Добавлен: 23.10.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современную промышленную политику РФ регламентирует пакет следующих документов:
-
Сводная Стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р) [4];
-
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537); -
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [2]; -
Государственные программы Минпромторга России, а именно:
-
«Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности»; -
«Развитие авиационной промышленности на 20132025 годы»; -
«Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы»; -
«Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы»; -
«Развитие судостроения на 2013-2030 годы».
Стратегическим документом, содержащим концептуальные положения национальной промышленной политике РФ, является Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [2].
Согласно данному закону целями промышленной политики являются:
-
формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития; -
обеспечение обороны страны и безопасности государства; -
обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни граждан Российской Федерации.
К задачам промышленной политики при этом отнесены:
-
создание и развитие современной промышленной инфраструктуры; -
создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности по сравнению с условиями осуществления указанной деятельности на территориях иностранных государств; -
стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности осуществлять внедрение результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции; -
стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности рационально и эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы, обеспечивать повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий; -
увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости и поддержка экспорта такой продукции; -
поддержка технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности, модернизация основных производственных фондов исходя из темпов, опережающих их старение; -
снижение риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на объектах промышленной инфраструктуры; -
обеспечение технологической независимости национальной экономики.
Основными принципами промышленной политики согласно ключевому закону являются:
-
программно-целевой метод формирования документов стратегического планирования в сфере промышленности; -
измеримость целей развития промышленности и реализации мер стимулирования субъектов деятельности в сфере промышленности; -
мониторинг эффективности промышленной политики и контроль за ее реализацией; -
применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности для достижения показателей и индикаторов, установленных документами стратегического планирования; -
координация мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; -
рациональное сочетание форм и методов государственного регулирования и рыночной экономики, мер прямого и косвенного стимулирования деятельности в сфере промышленности; -
обеспеченность ресурсами и их концентрация на развитии приоритетных отраслей промышленности; -
информационная открытость при разработке промышленной политики и применении мер стимулирования деятельности в сфере промышленности с учетом интересов безопасности государства; -
равный доступ субъектов деятельности в сфере промышленности к получению государственной поддержки в соответствии с условиями ее предоставления; -
интеграция науки, образования и промышленности; -
учет интересов субъектов Российской Федерации в решении вопросов функционирования и развития оборонно-промышленного комплекса при условии соблюдения приоритета федеральных интересов.
Финансовая поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности должна осуществляться путем:
-
предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов; -
налоговых льгот в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Финансовую поддержку субъектов деятельности в сфере промышленности могут предоставлять государственные фонды развития промышленности, создаваемые Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда или автономного учреждения.
Исследования и практический опыт убеждают в том, что государству в лице его центральных, отраслевых и региональных органов власти (наряду с определением научно-технических, социально-экономических, развитием фундаментальных наук, образования и культуры и т.д.) следует уделять целенаправленное внимание созданию условий для организации и эффективной работы крупных предприятий - независимо от формы их собственности.
Разрабатывая стратегию экономических преобразований, необходимо исходить из того, что основу национальной экономики должны составлять крупные предприятия, объединения, фирмы, способные решать современные проблемы научно-технического обеспечения и развития, работать в отечественной среде, выходить на международные рынки и конкурировать с крупными зарубежными компаниями.
.3.2.Современная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации
Рост внимания государства к развитию промышленности в 2000-е годы привел к последовательной реализации нескольких крупных отраслевых стратегий и федеральных целевых программ по приоритетным направлениям развития. К 2014 году основные инициативы и меры поддержки были объединены в составе государственных программ [8, С. 103]:
-
«Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»; -
«Развитие авиационной промышленности»; -
«Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений»; -
«Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности»; -
«Развитие фармацевтической и медицинской промышленности»; -
«Развитие оборонно-промышленного комплекса».
Принятие в 2014 году Федерального закона »О промышленной политике в Российской Федерации» сформировало основу для системного развития государственного стимулирования промышленного развития. В настоящее время поддержка промышленного производства строится вокруг комплекса мер по нескольким направлениям - от защиты инвестиций до информационной, кадровой и локализационной политики. Сформированы и внедрены механизмы специальных инвестиционных контрактов, фонды развития промышленности на федеральном и региональном уровнях, субсидиарные меры поддержки, ориентированные на привлечение частных инвестиций в промышленность, создана инфраструктура поддержки экспорта, развернута планомерная работа по определению понятия «российский продукт» и реализации соответствующей системы подтверждения.
Государственное участие в развитии промышленного производства строится на основе совокупности отраслевых стратегий. В настоящее время приняты и реализуются 20 отраслевых документов стратегического планирования (включая 4 экспортные стратегии), охватывающих подавляющее большинство отраслей обрабатывающей промышленности.
Естественными ограничивающими факторами для реализации государственной промышленной политики являются возможности федерального бюджета и требования правового регулирования, в том числе обеспечивающие развитие других отраслей экономики и социальной сферы.
Возможности расширения присутствия на российском рынке в основном успешно использованы в 2014 - 2018 годах в рамках реализации программ импортозамещения. Масштабы потребительского спроса ограничены низким в сравнении с развитыми странами уровнем доходов и общей численностью населения России. Спрос бизнеса на средства производства потенциально высокий, но фактически невелик из-за наблюдаемой инвестиционной паузы (прирост инвестиций в основной капитал в 2019 году составил 1,7 процента к уровню 2018 года). В то же время внутренний рынок является привлекательным для апробации и первичных продаж продукции, поскольку здесь сохраняется преимущество в конкурентоспособности, определяемое близостью к потребителю.
Экспорт рассматривается как магистральное направление развития промышленной политики в интересах решения задач по импортозамещению, несмотря на резкое усложнение условий конкуренции на внешнем рынке. При этом крупнейшие страны мира все чаще применяют инструменты протекционизма, вплоть до состояния торговых войн. Экономические и в последнее время наиболее часто наблюдаемые экологические ограничения используются для политического давления (непосредственно российская экономика столкнулась с санкциями со стороны Соединенных Штатов Америки и Европейского союза в 2014 году и продолжает ощущать их воздействие). Усиление глобальной неустойчивости мировой экономики в начале 2020 года привело к нарастанию экономического национализма во всем мире.
В этих условиях глобальный спрос на продукцию и объемы мировой торговли неизбежно сокращаются. Объем мировой торговли, по данным Всемирной торговой организации, в III квартале 2019 года сократился на 3,3 процента. Замедление мирового товарооборота продолжится и станет серьезным препятствием для экспортной экспансии российской продукции.
Одновременно усиливается технологическая конкуренция, в том числе выходящая за рамки технических характеристик продукции. Последствием цифровизации стало сокращение циклов разработки и продажи продукта. Во многих отраслях произошел переход к сервисной модели поставок (объединение товара и обслуживающих услуг) с дальнейшей ориентацией на «кастомизацию» потребительского решения без перехода прав собственности. Сформировавшиеся цифровые платформы привели к смещению рентабельности из сферы производства в сферу продаж и обслуживания сначала в потребительском секторе, а затем и на наиболее востребованных отраслевых рынках.
Период высокой стоимости энергоносителей стимулировал развитие энергосбережения. В настоящее время наблюдается объединение экономических и экологических процессов, в том числе в пределах глобальных соглашений по климату (Парижское соглашение, принятое 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата). Даже при падении цен на энергоносители экологическая повестка в ближайшие годы станет источником новых требований к характеристикам продукции, как формализованных, в виде торговых барьеров, так и неформализованных, в форме меняющихся потребительских предпочтений [4].