Файл: Основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Взрослые проводят физкультурные занятия, организуют спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у слабослышащих и позднооглохших детей интерес к различным видам спорта, предоставляют детям возможность кататься на коньках, лыжах, ездить на велосипеде, плавать, заниматься другими видами двигательной активности.

При этом обязательным является учет индивидуальных психофизических особенностей каждого слабослышащего и позднооглохшего ребенка.

Для детей с выраженными дополнительными отклонениями в развитии, значительно отстающих от возрастной нормы, перспектива сближения с которой маловероятна даже при систематической и максимальной специальной помощи (по Л.А. Головчиц):

Деятельность взрослых должна быть направлена на физическое развитие и оздоровление слабослышащих и позднооглохших детей с дополнительными нарушениями в развитии, коррекцию отклонений в моторном развитии. Усилия педагогов должны быть направлены на охрану и укрепление здоровья детей, развитие потребности в двигательной активности; развитие основных движений; развитие и формирование двигательных качеств; коррекцию отдельных недостатков двигательного развития и др.

Взрослые организуют двигательную активность слабослышащих и позднооглохших детей с дополнительными нарушениями в развитии, в частности, учат детей разным видам построений (в шеренгу, в колонну и т.п.), совершенствуют умения и навыки детей в ходьбе, беге, ползанье, лазанье, прыжках, метании.

Взрослые учат детей выполнять общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, упражнения для развития равновесия, упражнения для формирования правильной осанки. Взрослые учат детей активно принимать участие в подвижных играх с бегом, прыжками, ползанием и лазаньем, бросками и ловлей.

В течение дня с целью профилактики переутомления детей следует чередовать занятия, требующие от детей умственного перенапряжения, с занятиями физкультурно-оздоровительного цикла, включающими активную двигательную деятельность детей. В процессе каждого занятия должно быть предусмотрено чередование статических и двигательных нагрузок, в середине занятия необходимо проводить физкультминутку.


ПрАООП оставляет Организации право выбора способов, форм, методов, технологий физического развития слабослышащих и позднооглохших детей, в том числе с учетом особенностей реализуемых основных образовательных программ, используемых вариативных образовательных программ и других особенностей реализуемой образовательной деятельности, индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. При этом важно способствовать тому, чтобы в процессе физического развития слабослышащий и позднооглохший ребенок овладевал речевым материалом, обслуживающим его.


Слабослышащие и позднооглохшие дети дошкольного возраста должны не только развиваться в образовательной области «Физическое развитие», но и овладевать речью, ее обслуживающей.



2.3. Взаимодействие взрослых с детьми

Система отношений слабослышащих и позднооглохших детей к окружающему строится на обеспечении эмоционального благополучия через общение с взрослыми, детьми, уважительное отношение к другим людям, их чувствам и потребностям.

Взаимодействие взрослых со слабослышащими и позднооглохшими детьми должно способствовать осознанию ребенком себя среди детей и взрослых, формировать интерес и обогащать представления о социальных и природных явлениях, способствовать формированию личностных характеристик (самостоятельности, инициативности, ответственности), возникновению «Я-сознания».

При организации взаимодействия взрослых со слабослышащими и позднооглохшими детьми, несмотря на изменение сроков появления разных форм общения у детей данной категории и ограничение средств коммуникации, последовательность формирования и содержание этапов взаимодействия сохраняется.

По классификации М.И. Лисиной, у детей младенческого возраста формируется ситуативно-личностное общение, направленное на удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном воздействии взрослого. Затем развивается ситуативно-деловое общение, направленное на удовлетворение потребности слабослышащих детей в сотрудничестве по поводу предметов и объектов. У слабослышащих и позднооглохших детей младшего дошкольного возраста возникает внеситуативно-познавательное общение, тесно связанное с развитием познавательной деятельности ребенка. У слабослышащих и позднооглохших детей старшего дошкольного возраста формируется внеситуативно-личностное общение со взрослыми, которые выступают как носители социального опыта, источники информации о социальном окружении. Организованное взрослыми взаимодействие с детьми со слуховой депривацией должно ориентироваться на вышеперечисленные этапы развития общения в норме, способствовать его обогащению и переходу ребенка к более высокой форме.

Партнерские отношения взрослого и ребенка в Организации являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.


Для личностно-порождающего взаимодействия характерны принятие слабослышащих и позднооглохших детей такими, какие они есть, и вера в их способности. Взрослый сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях, старается избегать запретов и наказаний. Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.

Личностно-порождающее взаимодействие способствуетформированию у слабослышащих и позднооглохших детей различных позитивных качеств. Каждый ребенок учится уважать себя и других, приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок, не боится быть самим собой, быть искренним. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию детьми моральных норм.

Слабослышащие и позднооглохшие дети учатся брать на себя ответственность за свои решения и поступки, приучается думать самостоятельно, учится адекватно выражать свои чувства. Помогая каждому ребенку со слуховой депривацией осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.

С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности слабослышащие и позднооглохшие дети учатся познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка.

На всех этапах общения со слабослышащими и позднооглохшими детьми для развития их личностных качеств большое значение имеет оценка их действий взрослыми. Оцениваются не поведение в целом, а конкретные поступки. Особенно важна такая оценка для детей, испытывающих трудности в обучении, отстающих от других детей и болезненно переживающих свои неудачи.

Характер взаимодействия с другими детьми. Слабослышащие и позднооглохшие дети, поступающие в дошкольные образовательные организации, плохо вступают в контакт с другими детьми. С целью воспитания интереса и доброжелательного отношения к сверстникам в процессе различных видов деятельности и занятий внимание ребёнка фиксируется на других детях, детей знакомят, называя имена (в устной и письменной форме), учат соотносить внешность ребёнка с его фотографией.


Педагогам следует побуждать детей рассматривать друг друга, обращать внимание детей на внешний вид девочек и мальчиков, их одежду. Внимание также привлекается к эмоциональному состоянию детей, необходимо показывать, как можно помочь, утешить, пожалеть другого ребёнка. На этом этапе общение детей организуется в простых играх парами.

Одной из форм общения между детьми являются контакты, возникающие между ними по поводу игрушек или предметов. Дети могут подражать друг другу, координировать свои действия и стараться понять друг друга. По мере того как развиваются способности к совместным действиям и умение общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильным и продолжительным. Развитию коммуникативных навыков и формированию позитивного опыта общения способствует развитие следующих качеств личности ребенка: доброжелательности; уважения к товарищам; готовности проявить сочувствие; уверенности в себе; предпосылок произвольного поведения, самоконтроля.

Начиная со среднего дошкольного возраста, слабослышащие и позднооглохшие дети испытывают большой интерес к общению со сверстниками. Необходимо поддерживать интерес детей к общению и сотрудничеству в совместных играх, рисовании, конструировании, предлагая детям выполнять коллективную работу в небольших группах, учитывая при этом межличностные отношения детей и их индивидуальные особенности. На занятиях по труду, в играх и других коллективных видах деятельности важно оценивать общий результат труда и вклад в него каждого участника.

В процессе общения дети обмениваются информацией, организуют совместную деятельность, распределяют обязанности и действия. На этом этапе обучения большое значение для формирования отношений между детьми приобретает анализ образцов поведения: положительного отношения к проявленному кем-то из сверстников сочувствию, отзывчивости, помощи товарищу; отрицательного отношения к грубости, обману. Основными методами обучения и воспитания в этот период становятся рассматривание иллюстративного материала, беседа, создание проблемных ситуаций, чтение небольших рассказов, сказок, последующий анализ взаимоотношений героев, мотивов их поступков, оценка их качеств.

Система отношений слабослышащих и позднооглохших детей к миру, другим людям, себе самому формируется через воспитание у каждого ребенка уважения к правам и обязанностям другого человека, любовь к родине, близким, воспитание трудолюбия, ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, к природе.