Файл: Российская система социального обеспечения современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 2982
Скачиваний: 136
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Немалым потенциалом отличается дополнительное негосударственное социальное обеспечение и благотворительность.
В России этот сектор составляет около 70 тыс. общественных объединений (тогда как в США, напр., 1,2 млн.). Особое значение приобретает эффективное распределение и использование средств, направляемых на социальные цели. Деятельность некоммерческих организаций нередко обеспечивает более эффективное расходование бюджетных средств, а объединение государственных и частных средств даёт мультипликативный эффект привлечения ресурсов из внебюджетных источников.
Одно из ключевых условий социальной стабильности общества – эффективная адресная поддержка семей с низким уровнем доходов. Действующая система выявления и социальной поддержки семей и населения, находящихся в зоне риска, в виде льгот и пособий нуждается в реформировании и адаптации к условиям рыночной экономики, т. к. сохранение такой системы ведёт к дестимулированию труда, провоцируя рост бедности.
Социальные льготы и выплаты предоставляются в основной по категориальному принципу, независимо от материального положения и трудоспособности получателей.
Основная часть данных социальных трансфертов идёт на поддержку групп населения с доходами выше прожиточного минимума. В малообеспеченные семьи попадает менее 20% общего объёма социальных льгот и выплат.
Совершенствование системы социальной поддержки малоимущих связано с решением двух проблем:
1) преобразованием системы гос. льгот и выплат;
2) законодательным оформлением и практическим применением принципов назначения социальных трансфертов на адресной основе.
Принципы реформирования системы социальных льгот населению:
-
сохраняется право на назначение и предоставление социальных льгот и выплат населению за счёт собственных средств регионов и хозяйствующих субъектов; -
отдельные социальные льготы, предоставляемые по профессиональной принадлежности льготника, отменяются с одновременным повышением заработной платы или переводятся в форму компенсационных выплат; -
на данном этапе льготы сохраняются у категорий граждан, имеющих особые заслуги перед отечеством, а также тем категориям населения, которым экономические условия не позволяют прямым способом значительно повышать доходы (инвалиды, ветераны и инвалиды ВОВ и др.); -
остальным льготным категориям населения социальные льготы будут переводиться в одну из форм социальной помощи и предоставляться строго адресно на основе реально учитываемых критериев (величины среднедушевого дохода с учётом располагаемой собственности; демографических характеристик семей и индивидуумов и т. п.).
В условиях ограниченных финансовых ресурсов наиболее эффективны способы борьбы с бедностью: рационализация социальной поддержки неимущих с целью содействия в преодолении трудной жизненной ситуации собственными силами, обеспечение большей персонификации и индивидуализации при оказании социальной помощи, её преимущественно заявительный характер и адресный принцип социальных выплат.
Качество оценки нуждаемости повышается с учётом ряда ключевых моментов: точность и достоверность определения получателей помощи, эффективность административных расходов, преимущественная ориентация на определённые слои населения (бедных относительно длительный период или бедных в текущий момент), анализ мотивации получателей помощи к самостоятельному увеличению доходов.
Механизмы предоставления помощи малообеспеченным семьям и одиноким гражданам призваны стимулировать трудоспособных бедных, находящихся по независимым от них причинам в трудной жизненной ситуации, к активному самостоятельному участию в её преодолении. Это позволит не только повысить эффективность социальных расходов, но и преодолеть традиционное отношение к населению как к пассивному объекту оказания помощи.
1.2. Государственное управление в области социальной защиты населения
Социальная защита населения
Основы осуществления социальной защиты населения составляет социальная сфера экономики, обеспечивающая стабильность развития общества и его переход на постиндустриальную стадию.
Решение социально – экономических задач общественного развития обеспечивается формированием стратегии управления социальной защитой населения.
Функционирование системы социальной защиты населения требуется для обеспечения социальной поддержки граждан.
Социальная защщита населения – это особый социальный институт, который в Российской Федерации находится на этапе своего становления.
Российское государство еще не полностью осуществило переход на новую современную форму упрвления сферой социальной защиты.
Рыночная экономика характеризуется несовершенством в плане решения социальных проблем, что оказывает отрицательное воздействие на социальную защищенность отдельных слоев населения. В этих условияхмеханизм социальной защиты граждан играет ключевую роль, поскольку Российская Федерация является социально ориентированным государством.
Социальная защита представляет собой совокупность целенаправленныхдействий и средств, применяемыхгосударством для обеспечения наиболее уязвимым слоям населения социальной защиты, экономической самостоятельности, достижения социального благополучия, формирующего комплексную возможность решения социальных проблем, обусловленных реалиями рыночной экономики.
Социальную защиту населения обеспечивают следующие объекты социальной инфраструктуры:
-
центры социального обслуживания граждан; -
территориальные центры социальной помощи семье и детям; -
социально – реабилитационные центры для отдельных категорий граждан, в том числе несовершеннолетних; -
центры помощи детям, которые остались без попечения родителей; -
детям – сиротам; -
трудным подросткам; -
центры психологической помощи гражданам; -
центры экстренной социальной помощи; -
дома ночногопребывания; -
дома престорелых; -
стационарные социальные учреждения; -
учреждения, ответственные за предоставление социальных услуг.
Сфера социальной защиты населения сталкивается с рядом проблем, многие из которых обусловлены недостаточностью финансирования этой сферы.
Существование сферы социальной защиты населения без государственного регулирования в современных условиях невозможно.
Управление в области социальной защиты населения, цели и задачи
Социальная защита населения призвана обеспечить достижение следующих целей:
-
избавить население от состояния нищеты; -
организовать оказание материальной помощи гражданам в условиях экстремальных ситуаций; -
содействовать адаптации уязвимых с социальной точки зрения групп населения к условиям рыночного хозяйства; -
поддерживать особо уязвимые группы и категории граждан.
Государственное управление сферой социальной защиты населения призвано обеспечить поддержку для наиболее уязвимых слоев граждан, сформировать условия их нормальногосуществования.
В качестве одного из основных инструментов государственного управления в сфере социальной защиты населения выступают правовое регулирование, обеспечивающего защиту трудовых прав населения, медицинское обслуживание, социальное обслуживание, социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, в том числе пенсионное, поддержку малообеспеченных и многодетных семей, одиноких родителей.
Задачи государственного управления сферой социальной защиты населения состоят в следующем:
-
достижение социальной стабильности общества; -
организация системы адресной поддержки уязвимыхграждан; -
максимально возможное преодоление социальногорасслоения общества; -
решение социальных проблем развития российского общества.
1.3. Государственная политика в области социальной защиты
Государственная политика управления в сфере социальной защиты населения подразумевает применение следующих мер:
-
установление минимального размера оплаты труда на уровне, равном или превышающем прожиточный минимум; -
реализация мер обеспечения занятости граждан; -
приближение к величине прожиточного минимума минимального размера пенсионного обеспечения; -
формирование системы выплат компенсационного характера и пособий в отношении наименее защищенных слоев населения; -
формирование системы льгот социального характера, которые гарантируются и предоставляются государством в виде пособий, компенсации; -
внедрение семейной формы устройства детей, которые остались без попечения родителей, и детей – сирот.
Реализация указанных мероприятий обеспечивает развитие важнейших отраслей сферы социальной защиты населения и максимально полное удолетворение духовных и материальных потребностей граждан.
Проблемы социальной сферы касаются всех слоев населения, его категорий и социальных групп.
Как результат, население формирует многообразные социальные потребности, которые государство должно обеспечивать.
Государство в системе социальной защите населения выступает в качестве основного участника, выполняя координирующую роль, регулируя социальную сферу, мобилизируя часть доходов бюджетной системы для финансирования реализации мероприятий социального характера.
Решение проблем социальной защиты населения обеспечивает за счет комплексного подхода к выработке и реализации стратегии государственного управления сферой социальной защиты и социальными процессами.
Направления государственной политики в области социальной защиты
На сегодняшний день исследователи выделяют такие направления
, как:
-
защита прав работников предприятия, а также охрана труда на производствах; -
социальная поддержка безработных граждан; -
пенсионное обеспечение; -
развитие социального обслуживания в различных сферах жизни человека; -
социальная поддержка граждан, которые были уволены в запас со своего места прохождения военной службы.
Государственная социальная политика в облсти социальной защиты предполагает:
-
социальную поддержку или полное обеспечение женщин, детей и представителей молодежи; -
социальное обеспечение нетрудоспособного населения (дети – сироты, инвалиды, пенсионеры); -
отчисление пенсий и пособий по безработице, старости, всвязи с инвалидностью или иными жизненными обстоятельствами, из – за которых люди утрачивают возможность самостоятельно обеспечивать себя, удолетворять сввои интересы и первичные потребности; -
натуральные выдачи (прдукты питания, медикаментозные средства); услуги, которые носят характер общественного обслуживания.
Государствво заинтересованно в том, чтобы оптимизировать структуру денежных форм обеспечивания таких категорий граждан, как пенсионеры и лица с ограниченными возможностями здоровья, а также укрепить страховые начала в практике социального обеспечения, которая активно развивается на территории нашей страны. На нем и его субъектах лежит тветственность за регулирование занятости, напрвленной на обеспечение сбалансированного спроса и такого же сбалансированного предложения, касающегося рабочей силы и предупреждения массовой безработицы в случаях кризиса отдельных сфер жизнедеятельности.
Государственная социальная политика в области социальной защиты населения руководствуется несколькими принципами:
-
принцип поощрительности, который предполагает, что властными структурами осуществляется определенная деятельность для того, чтобы оказать общественный и политический резонанс в тех или иных значимых областях или на те или иные значимые события, которые получили высокую или наоборот низкую социально – общественную оценку. -
принцип заявительности, чей смысл состоит в том, что социальная помощь и социальная защита предоставляется нуждающимся гражданам, которые в письменном виде обращаются в качестве заявителей или от лица, которые представляют их интересы.