Файл: Российская система социального обеспечения современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 2981
Скачиваний: 136
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В современном российском социуме государство не является исключительным собственником средств производства. Это обусловливает особую модель социального государства, в рамках которой сложно выстраивать справедливое соотношение рыночных начал и государственной социальной поддержки. Тем не менее перераспределение производимой продукции для защиты уязвимых слоев населения является исполнением конституционной обязанности государства и мерилом его социальной сущности. Специалисты справедливо подчеркивают, что «главная задача государства заключается в справедливом перераспределении благ, предоставления услуг и обеспечения прав обездоленных слоев населения» . Однако, как мы считаем, решению этой задачи не способствует либеральная концепция социально-экономического развития общества. В России сложилась ничем не оправданная диспропорция в материальном обеспечении граждан. По материалам счетной палаты, 71 % жителей страны владеют лишь немногим более 3 % собственности, тогда как 5 % богатых завладели 72,5 % собственности . О положительной социальной динамике нельзя говорить при пятикратном превышении норм эксплуатации труда относительно стран Западной Европы. Низкая доля участия государства в перераспределении созданного валового продукта привела к заработной плате, которая многократно ниже оплаты труда многих европейских стран . Как видно, основные индикаторы социального качества в российской действительности подчеркивают нерешенность важнейших условий социального обеспечения человека. Как результат - явное противоречие между социальной сущностью государства и конституционными обязанностями. В таких условиях государству сложно реализовать сбалансированность экономических возможностей и объемы гарантированных социальных благ.
Заметим, что стремление сбалансировать рыночные начала и государственную систему социального обеспечения всегда являлось центральной политикой практически всех европейских стран, особенно тех стран, которые придерживаются концепции «государство благосостояния» . Данная концепция, по мнению ученых, постоянно видоизменялась в поисках приемлемой модели экономического развития и новых сущностных черт природы социального государства, выдвигаемых реальной практикой. Е.А. Лукашева справедливо отмечает: «... социальное государство не является статичным. Находясь в постоянном движении, в непрерывно меняющихся условиях, концепция социального государства нуждается в постоянных пересмотрах и адаптациях» . При этом подчеркивается необходимость продолжения противостояния сторонников концепции «социального государства» и тех, кто отстаивает либеральную концепцию о необходимости «предельно сузить социальную деятельность государства и круг лиц, подлежащих социальной защите» [4]. Аргументы противников концепции «социально ответственного государства» кроются в отстаивании неолиберального характера экономики в условиях глобализации, в которой роль государства должна быть сведена к минимуму.
Заметим, что данная тенденция о приоритете либеральной экономики характеризует в целом и ситуацию в российском обществе. Между тем даже специалисты, далекие от концепции «социального государства», критикуют неолиберальную модель экономического развития. Например, создатель европейского фонда социального качества А. Волкер в своей критике отмечает, что в условиях неолиберальной глобализации «мировая конкуренция означает, что налоги и социальные расходы должны быть снижены и что традиционная формула благосостояния общества не подходит для мира, в котором неустойчивости и дифференциации - норма жизни» [1]. Несмотря на такое противостояние двух концепций, по сведениям специалистов, ведущие европейские государства стремятся сбалансировать рыночные начала и государственную социальную поддержку.
Для России эта проблема имеет куда более глубокие корни. Европейские страны шли к реализации концепции социального государства столетиями, постоянно корректируя ее под давлением общественных движений. В России эта проблема еще далека от постановки. В российском обществе проблема сбалансирования экономического развития и государственной социальной поддержки касается другого аспекта - обеспечения синхронности базовых направлений реформ: экономической, социальной, культурной. Не решив эту проблему, невозможно обеспечить баланс экономического развития и государственной социальной поддержки. Необходимость обеспечения синхронного развития ключевых направлений реформ диктуется логикой и масштабами общественных преобразований в русле демократического устройства, на что претендует современная Россия. К тому же обеспечение гармоничного развития всех сфер общества вписывается в контекст выдвинутой главой государства общенациональной идеи - создание конкурентоспособности страны. Ведь «конкурентоспособность» предполагает не только экономический аспект. Не менее важны социальный, интеллектуальный и культурный компоненты. Для реализации общенациональной идеи потенциала у России предостаточно, было бы желание использовать интеллектуальную силу и собственные ресурсы народа и обеспечить синхронность факторов, объединяющих идею «конкурентоспособности». Совершенно очевидно, что это прерогатива государства. В современном глобализирующемся мире зреющие социальные тенденции Россия в состоянии преодолеть только путем повышения удельного веса государственных средств производства и ответственности государства за создание регулирующих механизмов, вводящих рыночные отношения в цивилизованные рамки. Поскольку государство предназначено для выражения общенациональных интересов, общество не может обходиться без государственного регулирования развития сфер экономики. «Даже во времена высшего расцвета экономической свободы, - пишет Г. Пайпс, - правительство повсюду так или иначе вмешивалось в экономические и социальные дела: бездеятельное государство - понятие столь же мифическое, как и первобытный коммунизм» . Регулирующая роль государства будет решающим фактором укрепления материальных устоев общества и на этой основе - создания эффективной системы социального обеспечения.
В этих условиях усиливается потребность в поисках оптимального баланса свободы предпринимательства, частной инициативы и социальной справедливости, социальных обязательств государства перед человеком. Отдельные авторы основную причину неэффективности системы социального обеспечения видят в несправедливом распределении собственности, созданной всем народом, оказавшейся в руках небольшого круга людей [8]. Ввиду того что по своей экономической природе отношения по социальному обеспечению являются отношениями по перераспределению созданного материального богатства в пользу людей социального риска, то и выделяемые государством для этих целей материальные средства должны определяться исходя из экономических возможностей государства. При этом следует отметить, что государство, даже экономически развитое, не в состоянии удовлетворить в полном объеме разнообразные потребности людей. Исходя из этого «... объем социальных благ, предоставляемых через систему социального обеспечения, жестко нормируется путем законодательного закрепления круга обеспечиваемых, видов обеспечения, условий их предоставления и размеров» . Такое нормирование считается важным механизмом, с помощью которого вся система работает для достижения цели повышения благосостоянии населения. Эффективность функционирования системы зависит от того, насколько она научно обоснована и социально справедлива.
В этой связи важное теоретическое значение приобретает понятие социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность. Социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей пожилых, больных, инвалидов, детей, безработных, всех членов общества и обеспечения нормального воспроизводства рабочей силы . Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретных исторических условий, в которых оно организуется. В его основе лежат такие устойчивые признаки, как объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, источники социального обеспечения, правила предоставления социального обеспечения, закрепленные в социально-правовых нормах. В науке под социальным обеспечением принято понимать форму выражения социальной политики государства, направленную на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. Исходя из этого определения к системе социального обеспечения следует относить все виды пенсий, пособий, компенсаций, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В рамках разных организационно-правовых форм представляются разные виды социального обеспечения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная защита населения – это система принципов, методов,законодательно установленных государством социальных гарантий,мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальныхусловий жизни, удовлетворение потребностей, поддержаниежизнеобеспечения и деятельного существования личности, различныхсоциальных категорий и групп. 18Система социальной защиты населения включает в себя: социальноеобеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь).Важнейшей составной частью социальной защиты населения являетсяинститут органов социальной работы. Цель их деятельности – проведение политики государства,направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей междуразличными уровнями организационной системы, призванной формироватьсоциальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальнымижизненными благами для удовлетворения из потребностей, развиватьэкономическую самостоятельность в управлении. Важную роль играют системы регионального социальногообеспечения, которые позволяют существенно дополнять во многих регионахстраны уровень государственных пенсий и пособий за счет дополнительныхвыплат и компенсаций. За их счет предоставляются и различные дополнительные мерысоциальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг, медицинскогообслуживания. 18 Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс46
Основная задача органов социальной защиты реализуется: благодаряоказанной помощи (денежной, натуральной и в виде мер социальнойподдержки) наиболее незащищенным слоям населения в значительной мереснижена социальная напряженность в области; • оказание социальной помощи основывается на принципе адресности иудовлетворяет потребности всех остро нуждающихся граждан; • в приоритетном порядке все виды социальной помощи оказываютсяодиноким пожилым людям, инвалидам, детям-инвалидам, многодетнымсемьям из числа остро нуждающихся;• осуществление неотложных мер по повышению социальнойзащищенности отдельных категорий малоимущих граждан и семей снесовершеннолетними детьми все больше носит системный характер. Вместес тем, переход к рыночным отношениям в обществе влечет необходимостьсовершенствования системы социальной защиты населения.
В заключение можно отметить, что Российская система социального обеспечения является важным элементом государственной политики, направленной на защиту населения. Однако, ее современное состояние свидетельствует о том, что существуют ряд проблем, требующих решения.
Одна из основных проблем – нехватка финансирования социальных программ и услуг. Недостаточное финансирование может привести к ухудшению качества услуг и ограничению доступа к ним, что негативно скажется на жизни людей.
Другая проблема – недостаточная эффективность системы социального обеспечения. Для решения этой проблемы необходимо совершенствовать механизмы ее функционирования, разрабатывать новые формы поддержки населения и улучшать качество предоставляемых услуг.
Также следует отметить, что для дальнейшего развития системы социального обеспечения необходимо решать правовые проблемы, связанные с ее функционированием. В частности, необходимо улучшить законодательную базу, совершенствовать процедуры получения социальных услуг и поддержки.
В целом, Российская система социального обеспечения имеет свои проблемы, но она является важным элементом государственной политики и должна продолжать развиваться в интересах населения. Для этого необходимо решать имеющиеся проблемы и совершенствовать механизмы ее функционирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
-
Конституция РФ, принята всенародным голосованием от 12.12.1993// Собрание Законодательства РФ.- N 15.- Ст. 1691. -
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (действующая редакция от 01.09.2013) // Российская газета. - 2001. - 31 декабря. -
О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федер. закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1995.- № 21. Ст. 1929. -
О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год: Федеральный закон от 3.12.2012 № 219-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2010.- № 52 (1 ч.).-Ст. 5500. -
Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей: Постановление Правительства от 30.12.2006 № 865. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1929; 2006, N 50, ст. 5285