Добавлен: 23.10.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, включая: законодательство о собственности и об организационно-правовых формах производственных предприятий (ГК, законы об акционерных обществах, государственных унитарных предприятиях, о банкротстве, БК в части, посвященной бюджетным учреждениям, и др.); нормативные правовые акты, регулирующие управление государственным имуществом и государственным сектором (включая контроль над внебюджетными доходами организаций государственного сектора); нормативные правовые акты, регулирующие вопросы учета и отчетности (кроме налогового учета и отчетности);приватизация государственных предприятий и организаций; нормативно-правовые акты, регулирующие мобилизационную подготовку.
2) Политика в отношении рынка финансовых ресурсов: регулирование финансовых рынков; бюджетные инвестиции; федеральные целевые программы и нормативные акты, их регулирующие; инвестирование средств федеральных государственных внебюджетных фондов; регулирование иностранных инвестиций; регулирование деятельности зарубежных финансовых институтов на территории страны.
3) Политика в отношении рынка земли и природных ресурсов, включающая: размещение производительных сил, зонирование; регулирование землепользования и землеотвода; нормативно-правовое регулирование эксплуатации недр; реализация государственных прав собственности на недра; охрана окружающей среды; нормативно-правовое регулирование использования биологических ресурсов; реализация государственных прав собственности на биологические ресурсы.
4) Политика в отношении рынка труда, включающая: нормативно-правовое регулирование трудовых отношений; политика в отношении профсоюзов; техническое регулирование безопасности на производстве; регулирование сферы образования и переподготовки кадров и реализация образовательных программ; деятельность государственных служб занятости; регулирование иммиграции.
5) Политика в отношении рынков сырья, материалов, оборудования и т.д. (блок «Сырье, материалы, оборудование и т.д.»): регулирование организованных товарных рынков (сырьевых, энергетических и др.); таможенная политика в отношении импорта и экспорта сырья, комплектующих, оборудования и т.д.; регулирование рынка недвижимости; техническое регулирование, лицензирование, сертификация производства сырья, материалов, оборудования и т.д.
6) Политика в отношении рынка знаний, информации, технологий: регулирование оборота прав интеллектуальной собственности; политика в сфере государственного образования; государственная поддержка объектов и организаций информационной инфраструктуры – библиотек, электронных баз данных общего пользования и т.п.
7) Налоговая политика в отношении производителей, в т.ч.: общая величина налогового бремени; состав собираемых налогов и их основные характеристики (базы, ставки, нормы списания расходов и т.д.); способы налогового администрирования; специальные налоговые режимы.
8) Регулирование внутренних рынков продукции, включающее: регулирование цен и тарифов (в т.ч. тарифов на услуги инфраструктурных монополий); техническое регулирование; тарифное и нетарифное регулирование импорта.
В ходе развития экономической теории сложились основные модели промышленной политики:
Рассмотрим основные модели промышленной политики, их преимущества и недостатки.
Экспортная модель промышленной политики предусматривает меры по поддержке производства, продукция которых конкурентоспособна на мировом рынке. Механизм реализации этой модели включает такие рычаги и инструменты как: налоговые и таможенные льготы, кредитование предприятий-экспортеров, поддержку низкого валютного курса и другие. К странам с такой моделью промышленной политики относятся Япония, Южная Корея, Чили, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Китай. Негативными последствиями реализации этой модели являются: сужение структуры промышленности, рост корпорации во властных структурах, стагнация обрабатывающей промышленности вследствие оттока человеческих и финансовых ресурсов, повышение сырьевого экспорта.
Модель импортозамещения предусматривает стратегический курс страны на обеспечение внутреннего рынка за счет развития национальной промышленности, происходит благодаря проведению протекционистской политики и поддержки твердого курса национальной валюты. Основной опасностью абсолютизации этой модели есть определенный уровень самоизоляции, который может привести к технологическому отставанию производства. А основным ограничивающим фактором для политики импортозамещения считается внутренний платежеспособный спрос [10, с. 124]. Следует добавить, что экспортная политика, как правило, является лишь частью торговой политики и реализуется в основном после стадии импортозамещения.
Инновационно ориентированная модель промышленной политики предполагает не только коренную модернизацию ее промышленно-производственного потенциала путем внедрения новых технологий в производство, но и проведение комплекса мероприятий по внедрению инноваций в сферу управления бизнесом, повышение уровня обеспечения промышленности высококвалифицированными кадрами, улучшение информационного обеспечения этого вида экономической деятельности и тому подобное.
Таким образом, реализация указанной модели будет способствовать решению задачи конъюнктурной модернизации экономики страны, что обеспечит экономический рост страны в целом, а с другой стороны, выступать долгосрочным ориентиром стратегии экономического развития страны. Недостатками инновационной модели промышленной политики считаются: необходимость значительных средств для развития инновационной инфраструктуры и обновления производства; возрастание роли государства в экономическом регулировании в результате использования нерыночных методов стимулирования инновационного развития производства; значительная потребность в высококвалифицированных кадрах.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления/
Как свидетельствует мировой опыт, модели промышленной политики не является взаимоисключающими и могут эффективно сочетаться. В РФ в течение лет рыночных преобразований в промышленной политике делался акцент на ту или иную модель развития промышленности. Однако эти политические шаги не носили системного характера и не подкреплялись достаточным законодательной базой и необходимой финансовой поддержкой.
Так, реализация экспортного сценария не была подкреплена ни финансовыми, ни организационными мерами. Свидетельством этому является нестабильность политики по созданию и функционированию СЭЗ и низкая эффективность функционирования их с точки зрения международных стандартов [15, с.187].
Недостаточно эффективной можно считать и попытки реализации модели импортозамещения, которая осуществлялась в основном путем использования протекционистских методов защиты внутреннего рынка и отечественного производителя. Обострение проблемы экономической поддержки эффективно работающего национального товаропроизводителя как на внутреннем, так и на внешнем рынках связано с несовершенной таможенно-тарифной политики.
Низкие ставки пошлины, таможенный тариф отличались малой степенью дифференциации и детализации, что не позволяло адресно и эффективно осуществлять протекционистские функции. Либеральный характер таможенно-тарифной политики проявлялся в неэффективности системы регулирования и таможенного администрирования. Это способствовало увеличению возможностей для злоупотреблений и уклонения от уплаты платежей и рост контрабанды.
Антидемпинговые и компенсационные и другие специальные защите мероприятия не имеют необходимого эффекта из-за ограниченности организационных и технических возможностей. Решение проблемы защиты отечественного производителя возможно с помощью привлечения специальных механизмов по нескольким направлениям, в частности, путем оптимизации налоговой нагрузки, устранение возможностей для недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных производителей, расширение поддержки экспортной деятельности в рамках международного правового поля, использование потенциала организационно-экономической интеграции мирохозяйственной системы.
Инновационная составляющая промышленной политики РФ охарактеризована системой следующих действий:
В зависимости от уровня промышленной политики отличаются и ее задачи.
На макроуровне определяются общенациональные цели промышленного развития, формируется нормативная база и целевые программы промышленной политики, осуществляется координация взаимодействия промышленного бизнеса и государства, осуществляется распределение компетенций и полномочий и определяются внешнеполитические аспекты промышленной политики, осуществляется финансовое обеспечение программ промышленной политики.
На региональном уровне разрабатывается комплекс мер по регулированию развития местной промышленности, решаются вопросы создания условий для формирования и функционирования вертикальных и горизонтальных производственно-технологических связей и формирования территориальных кластеров, осуществляется контроль за реализацию государственных интересов.
На уровне предприятий формируются мотивирующие условия деятельности предприятий как самостоятельных рыночных субъектов (решение хозяйственных споров, установление процедуры поглощения и санации предприятий и т.д.).
Выводы: Промышленная политика - это совокупность мер государственно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также отдельных аспектов этой деятельности, относящихся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.
Возможные инструменты промышленной политики определяются теми ролями, в которых государство может выступать в отношениях с конкретным производителем: собственник (или совладелец); поставщик (продавец) факторов производства; потребитель произведенной продукции; получатель налоговых платежей; регулятор рынков факторов производства и конечной продукции; регулятор деятельности производителя; арбитр в хозяйственных спорах; политический субъект в рамках международных отношений, влияющих на деятельность производителя или на рынки, в которых он участвует.
2. зарубежная промышленная политика
2) Политика в отношении рынка финансовых ресурсов: регулирование финансовых рынков; бюджетные инвестиции; федеральные целевые программы и нормативные акты, их регулирующие; инвестирование средств федеральных государственных внебюджетных фондов; регулирование иностранных инвестиций; регулирование деятельности зарубежных финансовых институтов на территории страны.
3) Политика в отношении рынка земли и природных ресурсов, включающая: размещение производительных сил, зонирование; регулирование землепользования и землеотвода; нормативно-правовое регулирование эксплуатации недр; реализация государственных прав собственности на недра; охрана окружающей среды; нормативно-правовое регулирование использования биологических ресурсов; реализация государственных прав собственности на биологические ресурсы.
4) Политика в отношении рынка труда, включающая: нормативно-правовое регулирование трудовых отношений; политика в отношении профсоюзов; техническое регулирование безопасности на производстве; регулирование сферы образования и переподготовки кадров и реализация образовательных программ; деятельность государственных служб занятости; регулирование иммиграции.
5) Политика в отношении рынков сырья, материалов, оборудования и т.д. (блок «Сырье, материалы, оборудование и т.д.»): регулирование организованных товарных рынков (сырьевых, энергетических и др.); таможенная политика в отношении импорта и экспорта сырья, комплектующих, оборудования и т.д.; регулирование рынка недвижимости; техническое регулирование, лицензирование, сертификация производства сырья, материалов, оборудования и т.д.
6) Политика в отношении рынка знаний, информации, технологий: регулирование оборота прав интеллектуальной собственности; политика в сфере государственного образования; государственная поддержка объектов и организаций информационной инфраструктуры – библиотек, электронных баз данных общего пользования и т.п.
7) Налоговая политика в отношении производителей, в т.ч.: общая величина налогового бремени; состав собираемых налогов и их основные характеристики (базы, ставки, нормы списания расходов и т.д.); способы налогового администрирования; специальные налоговые режимы.
8) Регулирование внутренних рынков продукции, включающее: регулирование цен и тарифов (в т.ч. тарифов на услуги инфраструктурных монополий); техническое регулирование; тарифное и нетарифное регулирование импорта.
В ходе развития экономической теории сложились основные модели промышленной политики:
-
экспортоориентированная модель; -
модель импортозамещения; -
инновационная модель[10, с.122].
Рассмотрим основные модели промышленной политики, их преимущества и недостатки.
Экспортная модель промышленной политики предусматривает меры по поддержке производства, продукция которых конкурентоспособна на мировом рынке. Механизм реализации этой модели включает такие рычаги и инструменты как: налоговые и таможенные льготы, кредитование предприятий-экспортеров, поддержку низкого валютного курса и другие. К странам с такой моделью промышленной политики относятся Япония, Южная Корея, Чили, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Китай. Негативными последствиями реализации этой модели являются: сужение структуры промышленности, рост корпорации во властных структурах, стагнация обрабатывающей промышленности вследствие оттока человеческих и финансовых ресурсов, повышение сырьевого экспорта.
Модель импортозамещения предусматривает стратегический курс страны на обеспечение внутреннего рынка за счет развития национальной промышленности, происходит благодаря проведению протекционистской политики и поддержки твердого курса национальной валюты. Основной опасностью абсолютизации этой модели есть определенный уровень самоизоляции, который может привести к технологическому отставанию производства. А основным ограничивающим фактором для политики импортозамещения считается внутренний платежеспособный спрос [10, с. 124]. Следует добавить, что экспортная политика, как правило, является лишь частью торговой политики и реализуется в основном после стадии импортозамещения.
Инновационно ориентированная модель промышленной политики предполагает не только коренную модернизацию ее промышленно-производственного потенциала путем внедрения новых технологий в производство, но и проведение комплекса мероприятий по внедрению инноваций в сферу управления бизнесом, повышение уровня обеспечения промышленности высококвалифицированными кадрами, улучшение информационного обеспечения этого вида экономической деятельности и тому подобное.
Таким образом, реализация указанной модели будет способствовать решению задачи конъюнктурной модернизации экономики страны, что обеспечит экономический рост страны в целом, а с другой стороны, выступать долгосрочным ориентиром стратегии экономического развития страны. Недостатками инновационной модели промышленной политики считаются: необходимость значительных средств для развития инновационной инфраструктуры и обновления производства; возрастание роли государства в экономическом регулировании в результате использования нерыночных методов стимулирования инновационного развития производства; значительная потребность в высококвалифицированных кадрах.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления/
Как свидетельствует мировой опыт, модели промышленной политики не является взаимоисключающими и могут эффективно сочетаться. В РФ в течение лет рыночных преобразований в промышленной политике делался акцент на ту или иную модель развития промышленности. Однако эти политические шаги не носили системного характера и не подкреплялись достаточным законодательной базой и необходимой финансовой поддержкой.
Так, реализация экспортного сценария не была подкреплена ни финансовыми, ни организационными мерами. Свидетельством этому является нестабильность политики по созданию и функционированию СЭЗ и низкая эффективность функционирования их с точки зрения международных стандартов [15, с.187].
Недостаточно эффективной можно считать и попытки реализации модели импортозамещения, которая осуществлялась в основном путем использования протекционистских методов защиты внутреннего рынка и отечественного производителя. Обострение проблемы экономической поддержки эффективно работающего национального товаропроизводителя как на внутреннем, так и на внешнем рынках связано с несовершенной таможенно-тарифной политики.
Низкие ставки пошлины, таможенный тариф отличались малой степенью дифференциации и детализации, что не позволяло адресно и эффективно осуществлять протекционистские функции. Либеральный характер таможенно-тарифной политики проявлялся в неэффективности системы регулирования и таможенного администрирования. Это способствовало увеличению возможностей для злоупотреблений и уклонения от уплаты платежей и рост контрабанды.
Антидемпинговые и компенсационные и другие специальные защите мероприятия не имеют необходимого эффекта из-за ограниченности организационных и технических возможностей. Решение проблемы защиты отечественного производителя возможно с помощью привлечения специальных механизмов по нескольким направлениям, в частности, путем оптимизации налоговой нагрузки, устранение возможностей для недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных производителей, расширение поддержки экспортной деятельности в рамках международного правового поля, использование потенциала организационно-экономической интеграции мирохозяйственной системы.
Инновационная составляющая промышленной политики РФ охарактеризована системой следующих действий:
-
всесторонняя поддержка научно-исследовательских, опытно-технологических и опытно-конструкторских, венчурных, внедренческих и других инновационных организаций; -
совершенствование правовой базы и усиления стимулов развития сети технопарков, кластеров и других эффективных форм сочетания научной деятельности с промышленным производством и капиталом; -
применение системы стимулирования, в частности через налоговые скидки, кооперации науки и производства; -
создание многофункциональных системы научного обеспечения развития промышленности, в том числе отраслевых и региональных научно-технических центров, научно-технических служб; -
содействие предприятиям в освоении рынков технологий, лицензий на объекты интеллектуальной собственности; -
обеспечение надежной защиты интеллектуальной собственности и продвижения ее на рынок; -
повышение уровня коммерциализации результатов научных исследований, уменьшение инновационных рисков высокотехнологичных предприятий путем создания специальных фондов венчурного капитала, введение государственного заказа на внедрение в производство приоритетных инноваций.
В зависимости от уровня промышленной политики отличаются и ее задачи.
На макроуровне определяются общенациональные цели промышленного развития, формируется нормативная база и целевые программы промышленной политики, осуществляется координация взаимодействия промышленного бизнеса и государства, осуществляется распределение компетенций и полномочий и определяются внешнеполитические аспекты промышленной политики, осуществляется финансовое обеспечение программ промышленной политики.
На региональном уровне разрабатывается комплекс мер по регулированию развития местной промышленности, решаются вопросы создания условий для формирования и функционирования вертикальных и горизонтальных производственно-технологических связей и формирования территориальных кластеров, осуществляется контроль за реализацию государственных интересов.
На уровне предприятий формируются мотивирующие условия деятельности предприятий как самостоятельных рыночных субъектов (решение хозяйственных споров, установление процедуры поглощения и санации предприятий и т.д.).
Выводы: Промышленная политика - это совокупность мер государственно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также отдельных аспектов этой деятельности, относящихся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.
Возможные инструменты промышленной политики определяются теми ролями, в которых государство может выступать в отношениях с конкретным производителем: собственник (или совладелец); поставщик (продавец) факторов производства; потребитель произведенной продукции; получатель налоговых платежей; регулятор рынков факторов производства и конечной продукции; регулятор деятельности производителя; арбитр в хозяйственных спорах; политический субъект в рамках международных отношений, влияющих на деятельность производителя или на рынки, в которых он участвует.
2. зарубежная промышленная политика