Файл: Промышленная политика цели, инструменты и модели.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, включая: законодательство о собственности и об организационно-правовых формах производственных предприятий (ГК, законы об акционерных обществах, государственных унитарных предприятиях, о банкротстве, БК в части, посвященной бюджетным учреждениям, и др.); нормативные правовые акты, регулирующие управление государственным имуществом и государственным сектором (включая контроль над внебюджетными доходами организаций государственного сектора); нормативные правовые акты, регулирующие вопросы учета и отчетности (кроме налогового учета и отчетности);приватизация государственных предприятий и организаций; нормативно-правовые акты, регулирующие мобилизационную подготовку.

2) Политика в отношении рынка финансовых ресурсов: регулирование финансовых рынков; бюджетные инвестиции; федеральные целевые программы и нормативные акты, их регулирующие; инвестирование средств федеральных государственных внебюджетных фондов; регулирование иностранных инвестиций; регулирование деятельности зарубежных финансовых институтов на территории страны.

3) Политика в отношении рынка земли и природных ресурсов, включающая: размещение производительных сил, зонирование; регулирование землепользования и землеотвода; нормативно-правовое регулирование эксплуатации недр; реализация государственных прав собственности на недра; охрана окружающей среды; нормативно-правовое регулирование использования биологических ресурсов; реализация государственных прав собственности на биологические ресурсы.

4) Политика в отношении рынка труда, включающая: нормативно-правовое регулирование трудовых отношений; политика в отношении профсоюзов; техническое регулирование безопасности на производстве; регулирование сферы образования и переподготовки кадров и реализация образовательных программ; деятельность государственных служб занятости; регулирование иммиграции.

5) Политика в отношении рынков сырья, материалов, оборудования и т.д. (блок «Сырье, материалы, оборудование и т.д.»): регулирование организованных товарных рынков (сырьевых, энергетических и др.); таможенная политика в отношении импорта и экспорта сырья, комплектующих, оборудования и т.д.; регулирование рынка недвижимости; техническое регулирование, лицензирование, сертификация производства сырья, материалов, оборудования и т.д.


6) Политика в отношении рынка знаний, информации, технологий: регулирование оборота прав интеллектуальной собственности; политика в сфере государственного образования; государственная поддержка объектов и организаций информационной инфраструктуры – библиотек, электронных баз данных общего пользования и т.п.

7) Налоговая политика в отношении производителей, в т.ч.: общая величина налогового бремени; состав собираемых налогов и их основные характеристики (базы, ставки, нормы списания расходов и т.д.); способы налогового администрирования; специальные налоговые режимы.

8) Регулирование внутренних рынков продукции, включающее: регулирование цен и тарифов (в т.ч. тарифов на услуги инфраструктурных монополий); техническое регулирование; тарифное и нетарифное регулирование импорта.

В ходе развития экономической теории сложились основные модели промышленной политики:

  1. экспортоориентированная модель;

  2. модель импортозамещения;

  3. инновационная модель[10, с.122].

Рассмотрим основные модели промышленной поли­тики, их преимущества и недостатки.

Экспортная модель промышленной политики пред­усматривает меры по поддержке производства, продук­ция которых конкурентоспособна на мировом рынке. Механизм реализации этой модели включает такие ры­чаги и инструменты как: налоговые и таможенные льго­ты, кредитование предприятий-экспортеров, поддержку низкого валютного курса и другие. К странам с такой моделью промышленной политики относятся Япония, Южная Корея, Чили, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Китай. Негативными последствиями реализации этой модели являются: сужение структуры промышленности, рост корпорации во властных структурах, стагнация об­рабатывающей промышленности вследствие оттока че­ловеческих и финансовых ресурсов, повышение сырье­вого экспорта.

Модель импортозамещения предусматривает стра­тегический курс страны на обеспечение внутреннего рынка за счет развития национальной промышленности, происходит благодаря проведению протекционистской политики и поддержки твердого курса национальной валюты. Основной опасностью абсолютизации этой модели есть определенный уровень самоизоляции, ко­торый может привести к технологическому отставанию производства. А основным ограничивающим фактором для политики импортозамещения считается внутренний платежеспособный спрос [10, с. 124]. Следует добавить, что экспортная политика, как правило, является лишь ча­стью торговой политики и реализуется в основном после стадии импортозамещения.



Инновационно ориентированная модель промышлен­ной политики предполагает не только коренную модер­низацию ее промышленно-производственного потенци­ала путем внедрения новых технологий в производство, но и проведение комплекса мероприятий по внедрению инноваций в сферу управления бизнесом, повышение уровня обеспечения промышленности высококвалифи­цированными кадрами, улучшение информационного обеспечения этого вида экономической деятельности и тому подобное.

Таким образом, реализация указанной модели будет способствовать решению задачи конъюн­ктурной модернизации экономики страны, что обеспе­чит экономический рост страны в целом, а с другой сто­роны, выступать долгосрочным ориентиром стратегии экономического развития страны. Недостатками инно­вационной модели промышленной политики считают­ся: необходимость значительных средств для развития инновационной инфраструктуры и обновления произ­водства; возрастание роли государства в экономическом регулировании в результате использования нерыночных методов стимулирования инновационного развития про­изводства; значительная потребность в высококвалифи­цированных кадрах.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления/

Как свидетельствует мировой опыт, модели про­мышленной политики не является взаимоисключающи­ми и могут эффективно сочетаться. В РФ в течение лет рыночных преобразований в промышленной политике делался акцент на ту или иную модель развития про­мышленности. Однако эти политические шаги не носили системного характера и не подкреплялись достаточным законодательной базой и необходимой финансовой под­держкой.

Так, реализация экспортного сценария не была подкреплена ни финансовыми, ни организационными мерами. Свидетельством этому является нестабильность политики по созданию и функционированию СЭЗ и низ­кая эффективность функционирования их с точки зре­ния международных стандартов [15, с.187].

Недостаточно эффективной можно считать и по­пытки реализации модели импортозамещения, которая осуществлялась в основном путем использования про­текционистских методов защиты внутреннего рынка и отечественного производителя. Обострение проблемы экономической поддержки эффективно работающего национального товаропроизводителя как на внутреннем, так и на внешнем рынках связано с несовершенной та­моженно-тарифной политики.


Низкие ставки пошлины, таможенный тариф отличались малой степенью диффе­ренциации и детализации, что не позволяло адресно и эффективно осуществлять протекционистские функции. Либеральный характер таможенно-тарифной политики проявлялся в неэффективности системы регулирования и таможенного администрирования. Это способство­вало увеличению возможностей для злоупотреблений и уклонения от уплаты платежей и рост контрабанды.

Антидемпинговые и компенсационные и другие специ­альные защите мероприятия не имеют необходимого эффекта из-за ограниченности организационных и тех­нических возможностей. Решение проблемы защиты от­ечественного производителя возможно с помощью при­влечения специальных механизмов по нескольким на­правлениям, в частности, путем оптимизации налоговой нагрузки, устранение возможностей для недобросовест­ной конкуренции со стороны зарубежных производите­лей, расширение поддержки экспортной деятельности в рамках международного правового поля, использование потенциала организационно-экономической интеграции мирохозяйственной системы.

Инновационная составляющая промышленной по­литики РФ охарактеризована системой следующих дей­ствий:

  • всесторонняя поддержка научно-исследователь­ских, опытно-технологических и опытно-конструктор­ских, венчурных, внедренческих и других инновацион­ных организаций;

  • совершенствование правовой базы и усиления сти­мулов развития сети технопарков, кластеров и других эффективных форм сочетания научной деятельности с промышленным производством и капиталом;

  • применение системы стимулирования, в частности через налоговые скидки, кооперации науки и производ­ства;

  • создание многофункциональных системы научного обеспечения развития промышленности, в том числе от­раслевых и региональных научно-технических центров, научно-технических служб;

  • содействие предприятиям в освоении рынков тех­нологий, лицензий на объекты интеллектуальной соб­ственности;

  • обеспечение надежной защиты интеллектуальной собственности и продвижения ее на рынок;

  • повышение уровня коммерциализации результатов научных исследований, уменьшение инновационных рисков высокотехнологичных предприятий путем соз­дания специальных фондов венчурного капитала, введе­ние государственного заказа на внедрение в производ­ство приоритетных инноваций.

В зависимости от уровня промышленной политики отличаются и ее задачи.


На макроуровне определяют­ся общенациональные цели промышленного развития, формируется нормативная база и целевые программы промышленной политики, осуществляется координация взаимодействия промышленного бизнеса и государства, осуществляется распределение компетенций и полномо­чий и определяются внешнеполитические аспекты про­мышленной политики, осуществляется финансовое обе­спечение программ промышленной политики.

На региональном уровне разрабатывается комплекс мер по регулированию развития местной промышлен­ности, решаются вопросы создания условий для фор­мирования и функционирования вертикальных и гори­зонтальных производственно-технологических связей и формирования территориальных кластеров, осущест­вляется контроль за реализацию государственных инте­ресов.

На уровне предприятий формируются мотивирую­щие условия деятельности предприятий как самостоя­тельных рыночных субъектов (решение хозяйственных споров, установление процедуры поглощения и санации предприятий и т.д.).

Выводы: Промышленная политика - это совокупность мер государственно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также отдельных аспектов этой деятельности, относящихся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.

Возможные инструменты промышленной политики определяются теми ролями, в которых государство может выступать в отношениях с конкретным производителем: собственник (или совладелец); поставщик (продавец) факторов производства; потребитель произведенной продукции; получатель налоговых платежей; регулятор рынков факторов производства и конечной продукции; регулятор деятельности производителя; арбитр в хозяйственных спорах; политический субъект в рамках международных отношений, влияющих на деятельность производителя или на рынки, в которых он участвует.

2. зарубежная промышленная политика