны осваиваться студентами такие понятия, как "мониторинг" в педагогике, "безобъяснительные методы обучения", "внеконтекстные операции с понятиями", "над-предметные методы обучения", "концепция информационного оборота", самооценка студента и учителя "по трехфакторной модели значимости другого", "субъектно-ориентированное" формирование педагогического профессионализма", "педагогические стрессоры" и другие.

Ученые при отработке терминологии для ее внедрения в практику языка руководствуются несколькими принципами: диалектичной логики, теории отражения в языке педагогических фактов, принципом ковенциальности.

10. Защита педагогической системы от псевдоноваторства — одно из важнейших положений методологии педагогики.

Организаторы глобальных и локальных, коллективных и персональных педагогических преобразований, как предписывает методология педагогики, обязаны придерживаться принципа целесообразности и оправданности нововведений. История реформ образования в СССР и РФ была свидетелем многочисленных реформ, части которых были просто ненужными. Не ломать то, что безупречно, что вполне продуктивно и соответствует идеалам воспитания и образования — требование стратегического характера. Огромные усилия, материальные затраты, расходы социальных и интеллектуальных сил, энергии на ненужные решения — это трагедия для системы образования. При строгой экономической проработке затрат на ненужные, надуманные, порой вредные решения можно получить доказательства расточительности и управленческой некомпетентности. Ущерб от этого невосполним как для репутации реформаторов, так и органов государства, призванных не допускать ложного педагогического новаторства. Разумеется, нельзя смешивать того, что не следует делать с

60