Файл: Основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Возможность свободных практических действий с разнообразными материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеет большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития слабослышащих и позднооглохших детей, способствует построению целостной картины мира, оказывает стойкий долговременный эффект. У детей формируется понимание, что окружающий мир полон загадок, тайн, которые еще предстоит разгадать. Таким образом, перед каждым ребенком открывается познавательная перспектива дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.
Помимо поддержки исследовательской активности, педагоги создают условия для организации со слабослышащими и позднооглохшими детьми познавательных игр, поощряя интерес детей с нарушением слуха к различным развивающим играм и занятиям, например, лото, шашкам, шахматам, конструированию и пр.
Речевому развитию способствуют наличие в РППС Организации открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, а также других материалов.
РППС должна обеспечивать условия для художественно-эстетического развития детей. Помещения Организации и прилегающие территории должны быть оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.
Для художественно-эстетического развития слабослышащих и позднооглохших детей и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.
Слабослышащие и позднооглохшие дети должны иметь возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры Организации, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Для слабослышащих и позднооглохших детей, имеющих нарушения в координации движений, в Организации должна иметься специально приспособленная мебель, позволяющая заниматься разными видами деятельности, общаться и играть со сверстниками и, соответственно, в помещениях Организации должно быть достаточно места для специального оборудования.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда Организации должна обеспечивать условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции недостатков развития слабослышащих и позднооглохших детей.
С этой целью образовательное пространство нужно организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных развивающим материалом (книги, игрушки, материалы для творчества и т.п.), доступным детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Зоны «Учимся слушать» и «Учимся говорить» выполняют коррекционную и развивающую функцию.
Зона «Учимся слушать» включает: набор музыкальных инструментов; комплект шумящих игрушек, погремушек; книги со звуковыми файлами по различным направлениям; аудиоаппаратура с комплектом аудиозаписей голосов птиц, животных; шумов окружающего мира, транспорта; аудиозаписи музыкальных произведений - вальса, марша, польки, полонеза; аудиозаписи песен в исполнении детей, мужчин, женщин, сольного и хорового пения; комплекты картинок: изображение польки, вальса, марша, полонеза; исполнение музыкальных произведений: игра на барабане, дудке, металлофоне; исполнение песен мужчинами, женщинами, детьми, сольное и хоровое исполнение. Наборы табличек для закрепления словаря; наборы геометрических фигур, мелких предметов для выстраивания ритмов; графические схемы для отхлопывания, отстукивания ритмов; альбомы для рассматривания, подкладывания табличек; дидактический материал на формирование различения и распознавания речевого материала на слухо-зрительной основе, на слух по всем лексическим темам, первоначально отдельные слова, затем фразы, предложения с инверсиями, стихи, тексты; дидактические игры на формирование чувства ритма, слитности и краткости исполнения произведения и другим направлениям.
Зона «Учимся говорить» включает: комплексы артикуляционных гимнастик; дидактический материал для фонетической ритмики; отдельные предметы, дидактические игры на формирование правильного речевого дыхания; комплекты картинок и табличек со звукоподражаниями; альбомы, дидактические игры по автоматизации звуков в слогах, словах, фразах, предложениях; настольные, пальчиковые театры для драматизации. Тексты сказок, в виде полотен, табличек, книжек-малышек, адаптированных книг; специализированная литература для чтения детьми с нарушением слуха разных авторов; адаптированные книги по различным лексическим темам; дидактические игры для формирования лексико-грамматического строя; разрезные азбуки, таблицы слогов.
Зона мелкой моторики включает: картотеку пальчиковых игр; мелкие игрушки для обследования; картотеку игр с атрибутами: счетными палочками, карандашами; «сухой» бассейн; счетные палочки для выкладывания рисунка по образцу; дидактические игры по нанизыванию мелких предметов, бусин; игры с пластилином; игры с резинками; игра «Золушка» на сортировку мелких предметов, круп; игры со шнуровкой; шнурки, веревки для завязывания, перекручивания.
Математическая зона включает материалы: наборы геометрический фигур, объемных фигур; кассу цифр; измерительные инструменты, линейки, условные мерки; сыпучие материалы для измерения веса; группы предметов на составление неравенств; дидактические игры на расстановку математических знаков: больше, меньше, равно; дидактические игры на формирование количественных представлений, навыков счета, сложения, вычитания; лото, домино по различным направлениям; игры на составление рисунков по образцу из геометрических форм; вкладыши, почтовые ящики; тетради для записи примеров; наборы карандашей, фломастеров; плакаты по направлениям: части суток, времена года, часы, дни недели; часы, макеты часов; дидактические игры по формированию временных представлений; дидактические игры по формированию эталонов формы, цвета, величины.
Зона книги включает: адаптированные книги: сказки, рассказы; книжки–малышки; книги со стихами; альбомы по различным лексическим группам с набором табличек; дидактические игры по составлению описательных рассказов; энциклопедии; альбомы выходного дня; фотоальбомы «Моя семья»; альбомы, сделанные дома.
Создавая РППС для слабослышащих и позднооглохших детей любой возрастной группы в дошкольной образовательной организации, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды Организации и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Насыщенная РППС становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Она является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Эта среда должна иметь в своей основе социальную направленность на саморазвитие и самореализацию личности слабослышащего или позднооглохшего ребенка.
3.3. Кадровые условия реализации адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей
Обеспечение кадровых условий реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей является одним из основных направлений деятельности образовательной организации. Воспитание и обучение слабослышащих и позднооглохших детей должны осуществлять специально подготовленные высококвалифицированные кадры, знающие психофизические особенности данной категории детей и владеющие методиками дифференцированной коррекционной работы.
Квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н, а также учитывать положения приказа Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей предоставляет право образовательной организации самостоятельно определять потребность в педагогических работниках и формировать штатное расписание по своему усмотрению, исходя из особенностей реализуемых образовательных программ дошкольного образования, контекста их реализации и потребностей.
Реализацию адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей в дошкольной образовательной организации осуществляют руководящие, педагогические, учебно-вспомогательные, административно-хозяйственные работники образовательной организации.
Непосредственную реализацию коррекционно-образовательной программы осуществляют педагоги под общим руководством методиста (старшего воспитателя). При включении в группы общеразвивающей или оздоровительной направленности 1-2 слабослышащих и/или позднооглохших ребенка с высоким уровнем общего и речевого развития, дошкольная образовательная организация должна предусмотреть дополнительное кадровое обеспечение групп специалистами в соответствии с рекомендациями, представленными в заключениях психолого-медико-педагогической комиссии
7.
При реализации АООП в группах компенсирующей и комбинированной направленности привлекаются следующие кадровые ресурсы:
-
учитель-дефектолог (сурдопедагог), -
педагог-психолог, -
воспитатель, -
инструктор по физической культуре, -
музыкальный руководитель, -
педагог дополнительного образования.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог), реализующий АООП, должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».
Учитель-дефектолог (сурдопедагог) осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков слуха у слабослышащих и позднооглохших детей. Осуществляет обследование детей, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения слуха. Работает в тесном контакте с воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия. Консультирует педагогических работников Организации и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приемов оказания помощи слабослышащим и позднооглохшим детям.
Проводит занятия со слабослышащими и позднооглохшими детьми, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и гигиены, а также современных информационных технологий. От сурдопедагога требуется глубокое знание возможностей слабослышащих и позднооглохших детей, закономерностей их психического развития, сущности дефекта, способов изыскания компенсаторных путей обучения, а также понимание роли каждого раздела программы в общей системе коррекционно-воспитательной работы.
Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности слабослышащих и позднооглохших детей с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и достижения целевых ориентиров.
Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая электронные образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки детей, соответствующий требованиям ФГОС ДО.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог) для осуществления эффективной коррекционно-развивающей работы должен:
- знать дошкольную и специальную педагогику и психологию;
- знать характеристику психофизических особенностей слабослышащих и позднооглохших детей и их особые образовательные потребности;