Файл: Промышленная политика цели, инструменты и модели.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Зарубежный опыт промышленной политики



Зарубежный опыт показывает, что возможна государственная стратегия промышленной политики по опыту ее эволюции в сфере железных дорог в США, Франции и Великобритании в период 1825–1900 годов. Суть такой политики основана на ряде эмпирических наблюдений. Так, на протяжении XIX века суверенные государства создавали институты для организации хозяйственной жизни, подобные структурам, организующим политическую жизнь [14, С. 203].

В политике США суверенитетом наделялись независимые местные правительства (штаты), подчинявшиеся относительно слабой федеральной власти, представленной преимущественно судебной системой. В промышленной политике страны хозяйственная независимость в первую очередь предоставлялась правительствам местных сообществ, которые активно содействовали экономическому развитию, и во вторую очередь – системе федерального арбитража, что позволяло правительству выступать в роли рефери на свободном рынке.

Во Франции политическим суверенитетом наделялось централизованное государство как единственная сила, способная поддерживать порядок и обеспечивать единство нации. Следуя той же логике, промышленная политика Франции предоставляла государству хозяйственную независимость: считалось, что только управление из центра может создать хозяйственный порядок и обеспечить достижение экономических целей нации.

В Великобритании политический суверенитет получал каждый представитель высшего класса, которому гарантировалась юридическая защита от других представителей его класса, королевской власти и государственной бюрократии. Промышленная политика предоставляла независимость отдельным фирмам – вначале посредством laissez-faire (политики невмешательства), а впоследствии активно защищая фирмы от вмешательства и рыночных, и политических сил.

Промышленная политика каждой из стран имела свою стратегию. Так, промышленная политика США, ориентированная на защиту экономических свобод, на пороге XX века стремилась предотвратить любые ограничения свободы торговли и насаждала ценовую конкуренцию. Стратегии промышленной политики в США поддерживают рынок и тем самым укрепляют уверенность политиков в том, что неограниченная конкуренция способна обеспечить процветание практически любой отрасли.

Совсем по-другому было во Франции. Система промышленной политики, сложившаяся к концу XIX века, подразумевала управление развитием ключевых производственных и инфраструктурных секторов. Считалось, что только государство в силах защитить прогресс от действий предпринимателей. В основе французской политики лежало представление о том, что класс экспертов-технократов справится с управлением хозяйством лучше, чем «неразумная» рука рынка
[14, С. 204].

В каждой стране промышленная политика создавалась для того, чтобы стимулировать в промышленности именно те процессы, которые в сфере политики рассматривались как необходимые для поддержания порядка. Также в каждой стране и промышленная культура развивалась по образцу политической культуры.

За последние сто с лишним лет национальные государства существенно изменились. Современные промышленные стратегии наследуют характер политических институтов не только потому, что существующий государственный строй рассматривается как причина и основание для экономического роста, но и потому, что хозяйственные институты создаются на основе общих представлений о целях и средствах, заложенных в политической культуре.

2.2. Основные инструменты промышленной политики в ключевых промышленно развитых зарубежных странах



Большое внимание ученые обычно уделяют исследованию промышленной политики КНР, глав­ный фокус которой был направлен на макроэкономическую стабильность как ключевой элемент со­здания среды постоянного высокого роста, притом ориентированного на экс­портные поставки готовой продукции. Китай стал одной из самых открытых экономик мира, что дало стране много преимуществ за последние 30 лет. Произошел серьезный прогресс в сторону свободы торговли и инвестиций в их традиционном понимании - в части финансовых и торговых барьеров. Средний таможенный тариф упал до 9,8%, при этом на промышленную продукцию он составлял в среднем 8,9% и на сельхозпродукты - 15,2%. [13, С. 80].

Важными инструментами промышленной политики Китая стали отмена системы сертификации иностранных торговых компаний, увеличение налоговых льгот для некоторых статей экспорта, вступ­ление в ВТО. В то же время, за счет дешевой рабочей силы и активной государ­ственной политики обеспечивалось размещение на китайской территории глобальных производств, изначально ориентированных на масштабный экспорт. Критически важным в Китае стало принятие следующих комплексных мер в целях реализации промышленной политики:

    1. увеличение возврата экспортных налоговых пошлин, что затронуло около 10 видов продукции и составило примерно 27,9% от всего экспорта;

    2. активное предоставление кредитов и ссуд в торговле: центральное правительство усовершен­ствовало страхование экспортных кредитов и предоставило другие преференции для решения финан­совых проблем предприятий-экспортеров, стимулировало финансовые институты увеличить объемы ссуд для малого и среднего бизнеса в экспорте (вплоть до 200 млрд юаней), создало специальные фонды, стимулирующие экспортеров к исследованию новых рынков, созданию собственных брендов и умению справляться с антидемпинговыми и торговыми барьерами, а также ввело преференции в страховании;

    3. торговые стимулы и макроэкономическая политика: крупная финансовая помощь, особенно для финансовых сервисов, и пакет налогового стимулирования.


Таким образом, азиатские страны продемонстрировали различные подходы к реализации про­мышленной политики, но все они были обусловлены, прежде всего, политическими факторами и ори­ентацией на глобальные рынки, экспортирование произведенной продукции. Каждый из апробиро­ванных ими инструментов имеет право на существование и в российских условиях, но только при учете этих политических факторов.

Среди специфических инструментов реализации промышленной политики в настоящее время вы­делены: государственные га­рантии, страхование экспортных кредитов, изменение условий налогообложения. Указанные специ­фические меры можно применять не во всех отраслях промышленности, а только в угольной про­мышленности, электроэнергетике, судостроении, металлургии, производстве синтетического волокна для моторных транспортных средств.

Поддержка производства и меры по стимулированию инвестиционного спроса на территории стран, входящих в ЕС, должны соответствовать указанным общим принципам, исключения возможны только если они допускаются временными секторальными послаблениями с учетом макроэкономиче­ской ситуации или особенностей развития соответствующего сектора.

Одним из важных комплексных инструментов, применяющихся в том числе для реализации про­мышленной политики в ЕС, являются различные стратегические программы, например, COSME, HORIZON 2020. Данные программы объединяют множество отраслей и секторов экономики и содер­жат информацию о возможных мерах поддержки на уровне всего Европейского Союза для развития определенных отраслей. Так, например, в рамках этих программ предусмотрены гранты на инноваци­онное развитие малых и средних предприятий, а также стимулирование НИОКР, которые предостав­ляются научно-исследовательским центрам и различным некоммерческим организациям для обеспе­чения взаимодействия между ними и производственными предприятиями. Такой подход способствует проведению прикладных исследований, а также ускоряет внедрение полученных результатов в произ­водство. Это, в свою очередь, обеспечивает производство продукции более высокого качества или позволяет сэкономить на издержках производства. Программа HORIZON 2020 также предусматривает предоставление грантов на создание государственно-частных партнерств в стратегических для ЕС технологических секторах.

Отдельное направление государственной поддержки относится к поддержке развития инноваций и внедрения их в производство для всех отраслей промышленности: софинансирование до 25% затрат утвержденных инновационных проектов, при этом для малых и средних предприятий порог может быть повышен до 50% затрат [12, С. 40].


В целях повышения качества производимой продукции в ЕС используются стандартные инструменты промышленной политики, характерные для большинства развитых стран: финансовая поддержка инвестиционных проектов и проектов обновления и модернизации существующих мощно­стей: программы государственных гарантий по кредитам на инвестиционные проекты, чтобы обеспе­чить новому и развивающемуся бизнесу доступ к кредитным продуктам коммерческих банков, а так­же субсидирование НИОКР.

Промышленная политика США достаточно разнообразна, при этом США являются признанным мировым лидером в поддержке фирм, основанных на новых технологиях.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что успешная интеграция в глобальный рынок все чаще происходит не на уровне национальных государств, а на уровне отдельных регионов, компаний и пр. - или, по крайней мере, этот процесс начинается с регионального уровня.

Национальная промышленная политика в США концентрируется на мерах стимулирования экс­порта посредством возмещения расходов по продвижению продукции на новых рынках, а также ока­зания финансовой поддержки при создании инфраструктуры, необходимой для потребления амери­канской продукции.

Среди инструментов государственной поддержки производства, используемых государственными органами США, наиболее часто встречаются программы субсидирования, направленные на развитие новых технологий. Поскольку прямое субсидирование предприятий запрещено в рамках ВТО, органы власти США обходят этот запрет через введение обязательных требований для предприятия нести со­циальные обязательства для получения поддержки, например: увеличение количества занятых или обязательство размещения производства в наименее развитых регионах, для которых запуск нового производства или расширение старого будет иметь высокую социальную значимость. Это основной метод легализации способов субсидирования и предоставления грантов промышленным предприяти­ям в рамках ВТО в настоящее время [18, С. 62].

Мероприятия поддержки реализуются в рамках государственных программ, ориентированных, в основном, на сельскохозяйственное производство и агропромышленный комплекс, среди которых можно назвать:

  • Программа предоставления гарантий для создания необходимой инфраструктуры (Facility Guarantee Program), ориентированная на агропромышленный комплекс. В рамках данной про­граммы Товарная кредитная корпорация (Commodity Credit Corporation) - государственная органи­зация - предоставляет платежные гарантии для создания потенциальными покупателями необхо­димой инфраструктуры для покупки продукции американского производства и, таким образом, способствует расширению экспорта произведенных в США товаров и услуг;

  • Программа предоставления гарантий по экспортным кредитам (USA Export Credit Guarantee Program), в рамках которой Министерство сельского хозяйства США администрирует процедуру выдачи гарантий по экспортным кредитам, предназначенным для стран, где потенциальные поку­патели испытывают трудности при получении кредитов для приобретения продукции. Таким об­разом обеспечивается защита экспортеров и банков США от банкротства иностранных банков и косвенно стимулируется спрос на продукцию американского производства, так как потенциаль­ным покупателям могут быть предоставлены более привлекательные ценовые условия при заклю­чении контракта;

  • Программа сертификации экспортной торговли (Export Trade Certificate of Review Program), в рам­ках которой предоставляется комплексная антимонопольная защита интересов американских про­изводителей на внешних рынках, а также помощь в технических аспектах организации экспорта. Программа позволяет снижать стоимость конечной продукции за счет экономии на масштабе, по­лучаемой за счет увеличения объемов производства для выхода на международные рынки. В ре­зультате участия в данной государственной программе предприятия имеют возможность усилить свою переговорную силу при экспорте продукции, получить более выгодные экспортные контрак­ты, снизить транспортные издержки;

  • Программа финансирования экспорта (Export Working Capital Program), в рамках которой в упро­щенном порядке предоставляются денежные средства до 5 млн долларов для финансирования экс­портных операций на всех этапах реализации контракта: от оформления заказа и до поставки то­вара;

  • Программа предоставления налоговых вычетов при производстве на территории США (Domestic Production Activities Deduction), в рамках которой предоставляется 9% вычет по налогам для пред­приятий (прежде всего, по налогу на прибыль юридических лиц), трудоустраивающих работников из США или осуществляющих экономическую деятельность на территории страны. Это снижение необходимо для стимулирования производства внутри страны и распространяется на широкий круг видов производственной деятельности, включая продажу товаров, произведенных в США, строительство, инженерную и архитектурную (проектировочную) деятельность, разработку про­граммного обеспечения [18, С. 64].


Таким образом, для всех промышленно развитых государств, с учетом особенностей их политического устрой­ства, правового регулирования, исходного положения на мировом рынке, многообразие инструментов промышленной политики так или иначе ориентировано на стимулирование производства внутри страны с неизбежным последующим выходом на экспорт, реализацию продукции на глобальном рын­ке.

Возможность применения показавших свою эффективность зарубежных мер и инструментов определяется, тем самым, степенью сходности правового регулирования, институциональных усло­вий, экономического положения и готовности государства к последствиям (в том числе отрицатель­ным) от использования той или иной меры, при неизменности конечной цели: завоевания позиций на глобальном рынке.

С учетом достаточно широкого распространения отдельных мер и инструментов, наиболее подхо­дящими для воспроизведения в российских условиях оказываются меры, связанные с модернизацией или размещением промышленных предприятий, активным кредитованием развития производства и экспортных поставок, а также предоставление гарантий во внешнеэкономической сфере.


3. промышленная политика РФ

3.1. Регулирование развития промышленной политики в РФ
В РФ, как и в других странах постсоветского про­странства, национальная промышленная политика трактуется как политика государственной поддержки промышленности, поскольку государство остается ос­новным разработчиком экономической стратегии и по­литики, обеспечивает экономическую безопасность, создает условия и механизмы для реализации конку­рентных преимуществ национальных производителей на внутреннем и мировом рынках. Промышленную по­литику нельзя рассматривать в рамках внутриотрасле­вого подхода, то есть как программу действий в сфере регулирования развития отдельных секторов промыш­ленного производства. Современный научный подход к трактовке «национальной промышленной политики» предлагает рассматривать ее как согласованную стра­тегию и тактику государства, корпораций и фирм всех форм собственности, обеспечивать достижение целей промышленного развития страны в национальном, реги­ональном и отраслевом масштабам [9]. Промышленную политику можно считать инструментом влияния на эко­номический рост через структуру промышленности.

С другой стороны, необходимо отметить, что сегод­ня происходит изменение концептуальной парадигмы развития промышленности. Целью национальной про­мышленной политики является не только стабилизация функционирования промышленности (что было основ­ной задачей развития периода советской индустриали­зации), а развитие общества через повышение его ма­териального благосостояния и, что является основным, уровня интеллектуального-инновационного развития.