Файл: Промышленная политика цели, инструменты и модели.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Современную промышленную политику РФ регла­ментирует пакет следующих документов:

  1. Сводная Стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года (утверждена распо­ряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р) [4];




  1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);

  2. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [2];

  3. Государственные программы Минпромторга России, а именно:

  • «Развитие промышленности и повышение её конку­рентоспособности»;

  • «Развитие авиационной промышленности на 2013­2025 годы»;

  • «Развитие электронной и радиоэлектронной про­мышленности на 2013-2025 годы»;

  • «Развитие фармацевтической и медицинской про­мышленности на 2013-2020 годы»;

  • «Развитие судостроения на 2013-2030 годы».

Стратегическим документом, содержащим концеп­туальные положения национальной промышленной политике РФ, является Федеральный закон от 31 дека­бря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [2].

Согласно данному закону целями промышленной по­литики являются:

  1. формирование высокотехнологичной, конкурен­тоспособной промышленности, обеспечивающей пере­ход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития;

  2. обеспечение обороны страны и безопасности го­сударства;

  3. обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни граждан Российской Федерации.

К задачам промышленной политики при этом отне­сены:

    1. создание и развитие современной промышленной инфраструктуры;

    2. создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности по сравнению с условиями осуществления указанной деятельности на территориях иностранных государств;

    3. стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности осуществлять внедрение результатов интеллектуальной деятельности и освоение производ­ства инновационной промышленной продукции;

    4. стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности рационально и эффективно использо­вать материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы, обеспечивать повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберега­ющих и экологически безопасных технологий;

    5. увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости и поддержка экспорта такой продукции;

    6. поддержка технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности, мо­дернизация основных производственных фондов исходя из темпов, опережающих их старение;

    7. снижение риска чрезвычайных ситуаций техно­генного характера на объектах промышленной инфра­структуры;

    8. обеспечение технологической независимости на­циональной экономики.


Основными принципами промышленной политики согласно ключевому закону являются:

      1. программно-целевой метод формирования доку­ментов стратегического планирования в сфере промыш­ленности;

      2. измеримость целей развития промышленности и реализации мер стимулирования субъектов деятельно­сти в сфере промышленности;

      3. мониторинг эффективности промышленной поли­тики и контроль за ее реализацией;

      4. применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности для достижения показателей и индикаторов, установленных документами стратегиче­ского планирования;

      5. координация мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, орга­нами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

      6. рациональное сочетание форм и методов государ­ственного регулирования и рыночной экономики, мер прямого и косвенного стимулирования деятельности в сфере промышленности;

      7. обеспеченность ресурсами и их концентрация на развитии приоритетных отраслей промышленности;

      8. информационная открытость при разработке про­мышленной политики и применении мер стимулирова­ния деятельности в сфере промышленности с учетом интересов безопасности государства;

      9. равный доступ субъектов деятельности в сфере промышленности к получению государственной под­держки в соответствии с условиями ее предоставления;

      10. интеграция науки, образования и промышленно­сти;

      11. учет интересов субъектов Российской Федерации в решении вопросов функционирования и развития обо­ронно-промышленного комплекса при условии соблю­дения приоритета федеральных интересов.

Финансовая поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности должна осуществляться путем:

        1. предоставления субсидий из федерального бюдже­та, бюджетов субъектов Российской Федерации, мест­ных бюджетов;

        2. налоговых льгот в соответствии с законодатель­ством о налогах и сборах.

Финансовую поддержку субъектов деятельности в сфере промышленности могут предоставлять госу­дарственные фонды развития промышленности, соз­даваемые Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда или автономного учреждения.



Исследования и практический опыт убеждают в том, что государству в лице его центральных, отраслевых и региональных органов власти (наряду с определением научно-технических, социально-экономических, разви­тием фундаментальных наук, образования и культуры и т.д.) следует уделять целенаправленное внимание соз­данию условий для организации и эффективной работы крупных предприятий - независимо от формы их соб­ственности.

Разрабатывая стратегию экономических преобразо­ваний, необходимо исходить из того, что основу наци­ональной экономики должны составлять крупные пред­приятия, объединения, фирмы, способные решать совре­менные проблемы научно-технического обеспечения и развития, работать в отечественной среде, выходить на международные рынки и конкурировать с крупными за­рубежными компаниями.
.3.2.Современная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации
Рост внимания государства к развитию промышленности в 2000-е годы привел к последовательной реализации нескольких крупных отраслевых стратегий и федеральных целевых программ по приоритетным направлениям развития. К 2014 году основные инициативы и меры поддержки были объединены в составе государственных программ [8, С. 103]:


  • «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»;

  • «Развитие авиационной промышленности»;

  • «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений»;

  • «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности»;

  • «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности»;

  • «Развитие оборонно-промышленного комплекса».

Принятие в 2014 году Федерального закона »О промышленной политике в Российской Федерации» сформировало основу для системного развития государственного стимулирования промышленного развития. В настоящее время поддержка промышленного производства строится вокруг комплекса мер по нескольким направлениям - от защиты инвестиций до информационной, кадровой и локализационной политики. Сформированы и внедрены механизмы специальных инвестиционных контрактов, фонды развития промышленности на федеральном и региональном уровнях, субсидиарные меры поддержки, ориентированные на привлечение частных инвестиций в промышленность, создана инфраструктура поддержки экспорта, развернута планомерная работа по определению понятия «российский продукт» и реализации соответствующей системы подтверждения.

Государственное участие в развитии промышленного производства строится на основе совокупности отраслевых стратегий. В настоящее время приняты и реализуются 20 отраслевых документов стратегического планирования (включая 4 экспортные стратегии), охватывающих подавляющее большинство отраслей обрабатывающей промышленности.

Естественными ограничивающими факторами для реализации государственной промышленной политики являются возможности федерального бюджета и требования правового регулирования, в том числе обеспечивающие развитие других отраслей экономики и социальной сферы.

Возможности расширения присутствия на российском рынке в основном успешно использованы в 2014 - 2018 годах в рамках реализации программ импортозамещения. Масштабы потребительского спроса ограничены низким в сравнении с развитыми странами уровнем доходов и общей численностью населения России. Спрос бизнеса на средства производства потенциально высокий, но фактически невелик из-за наблюдаемой инвестиционной паузы (прирост инвестиций в основной капитал в 2019 году составил 1,7 процента к уровню 2018 года). В то же время внутренний рынок является привлекательным для апробации и первичных продаж продукции, поскольку здесь сохраняется преимущество в конкурентоспособности, определяемое близостью к потребителю.


Экспорт рассматривается как магистральное направление развития промышленной политики в интересах решения задач по импортозамещению, несмотря на резкое усложнение условий конкуренции на внешнем рынке. При этом крупнейшие страны мира все чаще применяют инструменты протекционизма, вплоть до состояния торговых войн. Экономические и в последнее время наиболее часто наблюдаемые экологические ограничения используются для политического давления (непосредственно российская экономика столкнулась с санкциями со стороны Соединенных Штатов Америки и Европейского союза в 2014 году и продолжает ощущать их воздействие). Усиление глобальной неустойчивости мировой экономики в начале 2020 года привело к нарастанию экономического национализма во всем мире.

В этих условиях глобальный спрос на продукцию и объемы мировой торговли неизбежно сокращаются. Объем мировой торговли, по данным Всемирной торговой организации, в III квартале 2019 года сократился на 3,3 процента. Замедление мирового товарооборота продолжится и станет серьезным препятствием для экспортной экспансии российской продукции.

Одновременно усиливается технологическая конкуренция, в том числе выходящая за рамки технических характеристик продукции. Последствием цифровизации стало сокращение циклов разработки и продажи продукта. Во многих отраслях произошел переход к сервисной модели поставок (объединение товара и обслуживающих услуг) с дальнейшей ориентацией на «кастомизацию» потребительского решения без перехода прав собственности. Сформировавшиеся цифровые платформы привели к смещению рентабельности из сферы производства в сферу продаж и обслуживания сначала в потребительском секторе, а затем и на наиболее востребованных отраслевых рынках.

Период высокой стоимости энергоносителей стимулировал развитие энергосбережения. В настоящее время наблюдается объединение экономических и экологических процессов, в том числе в пределах глобальных соглашений по климату (Парижское соглашение, принятое 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата). Даже при падении цен на энергоносители экологическая повестка в ближайшие годы станет источником новых требований к характеристикам продукции, как формализованных, в виде торговых барьеров, так и неформализованных, в форме меняющихся потребительских предпочтений [4].