ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2020
Просмотров: 5972
Скачиваний: 9
идеалист старшеклассник могут быть ведомы педагогом по одной дороге развития, если только дорога широка и вмешает многочисленность личностных разнообразий.
Подвижность цели предполагает недостижимость ее. Цель — звезда, отодвигающаяся от приближающегося к ней человека. Правда, если иметь в виду постоянное развитие человека. Достижение цели означает смерть, духовную либо физическую. Понять блоковское "Покой нам только снится" — это значит принять идею остановки в развитии при достижении цели. Тут нет ничего мистического. Цель развивается вместе с субъектом, который ее ставит, ибо она существует в субъекте, который ее выдвигает, и она так же, как субъект, восходит вверх, как только такое восхождение совершает субъект. (Вероятно, только с этой точки зрения становится понятным определение В.Франклом смысла жизни человека как поиск смысла). Недовольство, страдания, метания свойственны лишь растущему профессионалу. Профессионал — покойник в вечном покое.
Чтобы недостижимая цель оставалась целью, чтобы она не приводила в отчаяние того, кто к ней идет, и чтобы не превращала в пустых мечтателей бездельников, отказавшихся от движения к недостижимой цели (на протяжении истории человечества немало находилось педагогов, говорящих: "Воспитание бессильно, потому что цель недостижима в наше страшное время"), она должна иметь общмй характер, и тогда, возвышаясь и отодвигаясь, она не перестает оставаться ориентиром деятельности.
Обратимся к обыденной аналогии, чтобы уточнить сказанное. Плотник, прежде чем приступить к изготовле-J нию скамейки, сначала имеет ее общий образ в своем со-И знании1. По мере работы уточнялись детали, проверялось! качество материала, действовала мысль плотника, рожда-И лась фантазия... Общий образ скамейки принимал кон-И кретные черты под влиянием текущих обстоятельств (Ему™
1 Вспомним великого мыслителя К.Маркса: "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей — архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове..." (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т. 23. С. 184). 66
сказали: "Какой вы мастер!.." Кто-то сказал: "А хорошо бы повыше спинку!.." Ему принесли краску: не нужно ли?--)- Работа плотника имела программу и методику в соответствии цели, однако созданный продукт отличается от идеального представления о результате деятельности в силу широкой свободы творчества, представленного именно общим характером цели. Плотник творил в пределах цели. Если бы эти пределы были узкими, он ограничил бы сам себя в восхождении к творчеству.
Итак, цель воспитания должна иметь общий характер, чтобы исполнить свои целевые функции. И тогда место цели воспитания по отношению ко всему процессу воспитания очевидно: цель — исходный момент, первый элемент профессиональной деятельности педагога. В схематической картинке отобразим это место:
Цель воспитания -
Процесс воспитания
Результат воспитания
Вдумаемся в эту простейшую схему: цель определяет содержание воспитательного процесса, цель обусловливает воспитательный результат; цель служит критерием оценки профессиональной деятельности педагога; и цель является постоянным объектом осмысления, к которому неизменно возвращается сознание педагога. Добавим следующее (это видно из схемы): цель будет полностью определять систему воспитания, именно она, осмысленная педагогами, задает очертания системы.
Вот теперь дадим определение целеполаганию в педагогике как науке о воспитании.
Целеполагание — это система профессионального осмысления объективной социально-психологической и культурологической необходимости некоторого уровня развития личности современного человека, способного жить в контексте современной культуры и творить жизнь; это поиск максимально точной формулировки общего идеального образа такого человека; это аналитическая оценка природы детства, сущности развития личности и природы индивидуальности как условий, допускающих принятие цели воспитания; это система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретный ребенок, и соотнесение их с содержанием и поставленной цели воспитания.
В дореволюционных российских учебниках педагогики Цель воспитания формулировалась по-разному. В одних
3*
67
случаях она выражалась словосочетанием "разумный и добрый человек", в других — "воспитанием добра, красоты и истины" (Д.И. Тихомиров, М.И. Демков).
Цель всестороннего воспитания личности как нормативная установка законодательного характера была введена в ранг требований государственной политики в СССР. Аналогичные формулировки вошли в документы об образовании других стран, входивших в блок социалистического содружества, варьируясь с учетом национальных традиций. Подобная же формулировка цели образования и воспитания вошла в ряд международных деклараций ЮНЕСКО и, таким образом, приобрела интернациональное значение. В одном из опубликованных документов ЮНЕСКО ("Международная стратегия действий в области образования и подготовки кадров по вопросам окружающей среды на 1990-е годы". Часть 4. Рекомендация № 78) читатель встретит общепринятые рекомендации. Приведем их полностью. Под образованием и воспитанием понимается "осуществление процесса всестороннего развития человека, который протекает на протяжении всей его жизни и направлен на наиболее полное раскрытие его способностей в интеллектуальном, физическом, эмоциональном, моральном и духовном отношениях". При этом предполагается, что "образование должно не только передавать знания, умения и навыки, ценности и другие составные элементы культуры, к которой принадлежит индивидуум, но также развивать его самостоятельность, способствовать его творческой деятельности...".
Существуют и национальные варианты формул целей воспитания. В них отражаются традиции обособленных культур и педагогической политики. О своеобразии формулировок целей воспитания свидетельствуют опубликованные документы различных стран. Немецкие авторы формулируют цель воспитания, как подготовку человека, "способного поступать продуктивно с сознанием ответственности". В публикациях американских авторов встречается такая формулировка целей воспитания, как воспитание "хорошего гражданина США". В послевоенной Японии велась борьба двух представлений о стратегии воспитания: должно ли воспитание и образование развивать только способности или формировать всесторонне развитую личность? В одном из документов провозглашалась цель воспитания японской молодежи как формиро-
68
вание в каждом японском гражданине независимости, индивидуализма, самореализации, дружбы и свободы.
Технократизм и экономический фетишизм породили формулировку цели воспитания следующего порядка: "Личность, способная достичь карьеры".
Ход исторического развития и высокая культура опровергают такого рода решения проблемы цели путем постановки одного единственного вопроса: что есть средство и что есть содержание жизни? Карьера. Успех, добро, истина, красота, всестороннее развитие — это все область средства жизни. И ничто из этого не может заместить собою цель жизни человека. А значит, и не может выступать в роли цели воспитания.
Цель современного воспитания — "Личность, способная строить жизнь, достойную Человека". Далее мы подробно рассмотрим данную цель (гл. 16).
Имея столь общий характер, цель воспитания обретает свое гуманистическое назначение, предотвращая своевольную педагогическую распорядительность, насилие над личностью, подавление индивидуальности. Но именно общий характер цели воспитания требует от педагога высочайшего профессионального и тонкого педагогического мастерства в работе с детьми в самых разных условиях, обстоятельствах, ситуациях, ибо педагог самостоятельно проецирует в практике эту общую цель на конкретную действительность.
3.2. Цель воспитания и задачи воспитания
Категория цели имеет своей полярной противоположностью категорию мечты. Общее у них то, что и то, и другое — идеальный образ, рождающийся и существующий в сознании. Различие — в отношении субъекта к этому образу.
Мечта — продукт воображения либо фантазии, некий образ, восприятие которого доставляет субъекту удовлетворения разной меры. Неслучайно мечтают "закрыв глаза", "прикрыв глаза", "засыпая", "во сне" — то есть, в стороне от действительности, уйдя от реальности. Удовлетворение уже получают в лицезрении мечты, оно исчерпывает содержание мечты.
Цель — тоже образ, но он доставляет удовлетворение не в момент внутреннего восприятия, а в процессе воплощения его в практической реальности. Этот образ — тол-
69
чок к действию, фактор активности субъекта. Появившись, цель вызывает неудовлетворение реальностью без задуманного и желаемого продукта. Здесь продукт нужен лишь в его непосредственном достижении. Лицезрение никак не исчерпывает цель.
Мечта произрастает на пассивности субъекта. Мечта загоняет человека в недеятельное состояние, цель — первый элемент деятельности.
Однако — как все в нашем противоречивом амбивалентном мире — две противоположности крепко связаны. Мечта — почва для создания цели. Мечта — основание для корректирования цели. Мечта — импульс для пересмотра целей.
Мечта может содействовать рождению цели. Цель, в свою очередь, может породить новую мечту, ведущую к новой цели.
Достижение цели происходит не прямым путем, а через решение системы задач.
Задача — это ступень в общем движении к цели, это частичное достижение результата деятельности, без которого не достигается общий желаемый результат. Задача появляется, когда цель разбивают на слагаемые элементы (иногда говорят "декомпозируют цель") и направляют усилия на получение данных элементов общего продукта деятельности. В ходе деятельности субъект обычно забывает о цели, но помнит о системе задач и выстраивает деятельность как последовательное решение задач. Допустим, целью садовника является роза. Он копает землю, культивирует почву, продумывает режим полива и подкорма растения. Его внимание полностью захвачено этими задачами, он стремится максимально качественно их выполнить. Цель как бы отодвигается в тень, на задний план.
Забвение цели означает потерю стратегии деятельности, и тогда задачи как тактическая сторона деятельности теряют свою значимость. Предположим, садовник в увлечении конкретными действиями не учел месторасположения розы в саду, и она никак не изменила садовый интерьер, ее красота никого не порадовала. Но ведь он выращивал ее именно для радости людей. Цель — при выполненных задачах! — не достигнута.
70