Файл: Работы по формированию каллиграфических навыков письма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тетради, тетради. Вот уже восемь лет проверка тетрадей для меня — минуты отдыха. Ведь каждому учителю приятно брать в руки и проверять аккуратные, опрятные тетради ребят. Так и проходит через тетради наш молчаливый диалог с детьми, в котором каждая сторона очень хочет не огорчить другую. А похвала дорога не только детям! (Доброе слово радует даже растение. Говорят, комнатные цветы гибнут у недобрых людей. Я в это верю.)
Навсегда в памяти остался такой случай. Произошло это восемь лет назад. В первом классе был у меня очень сложный мальчик. Совершенно не подготовленный к школе, с неразвитой речью, замкнутый да еще леворукий. У нас с ним очень долго ничего не получалось. Я вообще-то люблю поощрять детей, говорю много добрых, теплых слов. А тут так получилось, что спустя полтора месяца я вдруг осознала, что Игорь С. почти не получает от меня никаких поощрений за свой труд. Перелистала всю тетрадь
, ни одной буквы нормальной не могу подобрать! Тогда решила поступить иначе. Подобрала пасту в ручке, близкую к его, нашла крючок, который можно подправить. Подправила, красной пастой обвела его, поставила несколько восклицательных знаков, музыкальный ключ (N). Написала слова: "Молодец! Я в тебя верю, Игорек! Так держать!” А наутро объявила ребятам, что не спала от радости всю ночь, что ежечасно открывала одну тетрадь и не могла насмотреться. Оказывается, это в нашем классе вчера один ученик так красиво и точно написал новую букву, что... ну ни у кого так здорово не получилось! Всем очень хотелось скорее узнать, кто же этот счастливчик? Оказалось, Игорь! А Игорь и ушам своим не верит. И тут я показываю ребятам эту страницу из его тетради. Весь класс слетел с мест! А там и музыкальный ключ, и четыре восклицательных знака, и красивые слова! Всех это привело в восторг! Для них не существовало никаких его каракулей, кроме буквы, обведенной в кружок и сопутствующих записей! Все действительно поверили, что это непревзойденный труд! Поздравляли Игоря! Игоря надо было видеть! Трудно мне передать все, что мы с ним испытали в тот момент. Трудно и выразить словами все, что пережила его мама в этот день, прибежав ко мне
в класс спустя несколько минут после окончания уроков и рассказав мне сквозь слезы, как бежал Игорь по улице и, размахивая тетрадью, на весь двор с восторгом кричал о своей удаче: “Мама, мамочка! Вера Алексеевна сказала, что у меня теперь все получится! Что это победа!..” Как потом ему скорее захотелось сесть и выводить буквы, веря в то, что у него обязательно все получится. Это стало очень большим переломным моментом, потому что после этой истории в учебе Игоря все пошло по возрастающей. Большой и положительный эмоциональный взрыв (я не боюсь этого слова) сыграл свою роль, включил в деятельность ту группу клеток, которая до той поры бездействовала. У Игоря оставалась до
восьмого класса одна тройка, по алгебре, по всем устным предметам он имел пять.
Изменение почерка. Осенью 1992 г. мне пришлось по приглашению побывать в 630-й школе Санкт-Петербурга и ОК “Аврора” Анапы. В обоих местах мне были предложены необычные условия: провести семинар, что называется “наживую”, то есть работать непосредственно с детьми. В Санкт- Петербурге я побывала дважды по три дня (с интервалом в три недели). Полученные результаты налицо! Помочь детям выправить каллиграфию можно. Однако следует помнить, что детская графология — деликатная и тонкая наука, требующая большого опыта. Поэтому всякий раз надо быть крайне осторожным, переучивая ребенка, меняя его почерк. Можно переучить и во втором, и в третьем, и в пятом, и даже в шестом классах. Необходимое
условие — желание детей и, естественно, умение учителя зажечь эту искорку в душе ребенка и до первого успеха суметь поддержать ее! А успех может прийти в любой из дней, начиная с урока, посвященного отработке каллиграфии.
Когда же приходит успех, дети, ведомые желанием научиться писать красиво, отрабатывают навык правильного письма дома, без наставлений взрослых. Мне пришлось услышать слова благодарности не только от детей, но и от родителей. А это ли не счастье для учителя?
Приведу образцы письма ребят, каллиграфию у которых мне удалось подправить. Учителя, работающие в этих классах, утверждают, что письмо изменяется резко у детей всего класса.
МЕТОДИКА ПЕРВЫХ УРОКОВ ПИСЬМА
Первые уроки — очень важный период. Необходимо постоянно упражняться в выписывании элементов, а далее и букв всем классом вместе по отчетливой команде учителя: поставьте ручку на 1/3 сверху, уйдите влево-вверх, задержитесь на строке, опуститесь по прямой наклонной линии вниз, задержитесь на строке, поднимитесь вверх, сомкните части и т.д.
При этих упражнениях я достигаю различных целей: приучаю детей правильно сидеть при письме, соблюдать расстояние между грудью и краем стола, равное ширине ладони, не наклоняться слишком близко к столу, класть правильно перед собой тетрадь (угол между нижней стороной тетради и краем стола должен быть 25 градусов). Обе руки должны лежать на столе; локоть правой руки свисает на край стола на 1— 2 см, ручку необходимо класть на среднюю фалангу среднего пальца, прижимать сверху большим и указательным пальцами на 1,5— 2 см от края стержня (конец ручки должен быть направлен в правое плечо). Все эти привычки очень важны как для хода самого обучения письму, так и для здоровья ребенка. Они гораздо легче усваиваются детьми теперь, при первых легчайших упражнениях, чем впоследствии, когда эти упражнения уже сами по себе станут довольно трудными и займут все внимание ребенка.