Файл: Основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Значимым в данной системе отношений является формирование у ребенка самостоятельности, самооценки, понимания своей индивидуальности. Для эффективности этих процессов в Организации должна обеспечиваться поддержка слабослышащих и позднооглохших детей специалистами – сурдопедагогом, педагогом-психологом.
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

Формирование базового доверия к миру, к людям, к себе – ключевая задача периода развития ребенка в период дошкольного возраста.

С возрастом число близких взрослых увеличивается. В этих отношениях ребенок находит безопасность и признание, они вдохновляют его исследовать мир и быть открытым для нового. Значение установления и поддержки позитивных надежных отношений в контексте реализации Программы сохраняет свое значение на всех возрастных ступенях.

Процесс становления полноценной личности ребенка со слуховой депривацией происходит под влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Именно родители, семья в целом, вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек.

Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. В этой связи изменяется и позиция руководства и педагогов Организации в работе с семьей.

Взаимодействие педагогов Организации с родителями направлено на повышение педагогической культуры родителей. Задача педагогов – активизировать роль родителей в воспитании и обучении слабослышащих и позднооглохших детей, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.

Семья должна принимать активное участие в развитии ребенка, чтобы обеспечить непрерывность коррекционно-восстановительного процесса. Родители отрабатывают и закрепляют навыки и умения у детей, сформированные специалистами, по возможности помогать изготавливать пособия для работы в детском саду и дома. Домашние задания, предлагаемые сурдопедагогом, педагогом-психологом и воспитателем для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит необходимую эффективность коррекционной работы, ускорит процесс восстановления нарушенных функций у детей.


Укрепление и развитие взаимодействия Организации и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.

Основной целью работы с родителями является обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с нарушениями слуха в семье, преодоление состояния фрустрации и оптимизация самосознания родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:

- сформировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами образовательной организации;

- установить причины, дестабилизирующие внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения и способствовать их коррекции;

- выявить социально-психологические внутрисемейные факторы, способствующие гармоничному развитию слабослышащего ребенка в семье;

- добиваться оптимизации самосознания родителей, снижения уровня фрустрированности личности;

- способствовать оптимизации личностного развития слабослышащих и позднооглохших детей;

- обучить родителей приемам формирования в семье реабилитационных условий, методам воспитания, обучения и реабилитации детей, обеспечивающим оптимальное развитие слабослышащего и позднооглохшего ребенка;

- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации слабослышащего и позднооглохшего ребенка;

- скорректировать воспитательские позиции родителей, оказать им помощь в выборе адекватных мер воздействия.

Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации, включает следующие направления:

– аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших детей, предпочтений родителей для согласования воспитательных воздействий на ребенка;

– коммуникативно-деятельностное - направлено на повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.



– информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности Организации; создание открытого информационного пространства (сайт Организации, форум, группы в социальных сетях и др.);

Содержание направлений работы с семьёй может фиксироваться в АООП как в каждой из пяти образовательных областей, так и отдельным разделом, в котором раскрываются направления работы Организации с родителями слабослышащих и позднооглохших детей.

Организациям необходимо указывать в АООП планируемый результат работы с родителями слабослышащих и позднооглохших детей, который может включать:

– организацию преемственности в работе Организации и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания слабослышащих и позднооглохших детей;

– повышение уровня родительской компетентности;

– гармонизацию семейных детско-родительских отношений и др.
2.5. Программа коррекционно-развивающей работы со слабослышащими и позднооглохшими детьми

Система коррекционно-развивающей работы со слабослышащими и позднооглохшими дошкольниками предполагает тесную взаимосвязь в решении развивающих, образовательных и коррекционных задач. Содержание коррекционно-педагогической работы в целом позволяет обеспечить разностороннее развитие дошкольников с нарушениями слуха: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Современный комплексный подход к реабилитации слабослышащих и позднооглохших детей включает диагностику слуховой функции, комплексную экспертизу ребенка, включая медицинское, психологическое, педагогическое обследование, медицинскую реабилитацию, психологическую реабилитацию, сурдопедагогическую реабилитацию, социальную реабилитацию.

Программа коррекционно-развивающей работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших детей, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии;

- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи слабослышащим и позднооглохшим детям с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

- возможность освоения слабослышащими и позднооглохшими детьми адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.


Задачи программы:

- определение особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших детей, обусловленных степенью выраженности нарушения;

- коррекция нарушений слуха и речи на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия;

- оказание родителям (законным представителям) слабослышащих и позднооглохших детей консультативной и методической помощи по особенностям развития слабослышащих и позднооглохших детей и направлениям коррекционного воздействия.

Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает:

- проведение индивидуальной, групповой и подгрупповой коррекционной работы, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших детей;

- обеспечение коррекционной направленности при реализации содержания образовательных областей и воспитательных мероприятий;

- психолого-педагогическое сопровождение семьи (законных представителей) с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с детьми; организацию партнерских отношений с родителями (законными представителями).

Программа коррекционно-развивающей работы строится с учетом особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших детей, заключений психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает вариативные формы специального сопровождения слабослышащих и позднооглохших детей. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы, что способствует реализации и развитию потенциальных возможностей слабослышащих и позднооглохших детей и удовлетворению их особых образовательных потребностей.

Структура программы коррекционно-развивающей работы со слабослышащими и позднооглохшими детьми включает в себя последовательность следующих этапов:

I. Анализ диагностической информации о ребенке и оценке его реабилитационного потенциала.

II. Прогнозирование и разработка содержания коррекционно-развивающей работы со слабослышащими и позднооглохшими детьми.

III. Качественный характер реализации коррекционно-развивающих и восстановительно-реабилитационных мероприятий, требующих участия в их реализации семьи, необходимых специалистов.

IV. Мониторинг качества оказанных воздействий и оценка эффективности коррекционно-развивающей работы со слабослышащим или позднооглохшим ребенком.


Сбор и анализ диагностической информации о ребенке и оценка его реабилитационного потенциала включает выявление следующих показателей:

1. Физическое состояние и развитие ребенка:

- динамика физического развития (анамнез);

- состояние слуха, зрения;

- особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

- координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);

- особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость и др.).

2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:

- особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов;

- особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;

- особенности памяти: объем, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти, преобладающий вид памяти;

- особенности мышления;

- познавательные интересы, любознательность.

3. Особенности речевого развития:

- характеристика слуховой функции и произношения;

- понимание устной речи;

- самостоятельная речь (устная и письменная);

- объем словарного запаса (активного и пассивного);

- особенности грамматического строя и т.д.

3. Особенности мотивации:

- реакция на замечания, оценку деятельности; отношение к неудачам; отношение к похвале и порицанию;

- способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;

- умение планировать свою деятельность.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы:

- глубина и устойчивость эмоций;

- способность к волевому усилию;

- преобладающее настроение;

- наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;