Добавлен: 23.10.2023
Просмотров: 294
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.1. Зарубежный опыт промышленной политики
Зарубежный опыт показывает, что возможна государственная стратегия промышленной политики по опыту ее эволюции в сфере железных дорог в США, Франции и Великобритании в период 1825–1900 годов. Суть такой политики основана на ряде эмпирических наблюдений. Так, на протяжении XIX века суверенные государства создавали институты для организации хозяйственной жизни, подобные структурам, организующим политическую жизнь [14, С. 203].
В политике США суверенитетом наделялись независимые местные правительства (штаты), подчинявшиеся относительно слабой федеральной власти, представленной преимущественно судебной системой. В промышленной политике страны хозяйственная независимость в первую очередь предоставлялась правительствам местных сообществ, которые активно содействовали экономическому развитию, и во вторую очередь – системе федерального арбитража, что позволяло правительству выступать в роли рефери на свободном рынке.
Во Франции политическим суверенитетом наделялось централизованное государство как единственная сила, способная поддерживать порядок и обеспечивать единство нации. Следуя той же логике, промышленная политика Франции предоставляла государству хозяйственную независимость: считалось, что только управление из центра может создать хозяйственный порядок и обеспечить достижение экономических целей нации.
В Великобритании политический суверенитет получал каждый представитель высшего класса, которому гарантировалась юридическая защита от других представителей его класса, королевской власти и государственной бюрократии. Промышленная политика предоставляла независимость отдельным фирмам – вначале посредством laissez-faire (политики невмешательства), а впоследствии активно защищая фирмы от вмешательства и рыночных, и политических сил.
Промышленная политика каждой из стран имела свою стратегию. Так, промышленная политика США, ориентированная на защиту экономических свобод, на пороге XX века стремилась предотвратить любые ограничения свободы торговли и насаждала ценовую конкуренцию. Стратегии промышленной политики в США поддерживают рынок и тем самым укрепляют уверенность политиков в том, что неограниченная конкуренция способна обеспечить процветание практически любой отрасли.
Совсем по-другому было во Франции. Система промышленной политики, сложившаяся к концу XIX века, подразумевала управление развитием ключевых производственных и инфраструктурных секторов. Считалось, что только государство в силах защитить прогресс от действий предпринимателей. В основе французской политики лежало представление о том, что класс экспертов-технократов справится с управлением хозяйством лучше, чем «неразумная» рука рынка
[14, С. 204].
В каждой стране промышленная политика создавалась для того, чтобы стимулировать в промышленности именно те процессы, которые в сфере политики рассматривались как необходимые для поддержания порядка. Также в каждой стране и промышленная культура развивалась по образцу политической культуры.
За последние сто с лишним лет национальные государства существенно изменились. Современные промышленные стратегии наследуют характер политических институтов не только потому, что существующий государственный строй рассматривается как причина и основание для экономического роста, но и потому, что хозяйственные институты создаются на основе общих представлений о целях и средствах, заложенных в политической культуре.
2.2. Основные инструменты промышленной политики в ключевых промышленно развитых зарубежных странах
Большое внимание ученые обычно уделяют исследованию промышленной политики КНР, главный фокус которой был направлен на макроэкономическую стабильность как ключевой элемент создания среды постоянного высокого роста, притом ориентированного на экспортные поставки готовой продукции. Китай стал одной из самых открытых экономик мира, что дало стране много преимуществ за последние 30 лет. Произошел серьезный прогресс в сторону свободы торговли и инвестиций в их традиционном понимании - в части финансовых и торговых барьеров. Средний таможенный тариф упал до 9,8%, при этом на промышленную продукцию он составлял в среднем 8,9% и на сельхозпродукты - 15,2%. [13, С. 80].
Важными инструментами промышленной политики Китая стали отмена системы сертификации иностранных торговых компаний, увеличение налоговых льгот для некоторых статей экспорта, вступление в ВТО. В то же время, за счет дешевой рабочей силы и активной государственной политики обеспечивалось размещение на китайской территории глобальных производств, изначально ориентированных на масштабный экспорт. Критически важным в Китае стало принятие следующих комплексных мер в целях реализации промышленной политики:
-
увеличение возврата экспортных налоговых пошлин, что затронуло около 10 видов продукции и составило примерно 27,9% от всего экспорта; -
активное предоставление кредитов и ссуд в торговле: центральное правительство усовершенствовало страхование экспортных кредитов и предоставило другие преференции для решения финансовых проблем предприятий-экспортеров, стимулировало финансовые институты увеличить объемы ссуд для малого и среднего бизнеса в экспорте (вплоть до 200 млрд юаней), создало специальные фонды, стимулирующие экспортеров к исследованию новых рынков, созданию собственных брендов и умению справляться с антидемпинговыми и торговыми барьерами, а также ввело преференции в страховании; -
торговые стимулы и макроэкономическая политика: крупная финансовая помощь, особенно для финансовых сервисов, и пакет налогового стимулирования.
Таким образом, азиатские страны продемонстрировали различные подходы к реализации промышленной политики, но все они были обусловлены, прежде всего, политическими факторами и ориентацией на глобальные рынки, экспортирование произведенной продукции. Каждый из апробированных ими инструментов имеет право на существование и в российских условиях, но только при учете этих политических факторов.
Среди специфических инструментов реализации промышленной политики в настоящее время выделены: государственные гарантии, страхование экспортных кредитов, изменение условий налогообложения. Указанные специфические меры можно применять не во всех отраслях промышленности, а только в угольной промышленности, электроэнергетике, судостроении, металлургии, производстве синтетического волокна для моторных транспортных средств.
Поддержка производства и меры по стимулированию инвестиционного спроса на территории стран, входящих в ЕС, должны соответствовать указанным общим принципам, исключения возможны только если они допускаются временными секторальными послаблениями с учетом макроэкономической ситуации или особенностей развития соответствующего сектора.
Одним из важных комплексных инструментов, применяющихся в том числе для реализации промышленной политики в ЕС, являются различные стратегические программы, например, COSME, HORIZON 2020. Данные программы объединяют множество отраслей и секторов экономики и содержат информацию о возможных мерах поддержки на уровне всего Европейского Союза для развития определенных отраслей. Так, например, в рамках этих программ предусмотрены гранты на инновационное развитие малых и средних предприятий, а также стимулирование НИОКР, которые предоставляются научно-исследовательским центрам и различным некоммерческим организациям для обеспечения взаимодействия между ними и производственными предприятиями. Такой подход способствует проведению прикладных исследований, а также ускоряет внедрение полученных результатов в производство. Это, в свою очередь, обеспечивает производство продукции более высокого качества или позволяет сэкономить на издержках производства. Программа HORIZON 2020 также предусматривает предоставление грантов на создание государственно-частных партнерств в стратегических для ЕС технологических секторах.
Отдельное направление государственной поддержки относится к поддержке развития инноваций и внедрения их в производство для всех отраслей промышленности: софинансирование до 25% затрат утвержденных инновационных проектов, при этом для малых и средних предприятий порог может быть повышен до 50% затрат [12, С. 40].
В целях повышения качества производимой продукции в ЕС используются стандартные инструменты промышленной политики, характерные для большинства развитых стран: финансовая поддержка инвестиционных проектов и проектов обновления и модернизации существующих мощностей: программы государственных гарантий по кредитам на инвестиционные проекты, чтобы обеспечить новому и развивающемуся бизнесу доступ к кредитным продуктам коммерческих банков, а также субсидирование НИОКР.
Промышленная политика США достаточно разнообразна, при этом США являются признанным мировым лидером в поддержке фирм, основанных на новых технологиях.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что успешная интеграция в глобальный рынок все чаще происходит не на уровне национальных государств, а на уровне отдельных регионов, компаний и пр. - или, по крайней мере, этот процесс начинается с регионального уровня.
Национальная промышленная политика в США концентрируется на мерах стимулирования экспорта посредством возмещения расходов по продвижению продукции на новых рынках, а также оказания финансовой поддержки при создании инфраструктуры, необходимой для потребления американской продукции.
Среди инструментов государственной поддержки производства, используемых государственными органами США, наиболее часто встречаются программы субсидирования, направленные на развитие новых технологий. Поскольку прямое субсидирование предприятий запрещено в рамках ВТО, органы власти США обходят этот запрет через введение обязательных требований для предприятия нести социальные обязательства для получения поддержки, например: увеличение количества занятых или обязательство размещения производства в наименее развитых регионах, для которых запуск нового производства или расширение старого будет иметь высокую социальную значимость. Это основной метод легализации способов субсидирования и предоставления грантов промышленным предприятиям в рамках ВТО в настоящее время [18, С. 62].
Мероприятия поддержки реализуются в рамках государственных программ, ориентированных, в основном, на сельскохозяйственное производство и агропромышленный комплекс, среди которых можно назвать:
-
Программа предоставления гарантий для создания необходимой инфраструктуры (Facility Guarantee Program), ориентированная на агропромышленный комплекс. В рамках данной программы Товарная кредитная корпорация (Commodity Credit Corporation) - государственная организация - предоставляет платежные гарантии для создания потенциальными покупателями необходимой инфраструктуры для покупки продукции американского производства и, таким образом, способствует расширению экспорта произведенных в США товаров и услуг; -
Программа предоставления гарантий по экспортным кредитам (USA Export Credit Guarantee Program), в рамках которой Министерство сельского хозяйства США администрирует процедуру выдачи гарантий по экспортным кредитам, предназначенным для стран, где потенциальные покупатели испытывают трудности при получении кредитов для приобретения продукции. Таким образом обеспечивается защита экспортеров и банков США от банкротства иностранных банков и косвенно стимулируется спрос на продукцию американского производства, так как потенциальным покупателям могут быть предоставлены более привлекательные ценовые условия при заключении контракта; -
Программа сертификации экспортной торговли (Export Trade Certificate of Review Program), в рамках которой предоставляется комплексная антимонопольная защита интересов американских производителей на внешних рынках, а также помощь в технических аспектах организации экспорта. Программа позволяет снижать стоимость конечной продукции за счет экономии на масштабе, получаемой за счет увеличения объемов производства для выхода на международные рынки. В результате участия в данной государственной программе предприятия имеют возможность усилить свою переговорную силу при экспорте продукции, получить более выгодные экспортные контракты, снизить транспортные издержки; -
Программа финансирования экспорта (Export Working Capital Program), в рамках которой в упрощенном порядке предоставляются денежные средства до 5 млн долларов для финансирования экспортных операций на всех этапах реализации контракта: от оформления заказа и до поставки товара; -
Программа предоставления налоговых вычетов при производстве на территории США (Domestic Production Activities Deduction), в рамках которой предоставляется 9% вычет по налогам для предприятий (прежде всего, по налогу на прибыль юридических лиц), трудоустраивающих работников из США или осуществляющих экономическую деятельность на территории страны. Это снижение необходимо для стимулирования производства внутри страны и распространяется на широкий круг видов производственной деятельности, включая продажу товаров, произведенных в США, строительство, инженерную и архитектурную (проектировочную) деятельность, разработку программного обеспечения [18, С. 64].
Таким образом, для всех промышленно развитых государств, с учетом особенностей их политического устройства, правового регулирования, исходного положения на мировом рынке, многообразие инструментов промышленной политики так или иначе ориентировано на стимулирование производства внутри страны с неизбежным последующим выходом на экспорт, реализацию продукции на глобальном рынке.
Возможность применения показавших свою эффективность зарубежных мер и инструментов определяется, тем самым, степенью сходности правового регулирования, институциональных условий, экономического положения и готовности государства к последствиям (в том числе отрицательным) от использования той или иной меры, при неизменности конечной цели: завоевания позиций на глобальном рынке.
С учетом достаточно широкого распространения отдельных мер и инструментов, наиболее подходящими для воспроизведения в российских условиях оказываются меры, связанные с модернизацией или размещением промышленных предприятий, активным кредитованием развития производства и экспортных поставок, а также предоставление гарантий во внешнеэкономической сфере.
3. промышленная политика РФ
3.1. Регулирование развития промышленной политики в РФ
В РФ, как и в других странах постсоветского пространства, национальная промышленная политика трактуется как политика государственной поддержки промышленности, поскольку государство остается основным разработчиком экономической стратегии и политики, обеспечивает экономическую безопасность, создает условия и механизмы для реализации конкурентных преимуществ национальных производителей на внутреннем и мировом рынках. Промышленную политику нельзя рассматривать в рамках внутриотраслевого подхода, то есть как программу действий в сфере регулирования развития отдельных секторов промышленного производства. Современный научный подход к трактовке «национальной промышленной политики» предлагает рассматривать ее как согласованную стратегию и тактику государства, корпораций и фирм всех форм собственности, обеспечивать достижение целей промышленного развития страны в национальном, региональном и отраслевом масштабам [9]. Промышленную политику можно считать инструментом влияния на экономический рост через структуру промышленности.
С другой стороны, необходимо отметить, что сегодня происходит изменение концептуальной парадигмы развития промышленности. Целью национальной промышленной политики является не только стабилизация функционирования промышленности (что было основной задачей развития периода советской индустриализации), а развитие общества через повышение его материального благосостояния и, что является основным, уровня интеллектуального-инновационного развития.