ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2020
Просмотров: 6007
Скачиваний: 9
ходе организованной педагогами деятельности формируются социально-культурные и психологически значимые ценностные отношения, то такого порядка деятельность способствует личностному развитию.
Педагоги школы постоянно апеллируют к сознанию детей, помогая осмыслить важное в жизни человека, раскрывая социальную сущность того или иного явления, участниками либо наблюдателями которого становятся дети, так чтобы постоянно развивалась способность ребенка осознавать свое "Я" в системе социальных отношений и процессе взаимодействия с действительностью.
Таким образом, надо признать существование трех методов воспитания стратегического плана: 1) метод организации воспитывающей среды; 2) метод организации воспитывающей деятельности, то есть, взаимодействия детей со средой; 3) метод организации осмысления ребенком разворачивающейся перед ним жизни. Перечисленные методы носят факторный характер: обладают силой объективного, неотвратимого влияния на подрастающую личность. Иногда все эти методы называют методами организации жизни ребенка.
18.2. Система методов воспитания
Нельзя представлять совокупность методов воспитания в качестве суммарных слагаемых. Их взаимосвязь сложнее: они не рядоположны; каждый из них реализуется лишь при реализации других; связь этих методов можно определить как взаимопроникновение. Иллюстрацией тому служит следующее. Ребенок растет в окружении книг -этот фактор становится методом воспитания при условии активного чтения этих книг ребенком. Но и чтение приобретает статус метода воспитания, только если педагог способствует осмыслению такого чтения и осознанию ценности книги.
Социально-ценностная среда через активное взаимодействие с нею ребенка выступает в своем воспитательном влиянии, а момент такой деятельности нуждается в социально-ценностной интерпретации и осмыслении его значимости в жизни человека вообще и своей личной жизни, в том числе.
Каждый из этих методов, возведенный на педагогический пьедестал в оторванности от других, порождает извращенную картину воспитания. Приват средового окру-
465
жения вынуждает педагога направлять все усилия на предметное обустройство школы, и тогда появляются красивые воспитательные учреждения, духовно обедненные, холодные и безрадостные. Сведение технологии и методики воспитания к организованному разнообразию деятельности создает образ фонтанирующего воспитания, где множество ярких красивых дел сменяют друг друга, но, несмотря на это, дети "дурно воспитаны". Сужение воспитательной работы до организованного осмысления жизни порождает образ занудливого нравоучения и пустых интеллектуальных упражнений.
Методы воспитания реализуются одновременно в каждом отдельном акте жизни детей. Правда, один из них может доминировать в специфически сложившихся обстоятельствах.
Применить, использовать метод взаимодействия со средой - это значит организовать жизнедеятельность детей как событие с окружающей средой, где каждый - часть среды, и каждый - объект воздействия этой среды. Иногда его называют "средовым" методом.
Полиморфность1 среды придает средовому методу максимально широкий и поэтому еле уловимый характер. Взаимодействие со средой присутствует в жизни любого существа, и педагогически организованное не всегда отличишь от стихийного, спонтанного. Только приглядевшись к воспитательному процессу, протяженному во времени, можно уловить отличие в событиях детской жизни, организуемой педагогом.
Во-первых, многообразны сферы жизни, в контекст которых вовлекаются дети: природа, общество, материальное производство, духовное творчество, персонажи, человек как отдельный мир, отношения между людьми.
Во-вторых, выход на такое широкое взаимодействие производится с позиции современной культуры: объекты изучаются, осмысливается научный взгляд на окружающую жизнь, рассматривается различие во взглядах на мир и принимается как данность различность устройства жизни на земле.
В-третьих, во взаимодействии с миром ребенку предлагается активная позиция субъекта, действия и поведение
1 Полиморфность - (гр. poly - много, многое - многофор-менность + гр. morphe - форма). 466
которого являются составными элементами среды - в отличие от позиции обывателя, играющего пассивно-осуждающую роль: "Все люди злые, ленивые, агрессивные, никто ничего не делает, чтобы улучшить обстоятельства".
В-четвертых, в ходе взаимодействия с жизнью педагог подчеркивает амбивалентность1 действительности, синкретическое единство добра и зла, прекрасного и безобразного, истины и лжи.
В-пятых, педагог акцентирует внимание детей в этом взаимодействии на связи "Я" человека и мира вокруг него, ставит ребенка в ситуацию свободного выбора ценностей в развернувшимся перед ребенком миром.
Названные черты, присущие организованному взаимодействию ребенка с окружающей действительностью, свидетельствуют о воспитательном процессе, о целенаправленном способе ведения ребенка по жизни.
Проиллюстрируем сказанное.
Дети отправляются в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть жизнь тазами другого "Я", чтобы тем свмым расширить свое пред-ставпение о жизни, чтобы сравнить свое отношение к миру с отношением "Я" художнике и чтобы, поднявшись нвд мелким, честным, обыденным, увидеть красоту твм, где их глаза ее пока не обнаруживают.
Дети вместе с педагогом кладут цветы на могилу Солдате.
Дети весной выходят с рабочими инструментами нв грязный школьный двор и начинают наводить новый порядок на новом этапе послезимней жизни.
Дети отмечвют аместе со взрослыми юбилей старого учителя.
В ракурсе нашего факторного рассмотрения все это один метод воспитания - педагогическая организация взаимодействия с окружающей социокультурной средой.
Организовать воспитывающую деятельность - значит вовлечь воспитанников во все разнообразие видов деятельности, придав деятельности социально-ценностные черты, тем самым утверждая деятельностью активное отношение к реальности. Через деятельность формируется "Я" ребенка, но через деятельность только и может ребенок выстроить взаимоотношения этого "Я" и других.
В отличие от житейско-бытового представления о деятельности, сводимой к достижению предметного результа-
1 Амбивалентный - (лат. ambo - оба + valentia сила) - двойственность, неоднозначность, одновременное присутствие полярно противоположных характеристик.
467
та: сварить суп - чтобы съесть; вымыть пол - чтобы чисто было; сшить - чтобы было что надеть; прочитать - чтобы знать и т.д., педагогически организуемой деятельности присущи следующие черты:
— ценностная мотивация (для кого? ради чего?);
— проживание палитры ценностных отношений (что чувствовал? что понравилось? что обнаружил? что открыл для себя?);
— установление связи деятельности с последующей жизнью (что теперь в моей жизни? что я попробую изменить?..);
— фиксированное внимание на социальном результате деятельности (что это дает другим?);
— рефлексия1 по окончании деятельности (как я себя чувствовал? как я работал?).
Старшеклассники ставят театральный спектакль по пьесе Ра-цера и Константинова "Диоген". В ходе подготовки они изучают материал истории Греции, они знакомятся с философской концепцией киников2, они определяют свое отношение к идее Диогена в образе легендарной бочки, они играют героев полярных жизненных позиций - в итоге, они вторгаются в жизненные обстоятельства и присутствием своего "Я" меняют эти обстоятельства, приобретя некоторые умения влиять на мир, но меняя и самих себя в этом мире.
Организовать осмысление жизни как факторный метод воспитания ребенка означает постоянную и неуклонную апелляцию педагога к сознанию ребенка, к его разви-> вающейся способности отражать действительность, выявляя то, что составляет личностно-ценностный смысл: что есть содержание жизни? что есть средства жизни? что есть другие люди для моего "Я"? что есть общество для меня? и что есть мое "Я" для общества? в чем смысл жизни?., и т.д.
Выводит педагог на эти существенные вопросы жизни следующим образом:
1 Рефлексия - (лат. reflexso - обращение назад) размышление над прошедшим моментом, самоанализ.
2 Киники - последователи философской школы, основанной в IV в. до н.э. учеником Сократа Антисфеном и названной по месту, где происходило обучение; киники призывали к "естественному" поведению, простоте и возврату к природе, отвергая нравственные нормы, основанные на общественных установках; киники отражали идеологию неимущих слоев общества в период социального кризиса общества.
468
— указывая постоянно на связь поведения ребенка с самочувствием и благополучием других людей (например: "Ты любишь шалить? Пожалуйста, пошали немного, только так, чтобы другим плохо не делать");
— предварительно рисуя возможные последствия того, что собирается сделать воспитанник (например: "Это твое право поступать, как хочешь, но ведь и все имеют право изменить к тебе отношение");
— извлекая ценностное содержание из житейских повседневных ситуаций (например: "Одна роза - символ красоты, а много роз-это товар");
— обсуждая с ребенком его маленькие проблемы на уровне социально-ценностном (например: "Приходится отказываться от минутных желаний; если этому научиться, можно стать сильным");
— рассматривая значение абстрактных понятий, обозначающих общечеловеческие ценности (например, совести, счастья, достоинства);
— приобщая ребенка к чтению книг, к произведениям искусства, к персоналиям выдающихся личностей, людей огромного масштаба;
— развивая интерес ребенка к событиям протекающей истории человечества и формируя привычку обдумывать получаемую информацию.
Если педагогическая "соль" второго факторного метода прячется в духовном развитии личности ребенка - в возвышающем влиянии на него разнообразной деятельности, педагогическая сущность третьего факторного метода воспитания состоит в становлении автономного эмансипированного внутреннего мира "Я", в развитии способности личности выбрать свою избирательную жизненную позицию, взять на себя ответственность за произведенный выбор.
Однако как только сказанное проецируется на практику воспитания, мы обнаруживаем, что методов воспитания ... нет. Допустим, что ребенок под руководством и с помощью мамы умывает утром лицо и чистит зубы. Можно считать, что это не что иное, как метод упражнения, потому что, якобы, мать формирует у ребенка культурную привычку, приучая его к гигиеническим действиям. Но как только мы спросим ребенка, зачем надо умывать лицо и чистить зубы, а заодно и себя самих спросим об этом, мы выходим за пределы метода упражнения. Данные дей-
469