Файл: Основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- наличие фобических реакций;
- отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;
- отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими).
5. Результаты психолого-педагогического обследования:
- выявление осознания ребенком себя как личности, имеющей свои особые потребности и особенности;
- специфические проблемы социальной адаптации ребенка;
- формирование знаний, навыков и психологической готовности ребенка расширить контакты с людьми и обществом, преодолевая страх перед новыми людьми, незнакомым пространством и т.д.
По итогам диагностического обследования делается вывод о сформированности компонентов познавательной сферы, происходит выявление актуальных знаний, определение зоны ближайшего развития. По окончании диагностического периода анализируется успешность и проблемы развития ребёнка, необходимые педагогические и психологические подходы и методы воздействия, планируется дальнейшая работа с ребенком.
Итогом проведенной диагностики выступает формирование комплексного заключения на слабослышащего или позднооглохшего ребенка раннего или дошкольного возраста, в структуру которого входят:
1) оценка состояния развития ребенка в целом с учетом развития отдельных функций и отнесение к определенному типу отклоняющегося развития;
2) выявление первичного нарушения, природы дефекта, его обусловленности, оценка деятельностных функций ребенка;
3) определение потенциальных возможностей ребенка, прогноз развития и программирование путей коррекционно-развивающей работы в условиях Организации и семьи, выработка алгоритмов действий для специалистов.
На основании результатов диагностического обследования на этапе прогнозирования и разработки содержания коррекционно-развивающей работы со слабослышащими и позднооглохшими детьми психолого-медико-педагогический консилиум дошкольной образовательной организации определяет и разрабатывает:
1) цели коррекционной работы со слабослышащим или позднооглохшим ребенком, описание механизмов, с указанием сроков реализации данной коррекционной программы.
2) рекомендации оптимальных для развития ребенка коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
3) рекомендации по проведению специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения ребенка.
Коррекционно-развивающая работа организуется в рамках ведущей деятельности. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте — эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте — предметная деятельность; в дошкольном возрасте — игровая деятельность.
Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных).
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы со слабослышащими детьми младенческого и раннего возрасте являются:
-
формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность; -
формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания; -
формирование общения с окружающими (в т.ч. формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации); -
развитие знаний и представлений об окружающем мире; -
стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия); -
развитие зрительно-моторной координации. -
развитие навыков опрятности и самообслуживания.
Основными направлениями коррекционной работы со слабослышащими детьми дошкольного возраста являются:
-
развитие сенсорных функций; -
развитие речи и коррекция речевых нарушений; -
развитие слухового восприятия и обучение произношению; -
подготовка к школе.
Система коррекционно-развивающих и восстановительно-реабилитационных мероприятий, требующих участия в их реализации семьи, необходимых специалистов, может быть реализована по следующему плану:
1. Консультация семьи, проведение индивидуальной диагностики уровня развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья специалистами психолого-медико-педагогического консилиума.
2. Составление рекомендаций по дальнейшему сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья в Организации, воспитанию в условиях семьи.
3. Создание специальных условий для получения дошкольного образования слабослышащими и позднооглохшими детьми, составление планов коррекционной помощи и развития.
4. Реализация программ коррекционно-развивающей работы со слабослышащим или позднооглохшим ребенком (коррекционно-развивающие программы «Развитие речи», «Развитие слухового восприятия и обучение произношению», и т.д.).
5. Контроль эффективности реабилитационной стратегии, проводимый консилиумом на основе повторного обследования слабослышащего или позднооглохшего ребенка.
6. Изменение стратегии реабилитации и коррекционно-развивающей работы либо направление семьи на дополнительную консультацию.
Мониторинг качества оказанных воздействий и оценка эффективности коррекционно-развивающей работы предусматривают ведение специалистами дошкольной образовательной организации «карты развития ребенка», которая включает:
- общие сведения о ребенке;
- данные о медико-социальном благополучии;
- динамику развития психических процессов на весь период обучения;
- слухоречевой статус;
- индивидуально-психологические особенности личности ребенка;
- динамику физического состояния и развития ребенка;
- периодичность представления результатов анализа, ситуации развития на ПМП - консилиум;
- рекомендации ПМП - консилиума в адрес родителей слабослышащего или позднооглохшего ребенка, конкретных специалистов, педагогов и других.
Эффект коррекционного воздействия на слабослышащих и позднооглохших детей определяется:
-
своевременностью (с момента выявления характера снижения слуха); -
качественным слухопротезированием; -
использованием различной качественной звукоусиливающей аппаратуры (при отсутствии медицинских противопоказаний); -
адекватностью коррекционного процесса.
При грамотно организованном проведении коррекционно-развивающей работы дети, не имеющие выраженных дополнительных отклонений в развитии, достигают готовности к школьному обучению, в том числе готовности к освоению ПрАООП начального общего образования по вариантам 2.1, 2.2.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организационное обеспечение образования слабослышащих и позднооглохших детей базируется на нормативно-правовой основе, в которой обозначены специальные условия дошкольного образования детей этой категории. Создание этих условий должно обеспечить реализацию не только образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с ребенком с нарушением слуха в образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей слабослышащих и позднооглохших детей, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать «Договор с родителями», в котором будут зафиксированы как права, так и обязанности всех субъектов образовательного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми, возникающими в процессе образования.
Необходима организация системы взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны ПМПК, ППМС-центра, окружного и муниципального ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, школ для слабослышащих и позднооглохших детей, органов социальной защиты, органов здравоохранения, общественных организаций при недостаточном кадровом ресурсе самой образовательной организации. Реализация данного условия позволяет обеспечить для слабослышащих и позднооглохших детей максимально адекватные при их особенностях развития образовательные маршруты, а также позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание.
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих образование слабослышащего или позднооглохшего ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому слабослышащему или позднооглохшему ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и жизненных навыков; учитываются особенности деятельности, обусловленные структурой нарушенного слухового и речевого развития, средствами ее реализации, ограниченным объемом личного опыта.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений слабослышащего или позднооглохшего ребенка раннего и дошкольного возраста, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития слабослышащего или позднооглохшего ребенка раннего и дошкольного возраста, с учетом необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития слабослышащего или позднооглохшего ребенка в разных видах игры.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию слабослышащего или позднооглохшего ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей слабослышащего или позднооглохшего ребенка.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития слабослышащего или позднооглохшего ребенка раннего и дошкольного возраста.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей в области дошкольного образования и реабилитации детей со слуховой депривацией (слабослышащих и позднооглохших детей).
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды