ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2020

Просмотров: 5740

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

заций, клубов, кружков, секций, а также общие результаты этой работы

Прежде всего контролируется сам воспитательный процесс, планирование воспитательны работы и выполнение планов, качество проведения коллективных мероприятий; дежурство, качество уроков культуры, уроков мужества, походы, экскурсии, встречи с интересными людьми, спортивные мероприятия.

Особое внимание уделяется трудовому воспитанию школьников, их участие в общественно-полезном производительном труде, самообслуживании, работе на производственных участках и т.д.

Обращается внимание на связь с родителями учащихся, организацию совместной работы школы и семьи в воспитании детей. Не меньшее значение имеет организация индивидуальной работы с учащимися: помощь отстающим, так называемым "трудным" подросткам и т.д.

Изучая работу классных руководителей, важно учитывать, как развивается инициатива и самостоятельность учащихся. Классный руководитель не исполнитель, а организатор. Если он все делает сам, предоставляя учащимся лишь роль статистов и наблюдателей, то и самые эффективные мероприятия не имеют воспитательной ценности. Лишь привлекая актив класса, давая самим учащимся проявить себя, что-то придумать, организовать, классный руководитель выполняет свои обязанности. Несмотря на всю важность воспитательного процесса, руководители школ не могут ограничить контроль только его изучением. Нас интересует результативность воспитательного процесса, уровень воспитанности учащихся.

Следует установить степень ответственности учащихся за выполнение общественных поручений, предприимчивость, инициативность, их заинтересованность в работе.

Показателем воспитанности является посещаемость учебных занятий, систематическая подготовка к урокам, высокое качество знаний, чтение дополнительной литературы по предметам — все это показатели ответственного отношения к учебным занятиям.

Одним из показателей воспитанности учащихся является их отношение к трудовой деятельности, качество выполнения трудовых заданий, участие школьников в общественно-полезной работе, отношение к общешколь-

612


ной собственности, сохранности школьного имущества, сознательный выбор профессии. Важно и то, как ребята относятся к выполнению трудовых поручений, как осуществляют самообслуживание: дежурство, соблюдение необходимого порядка в коридорах, в столовой, в библиотеке, на территории школы и т.д.

Показателем воспитанности учащихся является сознательная дисциплина, поведение их вне школы, вежливость, корректность, приветливость, выполнение правил поведения. Важно установить, есть ли случаи снижения оценки по поведению за четверть или за год, имеются ли учащиеся, которые взяты на учет детской комнатой милиции, как на случаи нарушения дисциплины реагируют сами дети, как ведут себя они вне школы, в общественных местах.

Показателем эстетической культуры учащихся может быть участие детей в кружках, во внеклассных и внешкольных мероприятиях по искусству, чтение популярной литературы, расширяющей знания об искусстве, чтение и обсуждение лучших произведений художественной литературы, посещение музеев, выставок, театров, кино, их знания в области искусства и культуры. Признаком воспитанности является физическая подготовка детей, занятие спортом, туризмом, военно-спортивной работой.

Администрация школы для изучения уровня воспитательной работы использует следующие методы:

1. Просмотр документации (планов, стендов, отчета, докладов).

2. Непосредственное наблюдение: а) за ходом учебного процесса и качеством уроков; б) за проведением собраний, мероприятий, соревнований; в) за состоянием мебели, пособий, книг, групповых помещений; г) за дисциплиной учащихся на уроках, во время перемен, в общественных местах.

3. Специальные проверки: а) осведомленности учащихся о важнейших событиях в стране и за рубежом; б) отношения учащихся к выполнению общественных поручений; в) проведения классных часов; г) санитарного состояния; д) активности работы в кружках и т.д.

4. Анкетирование (устанавливается крут интересов учащихся, их занятия и увлечения).

5. Беседы с учащимися, преподавателями, родителями.

613

/


6. Отзывы руководителей предприятий, общественных организаций о поведении учащихся.

Планирование внутришкольного контроля. Эффективным средством педагогического контроля является комплексное планирование внутришкольного контроля с предварительным предупреждением всеу учителей о сроках и формах контроля. Обычно в виде графической схемы вывешивается в учительской план с указанием, когда и каким способом администрация и представители общественности будут просматривать документацию, проверять внеклассную работу, работу методических секций, осуществлять контроль за качеством знаний, умений и навыков учащихся, за организацией и проведением практических и лабораторных работ и факультативных занятий. В этом отношении полезно наметить наиболее важные темы программного материала по всем предметам и именно по этим темам проверять навыки и знания учащихся. При этом сообщаются и методы контроля: устная проверка, работа учителя, комплексное изучение отдельных классов, параллельное посещение уроков, тематическое посещение уроков, указываются сроки бесед с учителями и классными руководителями по всем основным вопросам обучения и воспитания за определенный период. Такой план дисциплинирует и учителя и руководителей школ, предупреждает стихийность, неритмичность работы. Приведем схему такого плана внутришкольного контроля и руководства учебно-воспитательным процессом на четверть.


Календарные числа

Класс

13-18.1

20-25.1

27.1-1.II

3-8.II

10-15.11 и т.д.

1-3

кл.

Проверка техники

_

Проверка устного

--

Директорские кон-


чтения. Отв.


счета. Отв.


трольные работы по русскому языку. Отв.

614


4 кл.

Состояние преподавания биологии по новым программам. Отв.


Состояние преподавания географии по новым программам. Отв.

Санитарное состояние классных комнат. Сохранность мебели. Отв.


5 кл.


Состояние преподавания английского языка по всем программам. Отв.


Комплексное изучение 6-х классов. Посещение 5 уроков подряд. Отв.


Такое планирование исключает недостатки усиленного "случайного" контроля за работой одних учителей и "забвение" других, равномерно распределяется контроль, применяются различные средства контроля Предупреждение о контроле, гласность мобилизует учителей к своевременному выполнению главных, ведущих сторон в учебной и воспитательной работе, что является решающим обстоятельством во всей организации школьной жизни.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как подготовить педагогический совет?

2. Определите принципы организации и деятельности предметных методобъединений.

3. Как изучать и обобщать передовой опыт?

4. Каковы правила и способы внедрения передового опыта и результатов научных исследований в практику работы школы.

5. Перечислите виды педагогического контроля и дайте им краткую характеристику.

6. Определите главные критерии оценки труда учителя.

7. Как анализировать урок? Технология анализа.

615


Литература для самостоятельной работы

Бабанскии Ю К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987.

Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.

Горская Г.И. Организация учебно-воспитательного процес-са.М., 1977.

Замков Л.В. Беседы с учителями. М, 1970.

Кан-Калик В А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. М., 1982.

Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. М., 1994.

Поташник М.М. Управление современной школой. М., 1992.

Руководство учебным процессом. М, 1972.

Глава 24

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

24.1. Финансовые поступления школы

Основным источником финансирования учреждения народного образования и в новых условиях хозяйствования остается государственный бюджет. Однако для учреждений народного образования новый хозяйственный механизм наряду с бюджетным финансированием предусматривает широкое привлечение внебюджетных средств. Наиболее реально просматриваются следуюшие внебюджетные источники пополнения финансовых фондов учреждений: поступления за выполненные работы (услуги), проведение мероприятий по договорам с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и учреждениями; поступления по оказанию платных услуг населению; выручка от реализации продукции учебно-производственных мастерских и учебно-опытных участков; выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования; добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от государствен-

ен