Файл: Основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В ситуациях, вызывающих позитивные чувства, взрослый комментирует их, обращая внимание слабослышащих детей на то, что определенные ситуации и действия вызывают положительные чувства удовольствия, радости, благодарности и т. п. Благодаря этому слабослышащие дети учатся понимать собственные действия и действия других людей в плане их влияния на других, овладевая таким образом социальными компетентностями. Взрослым осуществляется поддержка и развитие голосовых и речевых реакций ребенка.

В сфере развития игры

Взрослый выступает организатором игрового поля, игровой среды слабовидящего ребёнка раннего возраста в соответствии с его индивидуально-типологическими особенностями развития. В случае необходимости взрослый знакомит детей с различными игровыми сюжетами, помогает им освоить простые игровые действия, организует несложные сюжетные игры с несколькими детьми.

В сфере социального и эмоционального развития (дети с нарушенным слухом этого возраста воспитываются, как правило, в семье).

Взрослый помогает слабослышащему ребенку найти себе занятия, знакомя его с пространством Организации, имеющимися в нем предметами и материалами. Взрослый поддерживает стремление детей к самостоятельности в самообслуживании.

Для слабослышащих детей, обучение с которыми начато после 1,5 – 2 лет

Взрослые организуют активную совместную деятельность со слабослышащим ребенком, включают его в нее, предлагают ребенку совершать разнообразные действия с предметами и игрушками (следует учитывать, что такой ребенок не умеет играть, он лишь манипулирует с предметами и игрушками).

Взрослый стимулирует и поддерживает интерес слабослышащего ребенка к игровой деятельности. При этом все взаимоотношения ребенка со взрослым осуществляются при помощи взглядов, естественных жестов, действий, голосовых реакций.

Взрослые формируют у слабослышащего ребенка самостоятельность, навыки самообслуживания.

В областипознавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются:

а) для слабослышащих детей, обучение с которыми проводится с первых месяцев жизни - создание условий для ознакомления слабослышащих детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями; развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей;

б) для слабослышащих детей, обучение с которыми начато после 1,5 – 2 лет
основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для ознакомления слабослышащих детей с явлениями и предметами окружающего мира, знакомства с предметными действиями, формирование познавательных способностей.

Для слабослышащих детей, обучение с которыми проводится с первых месяцев жизни:

В сфере ознакомления с окружающим миром

Взрослый знакомит слабослышащих детей с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий; помогает освоить действия с игрушками-орудиями (совочком, лопаткой и пр.).

В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей

Взрослый поощряет любознательность и исследовательскую деятельность слабослышащих детей, создавая для этого специально организованную насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее соответствующими предметами. Для этого можно использовать предметы быта – кастрюли, кружки, корзинки, пластмассовые банки, бутылки, а также грецкие орехи, каштаны, песок и воду. Взрослый с вниманием относится к проявлению интереса слабослышащих детей к окружающему природному миру, к детским вопросам, не спешит давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес.

Для слабослышащих детей, обучение с которыми начато после 1,5 – 2 лет

Как отмечает Н.Д. Шматко, слабослышащие дети, обучение с которыми начато после 1,5 – 2 лет, характеризуются задержкой развития познавательной деятельности, вызванной ограниченностью речевого общения. При этом в ребенке природой заложено стремление к познанию окружающего мира, к общению с близкими с целью удовлетворения познавательных потребностей.

В связи с этим взрослым необходимо формировать у ребенка соответствующий возрасту интерес к окружающему его миру, взаимоотношениям людей, интерес к предметам и действиям с ними.

В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:

а) для слабослышащих детей, обучение с которыми проводится с первых месяцев жизни - создание условий для развития речи у слабослышащих детей в повседневной жизни, развития разных сторон речи (в том числе и письменной) в специально организованных играх и занятиях;

б) для слабослышащих детей, обучение с которыми начато после 1,5 – 2 лет -

организация речевого общения с ребенком как в постоянно повторяющихся ситуациях, так и в ходе специальных игр-занятий, создание условий для развития речи, в том числе письменной.

Для слабослышащих детей, обучение с которыми проводится с первых месяцев жизни:

В сфере развития речи в повседневной жизни

Взрослые внимательно относятся к выражению детьми своих желаний, чувств, интересов, вопросов, терпеливо выслушивают детей, стремятся понять, что ребенок хочет сказать, поддерживая тем самым активную речь детей. Взрослый не указывает на речевые ошибки ребенка, но предлагает правильный образец речи.

Взрослый использует различные ситуации для диалога со слабослышащими детьми, а также создает условия для развития общения детей между собой.

В сфере развития разных сторон речи

Взрослые читают детям книги, учитывая при этом характер нарушения слуха (учитывая уровень слухоречевого развития каждого конкретного ребенка) вместе рассматривают картинки, объясняют, что на них изображено, поощряют разучивание стихов; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество; проводят специальные игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса, развитие грамматического и интонационного строя речи, на развитие планирующей и регулирующей функций речи.

Для слабослышащих детей, обучение с которыми начато после 1,5 – 2 лет (по Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской).

Слабослышащий ребенок, обучение с которым начато после 1,5 – 2 лет, не владеет устной речью: не понимает речь и не говорит. В процессе общения он использует отдельные голосовые реакции, как правило, однообразные и монотонные.

Общение взрослых с таким ребенком связано в первую очередь с уходом за ним и организацией его деятельности: подъем, кормление, одевание, игра. В этих постоянно повторяющихся ситуациях у ребенка появляется понимание речи.

Речь взрослого должна быть естественной, нормального темпа, без утрированной артикуляции звуков, разговорной громкости.

Взрослые постоянно побуждают ребенка к совместному со взрослым проговариванию слов и фраз.

Помимо организации речевого общения с ребенком ежедневно проводятся специальные занятия по развитию речи. В ходе занятий в игровой форме ребенка знакомят со звукоподражательными названиями игрушек и животных, с лепетными и полными словами, обозначающими наиболее часто встречающиеся предметы и явления, а позже – с фразами.

Особую роль приобретает использование письменной речи – письменные таблички, которые являются одним из важнейших вспомогательных средств овладения речью.


Взрослыми проводится работа по развитию неречевого и речевого слуха.

В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются:

а) для слабослышащих детей, обучение с которыми проводится с первых месяцев жизни: создание условий для развития у слабослышащих детей эстетического отношения к окружающему миру, приобщения к изобразительным видам деятельности, приобщения к музыкальной культуре, приобщения к театрализованной деятельности, а также развитие их речи в ходе данной образовательной деятельности;

б) для слабослышащих детей, обучение с которыми начато после 1,5 – 2 лет – общее развитие, знакомство с изобразительной деятельностью, музыкальной культурой.

Для слабослышащих детей, обучение с которыми проводится с первых месяцев жизни:

В сфере развития у детей эстетического отношения к окружающему миру

Взрослые привлекают внимание слабослышащих детей к красивым вещам, красоте природы, произведениям искусства, вовлекают их в процесс сопереживания по поводу воспринятого, поддерживают выражение эстетических переживаний слабослышащего ребенка.

В сфере приобщения к изобразительным видам деятельности

Взрослые предоставляют детям широкие возможности для экспериментирования с материалами (красками, карандашами, мелками, пластилином, глиной, бумагой и др.), знакомят с разнообразными простыми приемами изобразительной деятельности; поощряют воображение и творчество слабослышащих детей.

В сфере приобщения к музыкальной культуре

Взрослые создают в Организации и в групповых помещениях музыкальную среду с использованием специальных приборов и оборудования, органично включая музыку в повседневную жизнь слабослышащих детей.

В сфере приобщения детей к театрализованной деятельности

Взрослые знакомят детей с театрализованными действиями в ходе разнообразных игр, инсценируют знакомые детям сказки, стихи, организуют просмотры театрализованных представлений. Побуждают слабослышащих детей принимать посильное участие в инсценировках, беседуют с ними по поводу увиденного.

Для слабослышащих детей, обучение с которыми начато после 1,5 – 2 лет:

С ребенком проводят занятия по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности.


Взрослыми внимание ребенка привлекается к музыкальным звучаниям. Взрослый поет ребенку, предлагает ему звучащие игрушки, по возможности исполняет мелодии на музыкальном инструменте.

Занятия по изобразительной деятельности проводятся как воспитателем, так и родителями слабослышащего ребенка.

В области физического развития основными задачами образовательной деятельности являются:

а) для слабослышащих детей, обучение с которыми проводится с первых месяцев жизни: создание условий для укрепления здоровья слабослышащих детей, становления ценностей здорового образа жизни; развития различных видов двигательной активности; формирования навыков безопасного поведения;

б) для слабослышащих детей, обучение с которыми начато после 1,5 – 2 лет – общее развитие,создание условий для укрепления здоровья слабослышащих детей, формирование двигательной активности.

Для слабослышащих детей, обучение с которыми проводится с первых месяцев жизни:

В сфере укрепления здоровья слабослышащих детей, становления ценностей здорового образа жизни

Взрослые организуют правильный режим дня, приучают детей к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме объясняют, что полезно и что вредно для здоровья.

В сфере развития различных видов двигательной активности

Взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием, как внутри помещений Организации, так и на внешней ее территории (горки, качели и т. п.) для удовлетворения естественной потребности детей в движении, для развития ловкости, силы, координации и т. п. Проводят подвижные игры, способствуя получению детьми радости от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, правильной осанки.

Вовлекают слабослышащих детей в игры с предметами, стимулирующими развитие мелкой моторики.

В сфере формирования навыков безопасного поведения

Взрослые создают в Организации специально организованную безопасную среду, а также предостерегают слабослышащих детей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Требования безопасности не должны реализовываться за счет подавления детской активности и не должны препятствовать деятельностному исследованию мира.

Для слабослышащих детей, обучение с которыми начато после 1,5 – 2 лет:

Взрослыми создаются условия для того, чтобы на утренней зарядке, специальных физкультурных занятиях, прогулках, в подвижных играх ребенок упражнялся в ходьбе, равновесии, ползании, лазанье, бросании и катании мяча, беге и прыжках.