Файл: Российская система социального обеспечения современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 2977
Скачиваний: 136
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: «Российская система социального обеспечения: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития».
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОГБПОУ «КТТ»
______________ Н.Н. Рыков
«_____»___________________2023 г
ЗАДАНИЕ
на выполнение выпускной квалификационной работы
Студенту (ке)_________________________________________________________
-
Тема выпускной квалификационной работы ___________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
утверждена приказом № ___ от «___»______________202__г.
-
Срок сдачи студентом законченной выпускной квалификационной работы __________________
-
Исходные данные__________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Перечень подлежащих разработке задач/вопросов______________________ _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 Перечень иллюстративного/практического материала
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выдачи задания «_____» _______________ 202__ г.
Руководитель_____________________(подпись)
Задание принял к исполнению «___» ___________202__ г.
___________________ (подпись студента)
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................4 Глава 1. Современная система социального обеспечения в РФ.....................................7
Глава 2. Развитие пенсионной системы в России как составляющей социального обеспечения и виды социального обеспечения..............................................................19 2.1. Пенсионная система РФ............................................................................................19 2.2. Современное состояние и направление дальнейшего развития системы социального обеспечения в РФ........................................................................................29 2.3. Правовое понимание социального обеспечения.....................................................38 2.4. правовые проблемы российской системы социального обеспечения..................49 2.5. Российская система социального обеспечения: проблемы и их решение…….. 61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................69 Список используемой литературы……………………………………………………72 | ||||||||||||||||
| | | | | Дипломная работа | |||||||||||
| | | | | ||||||||||||
Изм | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||||||||||||
Разработал | Мухин Н.Д. | | | Современные проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства | Лит | Лист | Листов | |||||||||
Руководитель | Терехина Р.П. | | | |||||||||||||
Т. Контр. | | | | | | | 3 | | ||||||||
Н. Контр. | | | | ОГБПОУ «КТТ»группа ПР-31 | ||||||||||||
Утвердил | | | |
ВВЕДЕНИЕ
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества.
Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым.
В схемантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества».
Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение.
Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия — экономическая и правовая.
Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан).
Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.
Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно на нескольких порой мало совместимых критериях, в частности на экономическом и субъектном.
Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства.
К числу субъектов, Которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан.
Социальное обеспечение может быть определено как любая программа социальной защиты, установленная законодательством или любым другим обязательным соглашением, которое обеспечивает людям определенную степень уверенности в доходе, когда они сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами, связанными с преклонным возрастом, потерей кормильца, нетрудоспособностью, инвалидностью, безработицей или воспитанием детей.
Он также может предложить доступ к лечебной или профилактической медицинской помощи.
Актуальность представленной темы предопределяется возрастающей численностью субъектов права на социальное обеспечение и социальное обслуживание.
Объектом выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере социального обеспечения и обслуживания, граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предметом выступают правовые нормы, регламентирующие порядок и условия социального обеспечения и обслуживания; граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, проблемные вопросы в данной сфере.
Целью дипломной работы являлась оценка ролисоциальногообслуживания исоциального обеспеченияи их реализация в современном обществе.
К задачам можно отнести следующее:
1. Изучить работу государственной системы социального обеспечения
2. Рассмотреть Государственное управление в области социальной защиты населения
3. Выяснить Современное состояние и направление дальнейшего развития системы социального обеспечения в РФ
4. Дальнейшего развития системы социального обеспечения РФ
5. Исследовать Российскую систему социального обеспечения.
Теоретической основой исследования послужили классические и современные труды специалистов различных областей знаний, законодательные и нормативно правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области социальной защиты населения.
Структурна работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ
-
Общая характеристика социального обеспечения в РФ
Право на социальное обеспечение – одно из основных конституционных прав граждан. В гл. 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина, ему отведена специальная норма.
Согласно статье каждому гарантируетсяя социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Там же предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Закрепленные в Конституции гарантии социального обеспечения соответствуют положениям международно – правовых актов: Всеобщей декларации прав человека, Междунного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка, и т. д.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определенных социальныхрисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.
Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов – интернатов и др. социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и д.р.).
Государство проводит полтитик, направленную на предоставление социальной защиты гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, однако остается много нерешенных вопросов, связанных с их социальным обеспечением.
Сохраняется высоким уровень бедности (25% общей численности населения), основной группой бедного населения остаются семьи с детьми (около 60% всех бедных семей).
Среди крайне бедных семей (со среднедушевыми распологаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума в 2 и более раза) семьи с детьми составляют около 70%. Остро стоит вопрос детской беспризорности и безнадзорнасти. Сложная ситуация с детской беспризорностью в Москве, ставшей с конца 20 в. крупнейшим центром неконтролируемой миграции.
На общем фоне роста наркотизации населения особую тревогу вызывает увеличивающееся потребление наркотических и психотропных веществ подростками. В 2001 году к уголовной ответственности за нарко – преступления привлечено св. 5,5 тыс. несовершеннолетних.
Численность иналидов составила в начале 21 в. более 10 млн. человек. Для них не создана полноценная система удолетворения специфических потребностей, связанных с инвалидностью, что приводит к вытеснению инвалидов из разл. сфер деятельности изоляции от общества.
Работу имеют 14,8% инвалидов трудоспособного возраста. Более 140 тыс. инвалидов нуждаютс в автономных средствах передвижения; их потребности в технических средствах, облегчающих труд и быт, удолетворяются в минимальных объемах.
Для возрастной структуры населения характерно динамичное увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста, что соответствует общемировому процессу старения населения, Нуждаются в разл. видах помощи около 5 млн. граждан старших возрастов, из них 1,5 млн. человек – в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, около 300 тыс. человек – в социально – медицинских услугах на дому. Нуждающихся в стационарном социальном обеспечении – 20 тыс. престарелых граждан, из которых более 6 тыс. человек стоит на очереди более 1 года.
Создана и действует сеть из более чем 12 тыс. учреждений социального обслуживания, оказывющихуслуги разным категориям и группам населения.
Организация социального обслуживания требует значительных затрат.
Помимо стационарного социального обслуживания развивается предоставление социальных услуг в др. формах: социальное обслуживание на дому престарелых, инвалидов, детей-инвалидов.
Применение механизмов финансирования организаций по факту предоставления услуг и обеспечение более широкого распространения практики гос. социального заказа позволят сократить число неэффективных учреждений социального обслуживания, а высвобождаемые средства частично направить на финансирование наиболее востребованных социальных услуг.
С конца 1990-х гг. формируется система социальной поддержки семьи, женщин и детей. Её элементы: система прямой государственной поддержки семей с детьми; профилактика семейного неблагополучия; безнадзорности детей и подростков; обеспечение равенства прав мужчин и женщин и возможностей для их осуществления.
Решение ряда проблем детства обеспечивается специальными федеральными целевыми программами. Так, программа «Дети России» включает ряд подпрограмм: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; дети-инвалиды; дети-сироты и др.
Федеральные целевые программы действуют также в области социальной защиты пожилых – «Старшее поколение», инвалидов – «Социальная поддержка инвалидов».
Новый вид социального учреждения – кризисный центр для женщин, на базе которого ведётся поиск путей организации работы по предотвращению насилия и нормализации взаимоотношений в семье.