Файл: Основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2.1. Младенческий и ранний возраст
Основной задачей в период младенческого и раннего возраста слабослышащего ребенка является формирование его базового доверия к миру, к людям и к себе. Создание и поддерживание позитивных и надежных отношений, в рамках которых обеспечивается развитие надежной привязанности и базовое доверие к миру как основы здорового психического и личностного развития, является важной задачей взрослых. Ключевую роль при этом играет эмоционально насыщенное общение слабослышащего ребенка со взрослым. Особое значение для данного возрастного периода имеет поддержка потребности в поиске, развитие предпосылок ориентировочно-исследовательской активности слабослышащего ребенка.
Младенческий возраст (2-12 месяцев)
В первом полугодии жизни слабослышащего ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: развития надежной привязанности как условия здорового психического и личностного развития на протяжении всей жизни; развития базового доверия к миру; развития эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка младенческого возраста со взрослым; познавательной активности по отношению к предметному окружению и предпосылок ориентировочно-исследовательской активности; физического развития слабослышащего ребенка.
В ходе эмоционального общения на данном возрастном этапе закладываются потенциальные возможности дальнейшего развития слабослышащего ребенка, создается основа для формирования таких личностных характеристик, как положительное самоощущение, инициативность, любознательность, доверие и доброжелательное отношение к окружающим людям.
В области социально-коммуникативного развития
Взрослый удовлетворяет потребность слабослышащего ребенка в общении и социальном взаимодействии: обращается к ребенку с улыбкой, ласковыми словами, бережно берет на руки, поглаживает, отвечает на его улыбку и вокализации, реагирует на инициативные проявления ребенка, поощряет их. Создает условия для положительного самовосприятия слабослышащего ребенка: обращается по имени, хвалит, реагирует на проявления недовольства ребенка, устраняет его причину (пеленает, переодевает, кормит и др.), успокаивает.
Взрослый способствует предречевому развитию слабослышащего ребенка: сопровождает ласковой речью все свои действия в ходе режимных моментов, комментирует действия ребенка, называет предметы, игрушки, организует эмоциональные игры, напевает песенки.
Для социально-коммуникативного развития ребенка необходимо создание условий, в которых он может слышать речь близких, себя, звуки окружающего мира. Важно осуществлять поддержку гуления и подготавливать к его переходу к лепету.
В области познавательного развития
Взрослый создает специальные условия для обогащения слабослышащего ребенка новыми впечатлениями, поддерживает проявления любознательности: помещает в поле зрения и досягаемости ребенка игрушки и предметы разной формы, величины, цвета, фактуры, звучания; после того, как младенцу исполнится 3 месяца, вкладывает игрушку ему в ручку; время от времени носит ребенка на руках, показывает и называет предметы, находящиеся в помещении.
В области физического развития
Взрослый способствует росту, укреплению здоровья, мышечного тонуса, развитию движений слабослышащего ребенка: организует питание, правильный режим сна и бодрствования, прогулок; проводит гимнастику, массаж и пр.
Во втором полугодии основные задачи образовательной деятельности состоят в создании специально организованных условий для: развития предметно-манипулятивной и познавательной активности; ситуативного-действенного общения слабослышащего ребенка со взрослым; развития речи слабослышащего ребенка (переходу от гуления к лепету и его развитие); приобщения ребенка к художественно-эстетическим видам деятельности; развития первых навыков самообслуживания; физического развития ребенка.
В области социально-коммуникативного развития
Взрослый удовлетворяет потребность слабослышащего ребенка в общении и социальном взаимодействии: играет с ребенком, используя различные предметы. Активные действия ребенка и взрослого при этом чередуются. Взрослый показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу слабослышащего ребенка в общении и предметно-манипулятивной активности, поощряет его действия.
Взрослый способствует развитию у слабослышащего ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям; создает безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве, проявлениями интереса детей друг к другу, взаимодействием детей, называет детей по имени, комментируя происходящее. Взрослый поддерживает стремление ребенка к самостоятельности в овладении навыками самообслуживания.
Для социально-коммуникативного развития ребенка необходимо создание условий, в которых он может слышать речь близких, себя, звуки окружающего мира. Важно способствовать переходу от гуления к лепету, поддерживать звуковую активность малыша.
В области познавательного развития
Взрослый способствует развитию любознательности слабослышащего ребенка: создает специально организованную среду, обогащает ее предметами, которые можно исследовать и/или с которыми можно экспериментировать (разбирать на части, соединять и разъединять детали, складывать, выкладывать, извлекать звуки и пр.). На регулярных прогулках взрослый наблюдает за проявлениями детского любопытства, интереса к природным объектам, разделяя детское удивление и интерес, называя объекты, которые привлекают внимание детей, вместе с ребенком рассматривает камешки, листья, цветы и т. п.
В области речевого развития
Взрослый в процессе взаимодействия со слабослышащим ребенком внимательно относится к попыткам ребенка выразить свои желания, потребности и интересы, тем самым поощряя начало активной речи. Он пытается понять, чего хочет слабослышащий ребенок, и вербализирует то, что тот хочет «сказать» или спросить. В ходе общения и игр взрослый стимулирует понимание ребенком речи. Взрослый выступает организатором игрового поля, игровой среды ребёнка в соответствии с его индивидуально-типологическими особенностями развития. Взрослыми осуществляется поддержка и развитие лепета у ребенка, понимание слов и фраз в узкой определенной ситуации, стимулируются собственные «высказывания» малыша.
В области художественно-эстетического развития
Взрослый организует предметно-пространственную среду, заполняя ее необходимым оборудованием, предметами и материалами – музыкальными инструментами, репродукциями картин, бумагой, мелками, карандашами, красками и т. п.
Взрослый организует прослушивание детьми фрагментов музыкальных произведений; демонстрирует звучание детских музыкальных инструментов, побуждает пританцовывать и/или позволяет детям свободно двигаться под музыку. Взрослый рассматривает вместе со слабослышащими детьми картинки, репродукции картин; рисует в присутствии детей, побуждая их тем самым к собственной изобразительной деятельности; предоставляет детям возможность использовать все материалы для самовыражения и/или экспериментирования. Взрослый поддерживает и развивает эмоциональные голосовые реакции ребенка в процессе восприятия звучания, предметов, картинок.
В области физического развития
Прежде всего, взрослый способствует двигательному развитию слабослышащего ребенка, организует полноценное питание, режим дня, включающий сон и регулярное пребывание на свежем воздухе, время от времени проводит массаж.
На данном этапе следует придавать особое значение развитию крупной и мелкой моторики.
В области крупной моторики
Взрослый поощряет самостоятельную активность и развитие свободного движения; организует безопасную предметно-пространственную среду, способствующую развитию свободной двигательной активности, самостоятельному перемещению слабослышащего ребенка в помещении, попыткам делать первые шаги.
Для развития здоровой пространственной координации и двигательного аппарата слабослышащего ребенка важно, чтобы ребенок учился перемещению в пространстве и прямостоянию самостоятельно, без активного вмешательства взрослых. Необходимо предоставлять ребенку возможность развиваться по индивидуальной траектории моторного развития.
Необходимо помнить, что сроки развития прямостояния у разных детей сильно варьируются в возрастном диапазоне от 10 месяцев до 1,5 и более лет.
В области мелкой моторики
Взрослый насыщает среду предметами из разнообразных материалов (дерева, пластмассы, материи, шерсти и т. п.) различной величины и формы, ощупывание которых способствует развитию мелкой моторики слабослышащего ребенка. При этом необходимо учитывать требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей. Развитию мелкой моторики способствует также экспериментирование с карандашами, мелками и т.п..
Ранний возраст (1-3 года)
При определении содержания пяти образовательных областей необходимо учитывать время начала обучения, проведения коррекционно-развивающей работы с ребенком (с первых месяцев жизни или после 1,5 – 2-х лет). В связи с вышеизложенным содержание ПрАООП относительно детей раннего возраста будет развиваться в двух направлениях в каждой образовательной области.
В области социально-коммуникативного развития:
а) для слабослышащих детей, обучение с которыми проводится с первых месяцев жизни основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для развития общения слабослышащего ребенка со взрослым, общения слабослышащего ребенка с другими детьми, игры, навыков самообслуживания;
б) для слабослышащих детей, обучение с которыми начато после 1,5 – 2 лет основными задачами образовательной деятельности являются установление коммуникации со взрослым и сверстниками, дальнейшее развитие зрительного и слухового сосредоточения, формирование навыков игры, самообслуживания.
Для слабослышащих детей, обучение с которыми проводится с первых месяцев жизни:
В сфере развития общения со взрослым.
Взрослый удовлетворяет потребность слабослышащего ребенка в общении и социальном взаимодействии, поощряя ребенка к активной речи. Взрослый не стремится искусственно ускорить процесс речевого развития. Он играет с ребенком, используя различные предметы, при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу слабослышащего ребенка в общении и предметно-манипулятивной активности, поощряет его действия.
Способствует развитию у слабослышащего ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: подносит ребенка к зеркалу, обращая внимание ребенка на детали его внешнего облика, одежды; учитывает возможности ребенка, поощряет достижения ребенка, поддерживает инициативность и настойчивость в разных видах деятельности.
Взрослый способствует развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям: создает безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве, поощряет проявление интереса детей друг к другу и просоциальное поведение, называя детей по имени, комментируя (вербализируя) происходящее. Особое значение в этом возрасте приобретает вербализация различных чувств детей, возникающих в процессе взаимодействия: радости, злости, огорчения, боли и т. п., которые появляются в социальных ситуациях. Взрослый продолжает поддерживать стремление ребенка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания. Взрослым осуществляется поддержка и развитие голосовых и речевых реакций ребенка.
В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками
Взрослый наблюдает за спонтанно складывающимся взаимодействием слабослышащих детей между собой в различных игровых и/или повседневных ситуациях; в случае возникающих между детьми конфликтов не спешит вмешиваться; обращает внимание детей на чувства, которые появляются у них в процессе социального взаимодействия; утешает детей в случае обиды.