Файл: Принцип полезности в утилитаризме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования

«Московский-промышленный университет «Синергия»

Факультет Медицины

Кафедра «Сестринское дело»

Специальность 31.05.01 «Лечебное дело»

Дисциплина

Общий уход за больными терапевтического профиля

ДОКЛАД

ТЕМА «Принцип полезности в утилитаризме»




Выполнил ХХХХХ

группы ДСЛД-105

Оценка_________ (_____________)

Проверила ХХХХХ

Москва 2023г.

СОДЕРЖАНИЕ





НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА


СТРАНИЦЫ




ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I.

ПРИНЦИП ПОЛЕЗНОСТИ В УТИЛИТАРИЗМЕ

4-6




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

7



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

7


ВВЕДЕНИЕ

С 60-х гг. ХХ в. ситуация в медицине стала стремительно меняться: моральные проблемы медицины и здравоохранения стали все настойчивее привлекать внимание самых разных кругов общественности. Это было связано с множеством причин. Прежде всего следует отметить революционные изменения в медицинской науке и практике. В послевоенный период ХХ в. медицина вступила в эпоху бурного развития, за короткий срок было создано множество новых технологий, которые резко расширили возможности медицины. Примерами могут служить новые аппараты для интенсивной терапии и реанимации, возрастающая эффективность операций по пересадке органов, появление новых репродуктивных технологий, успехи в области генетики и генной инженерии. Однако применение этих технологий вызвало к жизни множество совершенно новых моральных проблем, которые требовали углубленного обсуждения. Параллельно с успехами медицины появилась такая проблема, как дефицит дорогостоящего лечения, неспособность систем здравоохранения обеспечить им всех нуждающихся. Этому способствовало и понимание того, что рост расходов на здравоохранение (с которым столкнулись все развитые страны) необходимо сдерживать, так как неконтролируемые затраты на здравоохранение способны подорвать бюджет даже самой богатой страны. Но здесь возникает острейшая моральная проблема — необходимость справедливого распределения ограниченных медицинских ресурсов. Она привлекла к себе повышенное внимание и специалистов, и общественности.


Еще одна причина возрастающего интереса к этическим проблемам медицины — общее развитие гражданского общества и демократических институтов в послевоенную эпоху. В мире усиливаются различные правозащитные движения, в том числе занимающиеся правами отдельных групп и решением конкретных общественных проблем. В русле этого общего процесса развития демократии особое место стала занимать проблема защиты прав пациента, пересмотра той власти, которой врачи традиционно обладали по отношению к своим больным, создания более сбалансированной системы взаимоотношений в системе здравоохранения, особенно по отношению к наиболее уязвимым категориям пациентов (душевнобольным, недееспособным, престарелым и др.).

Отдельной областью, привлекавшей все более широкое внимание общества, стала исследовательская этика в медицине и биологии. Испытания на людях, которые проводились все масштабнее (и этого требовали интересы дальнейшего развития медицинской науки), порождали множество новых моральных проблем. Регуляция медицинских исследований на основе хорошо обоснованных этических кодексов и под надежным независимым контролем становилась все более насущной задачей. Более того, с продвижением биомедицинских исследований в сферу этических проблем оказались вовлечены новые биообъекты (гены, генетически модифицированные организмы, зародыши и др.), что стало создавать совершенно уникальные моральные ситуации.

Эти и многие другие причины привели к тому, что в обществе стала осознаваться необходимость в создании новой области знаний, посвященной новой ситуации в медицине и ее новым моральным проблемам. Эта область знаний должна быть междисциплинарной по своему характеру, объединять различные науки и направления. В 1971 г. появляется термин «биоэтика».

Биоэтика — это междисциплинарная область исследований и обсуждений, предметом которой являются моральные основания и проблемы медицины и здравоохранения, а также тесно связанных с ними современных научных направлений (таких как биология, генетика, биотехнология, науки о сознании и др.).

С самого начала развития новой дисциплины биоэтики решающее значение для нее приобрела проблема метода: «Какими способами следует выносить этические оценки и суждения по поводу тех или иных реальных проблем медицинской практики, биомедицинских исследований, взаимоотношений медицины и общества и т.п.?»



Этика — древнейшая область философского знания, но единой теоретической системы этики так и не было построено, несмотря на огромное количество разработок. Более того, проблемы теоретической этики осложняются тем, что в современном обществе утвердился так называемый моральный релятивизм. Под этим понимают сосуществование в обществе множества различных систем ценностей. К примеру, для одних людей и групп важнейшую роль играет религия (причем в одной и той же стране живут представители разных религий), для других — различные светские нерелигиозные системы взглядов (и они тоже могут очень различаться).

Моральный релятивизм создает серьезный вызов для биоэтики, а именно — он затрудняет выработку единых подходов к решению практических проблем медицины и здравоохранения, в то время как для решения этих актуальных жизненно важных вопросов требуются не увлекательные дискуссии, а внятные обоснованные суждения. Поэтому формирование биоэтики происходило в трудных условиях поисков собственных методов морального рассуждения. Этот процесс разработки методов продолжается и до сих пор.

Наиболее известными подходами являются «принципализм» (Бичамп-Чилдрес), в котором принимаются четыре базовых принципа биомедицинской этики:

1) автономия пациента (autonomy);

2) не вредить (nonmaleficence);

3) действовать во благо (beneficence);

4) справедливость (justice).

Деонтологическая этика, которая восходит к этике долга, разработанной великим немецким философом И. Кантом (1724—1804). Согласно Канту, чело

век поступает морально тогда, когда следует своему долгу. Кант приводит в своих работах несколько определений главного этического критерия (так называемого категорического императива), позволяющего оценить, насколько морально то или иное действие. Одна из наиболее популярных и прозрачных формулировок категорического императива состоит в следующем: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Категорический императив Канта — это критерий оценки, нравственно ли то или иное действие вообще, само по себе (а не потому, что оно приносит некую пользу).


Парадокс Канта: если в вашем доме спрятался ваш друг, а к вам пришли враги-убийцы и спрашивают: где ваш друг?, - следует правдиво ответить: вот он. И по Канту это будет проявление правдивости и честности. То есть доводя принцип до абсурда можно дойти до странных решений.

Еще одно направление в современной биоэтике получило название «этика добродетелей» (англ. virtue ethics), или «аретический подход» (от греч. arete — добродетель, совершенство). Сторонники этики добродетелей стремятся найти свой путь в биоэтике, преодолевающий трудности утилитаризма и деонтологической этики. Корни этики добродетелей уходят в античную философию — к Платону и особенно Аристотелю, его знаменитой «Никомаховой этике», где изложены основы аристотелевской теории добродетелей.

С точки зрения теории добродетелей, морально правильное действие то, которое основано на положительных моральных качествах (добродетелях) индивида. Например, для врачебной практики на первый план выходят такие добродетели, как ответственность, добросовестность, сострадание, требовательность к себе и другим, старательность и т.п.

В этом ряду концепция утилитаризма в биоэтике была и остается одной из самых влиятельных, несмотря на серьезную критику и обилие альтернативных подходов.

ГЛАВА I. ПРИНЦИП ПОЛЕЗНОСТИ В УТИЛИТАРИЗМЕ

Основополагающий вклад в развитие утилитаризма внес английский философ и правовед Иеремия Бентам (1748—1832), который, в свою очередь, базировался на идеях ряда авторов, таких как Д. Юм, К. А. Гельвеций и другие. Главное произведение Бентама — «Введение в основание нравственности и законодательства» (1789). Бентам сформулировал понятие утилитаризма (от лат. utilitas — польза, выгода), которое легло в основу его концепции. Под этим понималось некое благо, или счастье, польза. Бентам полагал, что каждый индивид своей деятельностью стремится увеличить сумму своего счастья и уменьшить страдания. Представление о том, что люди в своих действиях стремятся к счастью (удовольствию, наслаждению и т.п.), имело давнюю традицию в философии. Однако одна из важнейших идей Бентама состояла в том, что эту полезность можно представлять как нечто исчислимое, некое количество, которое может увеличиваться (или уменьшаться) в зависимости от наших действий.

Так возникает идея моральной арифметики, а также исчисления счастья. Бентам даже пытался разработать процедуры, которые могли бы сводить удовольствия разных людей к некоей однородной величине (несмотря на то что полезности, или удовольствия, для разных индивидов, конечно, имеют разные смыслы).


Основной принцип этики утилитаризма — наибольшее счастье для наибольшего количества людей. Бентам не сам изобрел его, однако он ясно

его сформулировал и сделал отправной точкой обширной теоретической системы. Этот принцип имел очень широкие приложения в учении Бентама.

Помимо моральной философии, Бентам применил его также для анализа работы общественных институтов, законов и законодательных реформ, а также в экономической сфере. Позже известный английский ученый и философ Дж. Ст. Милль в работе «Утилитаризм», написанной в 1863 г., систематизировал и развил взгляды Бентама, а также способствовал распространению самого понятия «утилитаризм».

Сущность этики утилитаризма состоит в оценке моральности того или иного решения или действия по его последствиям или результатам. Критерий правильного действия, согласно утилитаризму: действовать нужно так, чтобы максимизировать полезность для максимального числа людей. Морально оправданное действие — то, которое в данной ситуации добивается наилучшего прироста полезности среди всех возможных альтернатив.

Еще один вариант формулировки утилитаристского критерия, связанный с ситуацией, когда действие приносит не только положительные, но и отрицательные следствия: морально оправданное действие — то, которое добивается наилучшего достижимого соотношения полезных и негативных

результатов. Развитие этики утилитаризма породило массу разновидностей, различающихся в зависимости от того, как конкретно применять основной принцип, оценивать количество полезности и т.п. Например, среди множества прочих выделяют такие версии, как утилитаризм правил и утилитаризм действий. Согласно утилитаризму правил, индивид в своих действиях должен следовать хорошо обоснованным правилам (не обманывай, не нарушай обещаний и т.п.), которые, в свою очередь, базируются на принципе полезности. Это связано с тем, что морально обоснованные правила с высокой вероятностью и в подавляющем большинстве ситуаций максимизируют общее

благо, т.е. следование таким правилам является оптимальной стратегией. С точки зрения утилитаризма действий, выбор конкретного решения зависит от особенностей конкретной ситуации; мы должны действовать так, чтобы достичь наибольшей полезности в данной ситуации (и при этом могут быть морально оправданы исключения из хорошо обоснованных правил).