Добавлен: 23.10.2023
Просмотров: 293
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, Стратегия строится на принципах максимального использования внутреннего рынка как базовой платформы для создания и апробации новой продукции с последующей экспортной экспансией при безусловном обеспечении национальной безопасности.
Направления развития определяются, с одной стороны, особенностями отраслей промышленности, с другой - составом вызовов и угроз. Инструментарий промышленной политики в целом определяется Федеральным законом »О промышленной политике в Российской Федерации».
Исходя из создаваемого продукта осуществляется следующая сегментация промышленности при реализации Стратегии:
-
массовая продукция низких и средних переделов; -
машиностроение и другие средства производства; -
потребительская продукция.
Общим принципом развития промышленности признается диверсификация производства с выходом на смежные стадии производственных цепочек (производство товаров предшествующих или следующих переделов). Для массовой продукции низких и средних переделов приоритетны обеспечение ценовой конкурентоспособности, защита позиций на мировых рынках, сглаживание колебаний глобальной конъюнктуры. В сфере машиностроения и других средств производства наиболее важным является обеспечение технологического развития, включая завоевание новых рынков с учетом глобализации производственных цепочек. В сфере потребительских товаров следует сосредоточиться на общем поддержании конкурентоспособности, обеспечении платежеспособного спроса (как внутреннего, так и внешнего), защите интересов производителей в условиях расширяющегося доминирования цифровых платформ [14, С. 205].
Для современного промышленного производства характерен высокий уровень межотраслевой кластеризации. С учетом этого, помимо реализации отраслевых стратегий, потребуется обеспечение ускоренного технологического развития по таким ключевым, определяемым общими технологическими трендами и процессами формирования спроса межотраслевым направлениям, как:
-
энергетика и окружающая среда; -
продовольственная безопасность; -
транспорт и логистическая инфраструктура; -
здравоохранение; -
новые материалы (включая новые технологии в области химии); -
технологии производства и автоматизации; -
микроэлектроника и связь.
Состав вызовов и угроз определяет сферы реализации Стратегии в рамках общего повышения конкурентоспособности:
-
технологическая конкуренция требует мер технологической политики; -
ограниченность ресурсов для развития компенсируется осуществлением инвестиционной, финансовой и кадровой политики; -
ограниченность и сжатие внутреннего и глобального спроса предполагают осуществление политики стимулирования спроса; -
внешнеторговая политика должна быть синхронизирована с трендами развития мировой экономики.
При выявлении целевых направлений развития промышленности во внимание также принимаются возможности формирования факторов роста в отдельных отраслях.
Таким образом, в промышленной политики России пока отсутствует должная политическая культура, состоящая в поддержании как государственной, так и рыночной практики. Политика России не ориентирована на реализацию промышленной стратегии развития: в ней отсутствуют такие ключевые элементы, как развитие эффективной общественной инфраструктуры, ориентированной на сокращение затрат, на повышение эффективности и конкурентоспособности производства, непрерывного совершенствования промышленности, недостаточный акцент на технологическое и инвестиционное развитие.
По причине секторальных американских санкций в адрес российской экономики, не стоит рассчитывать на крупный приток иностранных инвестиций. И, учитывая, что обозначенные премьером направления, влияющие на ускорение технологического развития страны (авиация, судостроение, медицина, автопром, химнефтепром) так или иначе зависят от западных технологий, большой скачок возможен только за счет существенных денежных вливаний и высококлассных специалистов.
Отсюда вытекает несколько проблем — ускорение формирования достаточной образовательной платформы внутри страны, а также продолжение линии государственного финансирования промышленности через систему госзаказа. Соответственно, государство по-прежнему остается одним из ключевых как инициаторов, так и спонсоров технологического прорыва.
В реальной промышленной политике России необходимо вместе с государственной поддержкой существенно расширить инструменты трансфера технологий, сконцентрированных главным образом на высокотехнологичных предприятиях ОПК и крайне слабо используемых на предприятиях гражданских отраслей промышленности.
Заключение
Промышленность как основная сфера материального производства играет важную роль в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики, в свою очередь, обусловливает необходимость формирования эффективной национальной промышленной политики. Отметим, что доминирующая в западной науке экономическая теория обычно рассматривает промышленную политику как неправомерное вмешательство государства в экономику, искаженную действием рыночных механизмов и бартер эффективному распределению ресурсов.
Для всех промышленно развитых государств, с учетом особенностей их политического устройства, правового регулирования, исходного положения на мировом рынке, многообразие инструментов промышленной политики так или иначе ориентировано на стимулирование производства внутри страны с неизбежным последующим выходом на экспорт, реализацию продукции на глобальном рынке. Межгосударственные ограничения, связанные с невозможностью применения запретительных мер или прямого финансового стимулирования национальных компаний, преодолеваются за счет подстройки мероприятий и поиска непрямых инструментов поддержки национальной промышленности
Глобальный финансовый кризис 2008-2009 годов заставил правительства различных стран искать новые подходы к реализации промышленной политики, так как, в отличие от более открытого и подверженного мировым колебаниям финансового сектора, развитый промышленный сектор обеспечивает стабильность экономики и позволяет гарантировать экономический суверенитет.
При этом понимание промышленной политики только как системы мер, направленных на поддержание и развитие промышленного сектора национальной экономики, становится все более редким. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, в рамках глобальных стратегий различных стран противопоставляются не реальный сектор (производство товаров и услуг) и финансовый сектор, а инновационный и традиционный путь развития экономики. Во-вторых, в традиционных сферах промышленности все большее значение приобретают нематериальные активы (интеллектуальная собственность, человеческий ресурс, информация).
Одновременно с этим исследователи отмечают, что в мире в последние годы произошел разворот в сторону проведения целенаправленной промышленной политики.
В значительной мере промышленная политика Российской Федерации в ее сегодняшнем, сформировавшемся виде, опирается именно на заимствование зарубежных инструментов. В то же время, недостатки в реализации промышленной политики связаны и с опрометчивым использованием отдельных решений, как в случае с ВТО, и с невниманием к особенностям эволюции инструментария промышленной политики как в успешных, так и в развивающихся странах.
В этих условиях и с учетом возрастания роли промышленной политики в Российской Федерации необходимо учитывать опыт зарубежных стран в применении методов промышленной политики. Однако следует учитывать, что успешные примеры реализации отдельных инструментов промышленной политики в одних странах могут быть не применимы на российской почве. Например, инструменты, эффективно применяемые в послевоенной Японии, оказались неработающими в реалиях стран Южной и Центральной Америки, где интеграционная составляющая значительно повлияла на выработку страновых стратегий по промышленной политике.
Библиографический список
-
Указ Президента России от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – СПС ГАРАНТ -
Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации». ФЗ № 488 от 31 декабря 2014 года. – СПС ГАРАНТ -
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» – СПС ГАРАНТ -
Сводная Стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р) – СПС ГАРАНТ
-
Данные официального сайта Министерства экономического развития России (www.economy.gov.ru) -
Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики РФ (www.gks.ru) -
Воробьёва И.Г., Валиева А.Ю. Влияние санкций на промышленную политику и инвестиционный климат России // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. - 2018. - № 1-2 - С. 38- 40. -
Дёмина Е.С. Государственная промышленная политика. В сборнике: Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты / Курск: Изд-во «Университетская книга», - 2017. - С. 102-105. -
Завадников В.О. О промышленной политике в Российской Федерации // Промышленная политика в Российской Федерации, - 2007. - № 5. - С.3.. -
Кондратьев В. Промышленная политика или политика конкурентоспособности. Структурные и секторальные аспекты // ЭКО, 2008. - № 3. - С.127. -
Мантуров Д.В. О промышленной политике России на перспективу 2018-2030 ГГ. Вестник МГИМО-Университета. - 2018. - С. 7-22 -
Мантуров Д.В. Эволюция подходов к государственному управлению промышленностью в период с 1995 по 2015 год // Экономическое развитие в России. - 2017. - № 1. - C.40-48. -
Орехова С.В. Новая промышленная политика в условиях развития технологических платформ // Материалы IV всероссийского симпозиума по региональной экономике. Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, - 2017. - С. 78-83. -
Полякова В.А. Принципы управления промышленной политикой // Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы труды научно-практической конференции с международным участием.- 2017. - С. 202-206. -
Промышленная политика в эпоху цифровой трансформации экономики: монография / под ред. С.А. Толкачева М.: КНОРУС, - 2018. - 204 с. -
Симачев Ю., Кузык М., Кузнецов Б., Погребняк Е. Россия на пути к новой технологической промышленной политике: среди манящих перспектив и фатальных ловушек // Форсайт. - 2014. - № 4. - С. 6-23. -
Смирнов Е. Инновационный вектор промышленной политики Европейского Союза // международная экономика. - 2006, - №12 - С.58. -
Тамбовцев В.Л. Промышленная политика: к новому пониманию // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2017. - № 5 - С. 55-67. -
Татаркин А.И. промышленная политика как основа системной модернизации экономики России // Экономика и управление: Российский научный журнал, 2008. - № 2. - С.6.