Файл: Основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АООП строится на основе общих закономерностей развития личности слабослышащих и позднооглохших детей с учетом сенситивных периодов в их развитии.
Дети с нарушенным слухом в сенсорном развитии могут иметь качественно неоднородные уровни двигательного, речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры АООП Организации, реализуемой с участием слабослышащих и позднооглохших детей, должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.
АООП предусмотрена система мониторинга динамики развития слабослышащих и позднооглохших детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
– карты развития слабослышащих и позднооглохших детей;
– различные шкалы индивидуального развития слабослышащих и позднооглохших детей.
АООП предоставляет Организации право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.
В соответствии со Стандартом и принципами АООП оценка качества образовательной деятельности по Адаптированной программе:
1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации слабослышащих и позднооглохших детей;
2) учитывает факт разнообразия путей развития слабослышащих и позднооглохших детей в условиях современного постиндустриального общества;
3) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей;
4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи, образовательной организации и для педагогов Организации в соответствии:
– с разнообразием вариантов развития слабослышащих и позднооглохших детей в дошкольном детстве,
– разнообразием вариантов образовательной и коррекционно-реабилитационной среды,
– разнообразием местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации;
5) представляет собой основу для развивающего управления программами дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей на уровне Организации, учредителя, региона, страны, обеспечивая тем самым качество адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования в разных условиях их реализации в масштабах всей страны.
Система оценки качества реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей на уровне Организации должна обеспечивать участие всех участников образовательных отношений и в то же время выполнять свою основную задачу – обеспечивать развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями Стандарта.
АООП предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
-
диагностика развития слабослышащих и позднооглохших детей, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы со слабослышащими и позднооглохшими детьми по Адаптированной программе; -
внутренняя оценка, самооценка Организации; -
внешняя оценка Организации, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.
На уровне образовательной организации система оценки качества реализации Адаптированной программы решает задачи:
-
повышения качества реализации программы дошкольного образования; -
реализации требований Стандарта к структуре, условиям и целевым ориентирам основной образовательной программы дошкольной организации; -
обеспечения объективной экспертизы деятельности Организации в процессе оценки качества адаптированной программы дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей; -
задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития самой Организации; -
создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в Организации является оценка качества психолого-педагогических условий реализации АООП, и именно психолого-педагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне Организации. Это позволяет выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии со Стандартом посредством экспертизы условий реализации АООП.
Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует ребенок с ограниченными возможностями здоровья, его семья и педагогический коллектив Организации.
Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации Организации материал для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над АООП ДО, которую они реализуют. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений основной образовательной программы, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности.
Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности Организации, предоставляя обратную связь о качестве образовательных процессов Организации.
Система оценки качества дошкольного образования:
– должна быть сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации адаптированной основной образовательной программы в Организации в пяти образовательных областях, определенных Стандартом;
– учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным образованием со стороны семьи слабослышащих и позднооглохших детей;
– исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы Организации;
– исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;
– способствует открытости по отношению к ожиданиям слабослышащих и позднооглохших детей, семьи, педагогов, общества и государства;
– включает как оценку педагогами Организации собственной работы, так и независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации;
– использует единые инструменты, оценивающие условия реализации программы в Организации, как для самоанализа, так и для внешнего оценивания.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения
В содержательном разделе представлены:
‑ описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и психофизическими особенностями слабослышащих и позднооглохших детей в пяти образовательных областях: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. При разработке образовательных программ дошкольного образования могут использоваться образовательные модули по образовательным областям (направлениям развития детей дошкольного возраста) на основании единства и взаимосвязи содержания образовательной программы, форм, методов и средств образовательной деятельности, а также организации образовательной среды, в том числе развивающей предметно пространственной, представленные в комплексных и парциальных программах;
‑ описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации АООП с учетом психофизических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей слабослышащих и позднооглохших детей, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;
‑ программа коррекционно-развивающей работы с детьми, описывающая образовательную деятельность по коррекции нарушений развития слабослышащих и позднооглохших детей.
Способы реализации образовательной деятельности определяются климатическими, социально-экономическими условиями субъекта Российской Федерации, местом расположения Организации, педагогическим коллективом Организации. При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать общим и специфическим принципам и подходам к формированию АООП, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание неравномерность психофизического развития, особенности развития слабослышащих и позднооглохших детей, значительные индивидуальные различия между детьми, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников.
Данная ПрАООП может реализовываться:
а) в группах компенсирующей направленности, в том числе в группах для детей со сложными (комплексными) нарушениями развития (воспитываются только дети с нарушенным слухом) – обучение по примерной адаптированной основной образовательной программе;
б) в группах комбинированной направленности (воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом) – обучение по ПрАООП на фронтальных и индивидуальных занятиях сурдопедагога со слабослышащими и позднооглохшими детьми и по ООП для нормально развивающих детей на совместных занятиях слышащих детей и детей с нарушенным слухом;
в) в группах общеразвивающей и оздоровительной направленности (воспитываются слышащие дети и 1-2 ребенка с нарушенным слухом с высоким уровнем общего и слухоречевого развития ) – обучение по основной образовательной программе с индивидуальным сопровождением на совместных занятиях с нормально развивающимися детьми и по ПрАООП на подгрупповых и индивидуальных занятиях сурдопедагога и других специалистов.
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы приводится с учетом психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей слабослышащих и позднооглохших детей, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям Стандарта и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, возраста слабослышащих и позднооглохших детей, состава групп, особенностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей).
Примером вариативных форм, способов, методов организации образовательной деятельности могут служить такие формы как образовательные ситуации, предлагаемые для группы детей, исходя из особенностей их речевого развития (занятия), различные виды игр и игровых ситуаций, в том числе сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра, дидактическая и подвижная игра, в том числе, народные игры, игра-экспериментирование и другие виды игр; взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; праздники, социальные акции т.п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов. Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.
Любые формы, способы, методы и средства реализации Программы должны осуществляться с учетом базовых принципов ФГОС ДО и раскрытых в разделе 1.1.2 принципов и подходов Программы, т. е. должны обеспечивать активное участие ребенка с нарушением речи в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия и общения и др.
При подборе форм, методов, способов реализации Программы для достижения планируемых результатов, описанных в ФГОС ДО в форме целевых ориентиров и представленных в разделе 1.2. Программы, и развития в пяти образовательных областях необходимо учитывать общие характеристики возрастного развития слабослышащих и позднооглохших детей и задачи развития для каждого возрастного периода.