Файл: Основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- владеть современными педагогическими технологиями;
- уметь устанавливать контакты со слабослышащими и позднооглохшими детьми раннего и дошкольного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе;
- обладать высоким уровнем коммуникативной и речевой культуры.
Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» без предъявления требований к стажу работы.
Педагог-психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия слабослышащих и позднооглохших детей в дошкольных образовательных организациях. Определяет факторы, препятствующие развитию личности слабослышащих и позднооглохших детей и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи, работает над развитием высших психических функций (внимания, памяти, мышления), над социально-бытовыми, игровыми, коммуникативными навыками, навыками самообслуживания, личной гигиены, формирует мотивацию к обучению.
Оказывает консультативную помощь детям, их родителям (законным представителям), педагогическому коллективу Организации в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику слабослышащих и позднооглохших детей, используя современные образовательные технологии, включая электронные образовательные ресурсы.
Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и гигиены, а также современных информационных технологий.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог), педагог-психолог реализуют следующие профессиональные функции:
- диагностическую: проводят психолого-педагогическое обследование слабослышащих и позднооглохших детей, выявляют иопределяют причину той или иной трудности с помощью комплексной диагностики; оформляют диагностическую карту;
- проектную: на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции разрабатывают программу коррекционно-развивающей работы для каждого слабослышащего или позднооглохшего ребенка и для группы в целом;
- сопровождающую, коррекционно-развивающую: реализуют адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей;
- мониторинговую, аналитическую: анализируют результаты реализации групповых и индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы и корректируют их содержание на каждом этапе.
Воспитатель относится к педагогическим работникам дошкольной образовательной организации.
Воспитатель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» без предъявления требований к стажу работы. Для старшего воспитателя необходимы высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.
Воспитатель принимает участие в разработке адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей в соответствии с ФГОС ДО. Участвует в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в Организации. Планирует и реализовывает образовательную работу в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и АООП. Организовывает и проводит педагогический мониторинг освоения АООП слабослышащими и позднооглохшими детьми и анализ образовательной работы. Участвует в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с педагогом-психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого слабослышащего или позднооглохшего ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
Осуществляет реализацию педагогических рекомендаций специалистов (психолога, сурдопедагога и др.) в работе со слабослышащими и позднооглохшими детьми.
Несет ответственность за развитие профессионально значимых компетенций
, необходимых для решения образовательных задач развития слабослышащих и позднооглохших детей раннего и дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, формирование психологической готовности данной категории обучающихся к школьному обучению.
Обеспечивает организацию видов деятельности, осуществляемых слабослышащими и позднооглохшими детьми в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства.
Обеспечивает активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, организацию образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым слабослышащим и позднооглохшим ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
Особая роль в реализации коррекционно-педагогических задач при реализации АООП принадлежит инструктору по физической культуре и музыкальному руководителю.
Инструктор по физической культуредолжен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта (направление подготовки «Физическая культура») без предъявления требований к стажу работы либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.
Организует создание и реализацию условий совершенствования физического развития и здоровья воспитанников в разных формах организации двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, праздники, спортивные соревнования, подвижные игры и т.п.); сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка; изучает и развивает двигательную сферу ребенка: (общую и мелкую моторику, статический и динамический праксис, координацию и согласованность движений, смысловую организацию движений, умение выполнять действия по показу и речевой инструкции).
Инструктор по физической культуре проводит групповые и индивидуальные занятия с учётом особенностей физического и психического развития слабослышащего и позднооглохшего ребенка, даёт практические советы родителям и педагогам.
Музыкальный руководитель
должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», документ о повышении квалификации в области образования детей с нарушением слуха установленного образца, профессионально владеть техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы.
Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников, определяет содержание музыкальных занятий с учетом диагностики и структуры дефекта ребенка; оказание полимодального воздействия на развитие анализаторных систем (развитие музыкального и фонематического слуха, зрительного восприятия музыкальных образов и передача этих образов в движении); принимает участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума дошкольной образовательной организации по вопросам реабилитации слабослышащих и позднооглохших детей.
Музыкальный руководитель развивает мелодико-интонационную выразительность речи слабослышащего и позднооглохшего ребенка; закрепляет навыки в развитии моторной функции (способствует развитию общей, ручной, пальцевой, моторики, мимики); осуществляет подбор музыкально - терапевтических произведений, речевого, певческого материала, адекватного речевому развитию ребёнка; разрабатывает программу изучения и наблюдения за слабослышащим и позднооглохшим ребенком на музыкальных занятиях; отслеживает динамику развития у ребенка музыкально- ритмических видов деятельности.
Педагог дополнительного образованиядолжен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки» без предъявления требований к стажу работы.
Педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное образование слабослышащих и позднооглохших детей в соответствии с дополнительной общеразвивающей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая электронные образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод слабослышащих и позднооглохших детей. Участвует в разработке и реализации адаптированных образовательных программ.
При необходимости в процессе реализации АООП Организация может временно или постоянно обеспечить (по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии) включение в штатное расписание тьютора, ассистента-помощника.
Требования к квалификации тьютора определены профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», утвержденным Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. № 10н.
Тьютор оказывает педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов слабослышащих и позднооглохших детей со сложной структурой дефекта, в т.ч.:
– выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе дошкольного образования;
– подбор и адаптацию педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
– участие в реализации АООП дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей.
Организация имеет право включать в штатное расписание специалистов по информационно-технической поддержке образовательной деятельности, имеющих соответствующую квалификацию; инженера, имеющего соответствующую квалификацию для обслуживания электроакустической аппаратуры.
Все педагоги дошкольной образовательной организации принимают участие в изучении структуры и содержания ПрАООП ДО для слабослышащих и позднооглохших детей и разработке собственной АООП для образовательной организации (группы) или АОП для индивидуального сопровождения слабослышащего или позднооглохшего ребенка.
В рамках работы с педагогическим коллективом рекомендуется предусмотреть условия для профессионального развития руководящих и педагогических кадров, в т. ч. организацию их дополнительного профессионального образования. В Организации необходимо создать систему информированности педагогов о детях с нарушениями слуха, предусмотреть профилактику синдрома профессионального выгорания, обучать педагогов современным методам и приемам коррекционной работы со слабослышащими и позднооглохшими детьми через постоянную систему консультирования и специальных курсов повышения квалификации.
Консультативную поддержку руководящих и педагогических работников по вопросам образования слабослышащих и позднооглохших детей и коррекции нарушений в их развитии Организация может обеспечивать самостоятельно или с привлечением других организаций и партнеров, в том числе и в условиях сетевого взаимодействия.