ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2020
Просмотров: 6004
Скачиваний: 9
ем (например: "Мне всегда стыдно, когда я слышу грубые слова красивой дамы");
— "Ты - сообщение", оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им (например: "Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над собой, а теперь тебе, конечно же, стыдно?..");
— "естественное последствие" как логически развернутая неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок (например: "Разлил? - Неси тряпку!" или "Не сделал? Значит, надо сделать!");
— возложение оценочных полномочий на ребенка (например: "Что ты скажешь? Как ты расцениваешь свои действия?");
— оттянутая во времени оценка (например: "Я потрясен, поговорим, когда я приду в себя...") и другие.
Методы воспитательного воздействия разрабатывает такая научная дисциплина, как педагогическая технология. Реализация этих методов осуществляет тончайшее психологическое прикосновение к личности, потому нуждается в особом педагогическом искусстве.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Учитель намеревается повесить таблицу на стену, обращается к детям: "Нам так нужна эта таблица, а я боюсь, что у меня не получится ее повесить". Оцените обращение учителя с точки зрения метода воздействия.
2. В школе принято собираться раз в месяц на Большой Круг, когда идет обсуждение наиболее важных вопросов школьной жизни. Что Вы сказали бы о методах воспитания, отраженных в этом традиционном акте?
3. Замечали ли Вы, что матери обычно говорят ребенку одно и то же несколько раз, а тот не исполняет просьбы. Отцы обращаются один раз, и этого оказывается довольно для ребенка. В чем тут педагогический секрет? Отыщите его с точки зрения методов воздействия.
4. Педагога смущает грубое и вульгарное поведение девочек в группе. Он хотел бы, чтобы его ученицы имели красивые манеры, изящные движения, добрые слова и постоянную доброжелательность в общении с людьми. Что Вы могли бы посоветовать педагогу в достижении задуманной цели?
5. Представьте мысленно педагогически запущенного школьника, воспитанием которого никто не занимался. Как Вы
475
считаете, будет ли специфика в использовании методов воспитания в данной неблагоприятной ситуации?
Литература для самостоятельной работы
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.
Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991.
Головин В.Н. Основы культуры речи. М., 1980.
Голуб КБ., Розенталь Ф.Е. Секреты хорошей речи. М., 1993.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. М, 1998.
Макаренко А.С. Дисциплина, режим, наказание и поощрение. Соч.: в 7 т. Т. 5.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1977.
Глава 13
СРЕДСТВА И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
19.1. Средства воспитательного процесса
Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются извне для облегчения деятельности, для повышения качественности ее продукта, для усиления какой-либо детали деятельностного процесса.
Роль средства может выполнять любой объект окружающей действительности: предмет, вещь, звук, природное сырье, животные, растения, произведения творчества, явления, события, эпизоды и прочее. В этом длинном ряду нет только человека. Он, будучи субъектом деятельности, не может выполнять роль средства - таков принцип современной культуры. Хотя в прошлом, и не столь далеком, человека использовали как средство: каннибалы поедали в качестве пищи; рабами откармливали рыб; холопов для
476
увеселения наряжали шутами. Впрочем, перечень духовного каннибализма был бы нескончаем. Он тянется и к нашим дням, но уже, как правило, вызывает протест, гнев, борьбу.
Многомерный и многообразный мир лежит перед мысленным взором педагога в качестве бесконечного ряда потенциальных средств, которые могут быть привлечены к воспитанию и включены в систему организуемой жизнедеятельности детей. Педагогическая проблема заключается не в их отсутствии или скудности, а в их адекватности воспитательной задаче. Средства не ищут, за ними не ездят, их не приобретают, потому что они в великой пестроте своей вокруг педагога. Средства выбирают, отбирают, отвергают, подбирают - оставляя единственно пригодное для задуманной цели. Французский скульптор О.Роден объяснял тайну ваяния так: берется кусок мрамора, отбрасывается лишнее, и то, что остается, есть скульптура. Перефразируем шутку великого скульптора, скажем, педагог из всего многообразия жизни, отвергнув самые удивительные средства, избирает то, что остается, является самым сильным по реализации педагогической функции в той или иной конкретной педагогической ситуации.
Предположим, педагог замышляет поговорить с детьми о социальной роли мужчины и женщины в обществе: что может послужить наглядной опорой для детей в описании роли "сильного" и "слабого"? Пересмотрены живописные полотна, поэтические портреты, фрагменты драматургических произведений, перетасованы житейские ситуации и эпизоды выдающихся персон - все отвергнуто. Вдруг глаз педагога останавливается на парном портрете супругов Гиршман кисти Серова... - вот с этого будет начат разговор с детьми. И практика подтвердит большие возможности избранного средства в соответствии замыслу педагога найти различие социальных ролей мужчин и женщин.
Средства не вытекают напрямую из цели, они опосредуются избранным методом. Осмыслив цель, педагог утверждается в методе. Алгоритм здесь такой: "Чего я хочу на данный момент - каким способом собираюсь этого достигнуть - что из окружающего мира поможет мне в этом движении к цели - что из подобранного множества напрямую "работает" для избранного метода?"
Средства подбирают для точно определенной педагогической функции: они иллюстрируют явление жизни как объект внимания детей (например, еловая шишка могла бы иллюстрировать бесконечность жизни); они иниции-
477
руют активность детей (например, элемент состязательности повышает уровень физических и духовных усилий); средства обеспечивают материально-техническую оснащенность и повышают психологическую атмосферу; средства могут выступать инструментами деятельности детей (например, метла, кисть, ткань); средства подчеркивают скрытую символику деятельности (например, цветы в День учителя, нарядные платья на выпускном вечере).
Воспитательные средства только для непрофессионала кажутся неожиданными и каким-то таинственным образом наделенными педагогическими потенциями. Например, смешная присказка: "У попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил, вырыл ямку, закопал и над ямкой записал: "У попа"... Все дети знают дурашливые стишки, которые при всей своей несуразности, тем не менее передаются из поколения в поколение. В реальном педагогическом процессе вдруг эта присказка становится фабулой философско-психологической игры, в которой "поп" имеет право самостоятельно принять решение относительно собачьего преступления, а "собаке" дозволяется согласиться либо не согласиться жить у "попа". Хорошо разработанная методика игры придала ей функцию великолепного средства осмысления детьми гуманного отношения к братьям нашим меньшим. Игра родилась в пересмотре калейдоскопа средств, педагог выбрал именно это средство, отыскивая способ поставить каждого ребенка (пускай умозрительно!) в ситуацию великодушного прощения слабого и беззащитного животного, за приручение которого человек несет ответственность. Средство подбиралось в соответствии задуманному результату и способу (методу) движения к нему.
Лекция о психике животных, рассказ о преданности и самоотверженности собак ничуть не заслоняют по силе воспитательного влияния данную игру. Это средство придало увлекательность, веселость, ритмичность групповому делу, при этом не зачеркнув ценностного глубокого содержания деятельности.
Средства, к которым обращается педагог, должны отвечать социокультурным требованиям. Перечислим их: гигиенические, эстетические, экономические, этические, правовые. Введенные в контекст деятельности, они не должны нарушать гигиеническую среду; они должны быть красивы для восприятия; их стоимость не должна засло-
478
нять собою содержания; они не должны провоцировать аморальных и противоправных действий детей.
Однако при отборе средства главным для педагога, в первую очередь, выступают ключевые воспитательные функции, которыми потенциально наделен любой предмет действительности:
— функция наглядности, обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении того явления, о котором идет речь и которое рассматривается: используемое педагогом средство как бы предлагает детям картинку того обобщенного явления, которое подвергается анализу (говоря о жизни и смерти, педагог отыскивает образ того и другого и находит его в живом цветке, слегка надломив который, демонстрирует хрупкость жизни и конечность ее);
— функция инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблемы жизни, смысла того или иного явления, значимости предмета для человека (например: анализируя с детьми понятие "духовность", педагог обращается к портрету, кисти художника Эль Греко "Мальчик, разжигавший лучину": отчего светится лицо мальчика? от внешнего ли света или внутреннего?);
— функция инструментальная, обеспечивающая ребенку самостоятельное взаимодействие с предметами окружающей реальности как отражением изучаемых явлений: благодаря данной функции, дети могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, столь необходимые современному человеку в культурной жизни (планируя формирование у воспитанников умений по разрешению конфликтов, педагог в качестве средства выбирает факт поведения скворца, подлетевшего к скворечнику, который "заселен" воробьями).
Таким образом, педагог оказывается перед профессиональным выбором: либо он подбирает три средства согласно трем функциям, либо он отбирает среди бесконечного множества предметов одно средство, совмещающее в себе все ключевые функции.
Понятно, наилучшим вариантом будет один объект: он позволяет концентрировать интеллектуальные усилия, не рассеивать внимания детей, устранять все лишнее и, по Родену, оставлять только то, что необходимо, добиваясь педагогического изящества.
479