Файл: Образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 37. 03. 01 Психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
по направлению
37.03.01 Психология
Направленность (профиль): Профиля нет
Б. 1.7.5 Модуль "Теоретические основы психологии". Введение в профессию
Приложение 1
Типовые задания для проведения процедур оценивания результатов
освоения дисциплины
в ходе текущего контроля, шкалы и критерии оценивания
Содержание
1.
Типовые задания для инвариантной самостоятельной работы
2.
Типовые задания для вариативной самостоятельной работы
1.
Типовые задания для инвариантной самостоятельной работы
Основными заданиями самостоятельной работы по курсу «Введение в профессию» являются задания, направленные на решение ситуационных и профессиональных задач.
Профессиональная задача используется для выявления сформированности умений и демонстрации навыков по компетенциям ОК-6,7, ПК- 6.
К профессиональным задачам относятся:
-доклад-сообщение;
- дневник рефлексии;
-интервью-беседа.
Ситуационные задачи направлены на оценку умений студентов подбирать необходимые средства приобретения профессиональной компетентности; ориентироваться в различных областях профессиональной деятельности психолога, отличать одну от другой, соотносить собственные предпочтения и особенности разных сфер психологической науки и практики.
К ситуационным задачам относятся:
- анализ психических явлений и психологических проблем в литературных текстах;
- анализ психических явлений, психологических проблем и трудностей профессиональной деятельности психологов с помощью Интернет-ресурсов;
- творческие работы;
- решение кейсов.
1.
Типовые задания для инвариантной самостоятельной работы по курсу
«Введение в профессию»
К заданиям инвариантной самостоятельной работы по курсу «Введение в
профессию» относятся творческая работа, решение кейсов, доклад-сообщение, анализ
Интернет-ресурсов.
1. Творческая работа представляет собой эссе, посвящѐнное одному эпизоду влияния какого-либо психологического фактора на жизнь студента.
Критерии оценки творческой работы:
- Самостоятельность в выборе источников информации
- Оформление работы в соответствии с требованиями
- Оригинальность подхода к выполнению работы.


2. Решение кейса представляет собой анализ проблемной ситуации по предлагаемым параметрам.
Критерии оценки решения кейса:
-Описание психологического явления, проблемы (структура, составляющие, особенности)
-Установление связей между психическими явлениями, проблемами и их проявлениями
-Использование знаний о психологическом явлении в работе психолога-специалиста
3. Изучение интернет-ресурсов представляет собой анализ материалов по тематике курса и предоставление результатов в виде сообщений.
Критерии оценки задания:
-
Соответствие сообщения тематике
-
Наличие плана сообщения
-
Логичность построения сообщения
-
Завершенность сообщения
4 Доклад - сообщение интегрирует знания по теме.
Критерии оценки задания:
- Опора на научные источники информации.
-Четкость и структурированность изложения.
- Наличие иллюстративных материалов (раздаточные материалы, презентации).
-Оформление работы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.9
Тема 1. Психология в жизнедеятельности людей
1.Творческая работа (эссе, посвящѐнное одному эпизоду влияния какого-либо психологического фактора на жизнь студента).
2.Решение кейса по основным направлениям современной психологии.
Прочитайте описания экспериментов, выдержки из концепций, биографические данные, связанные с теорией и определите к какому направлению психологии относится описанное в текстах. По возможности укажите, о каком ученом идет речь
1. «Х сообщал, что в качестве подкрепления для своей трехлетней дочери он
использовал поглаживание по спине. Однако этот эксперимент обернулся неожиданным
образом. Однажды он укладывал девочку спать, гладил ее по спинке и вдруг решил
проверить, насколько это является поощряющим подкреплением. «Я подождал, - написал Х,
- чтобы она подняла ногу, и тогда погладил ее. Почти сразу же она снова подняла ногу, и я
снова погладил ее. Она засмеялась. "Ты над чем смеешься?" - спросил я, и она ответила:
"Стоит мне поднять ногу, как ты начинаешь меня гладить!"»
2. «Банан был подвешен очень высоко, а два ящика лежали один возле другого в
четырех метрах от заветной цели. При этом все остальные предметы были удалены из
клетки. Султан потащил больший из ящиков, поставил его под бананом, взобрался на него и,
взглянув наверх, собрался сделать прыжок, но внезапно передумал, спустился на пол,
схватил второй ящик и, волоча его за собой, принялся носиться по клетке, производя
обычный в таких случаях шум, стуча по стенкам и выказывая свое беспокойство
всевозможными способами.
Разумеется, он потащил второй ящик не для того, чтобы поставить его на первый.
Этот предмет просто служил объектом, который помог дать выход его
раздражительности. Но внезапно его поведение резко изменилось: он перестал шуметь,
подтащил меньший ящик к большему, а затем установил их один на другой. Султан
построил эту шаткую конструкцию, с которой несколько раз пытался сделать прыжок, но
так на него и не решился, так как банан висел слишком высоко для такого плохого прыгуна.
Тем не менее, он сумел решить самую главную часть своей задачи.»


3. У Х этот тест выглядит следующим образом: аналитик зачитывает одно за
другим ряд слов пациенту. Пациент должен в ответ на каждое слово сказать первое, что
ему придет в голову. При этом измеряется время реакции, изменения частоты дыхания,
электропроводность кожи и все другие параметры, которые могут свидетельствовать об
эмоциональной реакции пациента. Если реакция на то или иное слово требует слишком
много времени, приводит к изменению ритма дыхания или сопротивлению кожи, мы можем
сделать вывод о том, что существуют определенные подсознательные эмоциональные
проблемы, связанные с предложенным словом или с возможным ответом.
Х использовал словесно-ассоциативный тест в качестве детектора лжи и даже
успешно изобличил таким образом двух обвинявшихся в воровстве преступников. В течение
многих лет ученые полагали, что именно Х первым стал применять технические средства
для определения вины подозреваемых.
4. Х подчеркивал значение взаимоотношений мать-дитя, поскольку это
существенным образом влияет на рост самосознания ребенка. Если мать в достаточной
мере удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке - Х называл это позитивным
вниманием, - то у ребенка значительно больше шансов вырасти здоровым в
психологическом смысле. Если же мать ставит проявления любви в зависимость от
хорошего или плохого поведения ребенка (в терминологии Х условно позитивное внимание),
то подобный подход скорее всего интериоризируется в психике ребенка, и последний будет
чувствовать себя стоящим внимания и любви лишь в определенных ситуациях. В этом
случае ребенок будет стараться избегать ситуаций и поступков, вызывающих неодобрение
матери. В итоге же личность ребенка не получит полного развития. Он не сможет
полностью проявить все аспекты своего Я, поскольку некоторые из них отвергаются
матерью.
5.
… Х, подозвав официанта, который еще не выполнил заказ, попросил того
вспомнить, что нужно подать к определенному столику. Несмотря на то, что официант
обслуживал несколько столиков, он безошибочно воссоздал в своей памяти тот заказ,
который еще не выполнил. Когда же Х попросил его вспомнить, что заказывала
покидающая ресторан пара, официант весьма сбивчиво смог вспомнить, какие блюда он
принес для уходящих посетителей. И это после того, как он несколько раз подходил к ним,
приносил и уносил тарелки. Объяснить этот феномен можно было только тем, что в
основе воспроизведения лежит напряженная система. Если система «разряжена»,
потребность вспоминать заказ пропадает»
Тема 2. Психология как профессиональная деятельность.
1. Решение кейса в соответствии с основными позициями аналитической модели профессиональной деятельности.
Проанализируйте приведенный ниже пример из практики работы школьного психолога, выделите основные позиции аналитической модели профессиональной деятельности психолога по Панфѐрову В.Н.: «потребности», «цели, задачи», «мотивы»,
«субъект и объект», «предмет деятельности», «продукт и результат», «средства и способы»,
«технологии», «виды работ и деятельности», «действия и операции».
№ п.п.
Элементы аналитической модели профессиональной деятельности психолога
Выдержки из кейса
1
Субъект
2
Объект
3
Потребности
4
Цели, задачи, мотивы
5
Предмет деятельности
6
Продукт и результат
7
Средства и способы
8
Технологии


9
Виды работ и деятельности
10
Действия и операции
В одной из московских школ классная руководительница седьмого класса привела ко
мне в кабинет подростка. "Делайте с ним что хотите! - выдохнула она. - Сил моих больше
Она посадила передо мной худенького мальчишку, хмурого, нахохлившегося и
ожесточенного. Учительница ушла, а я посмотрела на своего нового подопечного. Парень
явно ожидал от меня продолжения "проработки". Он тоскливо смотрел сквозь меня в окно,
но по напряженному выражению его лица я чувствовала, что он "готовится к бою».
Начало психологического консультирования, тем более "трудного" подростка, всегда
связано с большими сложностями: как установить психологический контакт? Как
организовать взаимодоверительные отношения? Как, наконец, помочь? Я обычно нахожу
форму начала беседы интуитивно, "по ситуации", опираясь на собственную память о том,
какой я сама была в подростковом возрасте, на свой профессиональный опыт и на активное
желание сделать добро, помочь.
В данном случае я начала так: "Слушай, сегодня утром моей старшей дочери
принесли журнал "Мы". Там интересная статья про рок-группу "Парк Горького". Тебе
нравится этот ансамбль?" Вижу удивленное лицо мальчишки, но продолжаю монолог,
рассуждая на тему о современных музыкальных группах, о классической музыке. Некоторое
время парень хранит молчание, но потом вдруг не выдерживает моего "невежества" в
области рок-музыки и начинает горячо спорить. Вот так мы в первый раз встретились со
Стасом и обсудили свои музыкальные вкусы, не согласились друг с другом и разошлись,
надеясь на продолжение разговора.
После уроков я подошла к классной руководительнице и выслушала ее жалобы на
Стаса: он постоянно срывал уроки, грубил учителям, пропускал занятия и вообще числился
в разряде "школьных хулиганов". Но особенно меня привлекла его личная история. Я узнала,
что примерно с полгода назад в жизни подростка одно за другим произошли несколько
тяжелых событий, которые он пережил очень болезненно. В течение нескольких месяцев
трудно, конфликтно разводились его родители, деля имущество и детей между собой (у
Стаса еще младший брат). Стас достался матери, но был привязан к отцу, а обиженная
мать всячески запрещала парню встречаться с отцом. Более того, оставшись одна,
женщина ожесточилась и стала излишне формальной и строгой с сыном, пытаясь
"заменить ему отца и мать". За любую провинность у мальчика отбирались магнитофон,
велосипед и другие его любимые вещи. Отношения между матерью и сыном напоминали,
скорее, военные действия двух враждующих государств, нежели взаимоотношения близких
родственников.
В период предразводного конфликта в доме лежал онкологический больной - дед
Стаса, который умер сразу же после развода родителей.
И последняя тяжелая "капля": на глазах у подростка погиб его близкий друг. Стас
пытался ему помочь, но не смог и винил себя в смерти друга. В течение примерно четырех
месяцев, встречая меня в школе на переменах, Стас говорил: "Наталья Васильевна, мы не
договорили..." Я отвечала: "Заходи после уроков".
Мы беседовали с ним о том, что его интересовало: о музыке, спорте, дружбе, его
секретах и тайнах, взаимоотношениях с матерью и отцом, братом, любимой собакой и
нелюбимой физикой и т.п. В моем кабинете он иногда делал уроки или просто читал книги,
помогал мне обсчитывать результаты психологического обследования (конечно, не зная
имен, просто считал цифры), рассказывал мне просмотренные кинофильмы. Месяца через
два мы заговорили о его погибшем друге и вместе пытались понять, что реально мог бы
сделать, а что не мог.
Словом, были длительные дружеские беседы, скорее, доброжелательного взрослого
человека и доверяющего ему не совсем взрослого человека, нежели психолога-консультанта
и подростка-клиента. Во время наших бесед я искренне увлекалась их содержанием, спорила
или соглашалась, но всегда серьезно, по-взрослому, не снисходительно и откровенно. В то


же время я старалась поддержать: уменьшала боль по погибшему другу, давала
возможность испытать радость от нормального, доброго разговора со взрослым был
этого обсуждала его интересы, описывала те сферы жизни, о которых он не знал, смягчала
его агрессивность.
Постепенно возникающее доверие к одному взрослому (в моем лице) дало начало
росту доверия Стаса ко всему окружению: школе, родителям, друзьям, знакомым.
По-настоящему сложными были психологические беседы с родителями Стаса. Цель
собеседований с матерью состояла в том, чтобы перевести ее формальные отношения с
сыном на уровень теплых, доверительных взаимоотношений двух близких людей, попавших в
сложную жизненную ситуацию. Взаимопонимание между матерью и Стасом возникло не
сразу, с трудом мать смогла принять в сыне человека, который имеет свои интересы,
переживания или желания.
Беседы с родителями Стаса были направлены на то, чтобы улучшить их отношения.
Скорее всего, они уже никогда не будут вместе, болезненный и скандальный развод
испортил их отношения. Но необходимо было понять и принять одну простую и
одновременно сложную мысль: расходясь, бывшие супруги, если они имеют общих детей, все
равно на всю жизнь связаны друг с другом - между ними и около них находятся их дети. По
тем или иным вопросам, моральным или материальным, они все равно будут вынуждены и
после развода общаться между собой. Поэтому расходиться в жесткой ситуации
конфликта - это не только травмировать себя и детей на долгие годы, но и просто
действовать неразумно и недальновидно. Да, событие свершилось, был брак, родились дети,
и теперь разошедшиеся родители обречены искать пути и способы нормальных
человеческих отношений между собой - надо воспитывать общих детей. Необходимо
простить друг друга и думать о детях. Вот о чем мы долго и трудно говорили с
родителями Стаса.
За месяцы моего общения со Стасом поведение его изменилось. Значительно
улучшились дела в школе: он перестал пропускать занятия, стал прилично учиться,
увереннее и активнее начал общаться с одноклассниками, нормализовались его
взаимоотношения с учителями.
2. Доклад-сообщение по отраслям психологии.
Список отраслей психологии по Климову Е.А, Панфѐрову В.Н.:
1. Военная психология
2. Зоопсихология и сравнительная психология
3. История психологии
4. Клиническая психология и медицинская психология
5. Общая психология
6. Организационная психология и психология управления (психология менеджмента)
7. Педагогическая психология
8. Политическая психология
9. Психология личности
10. Психология развития и возрастная психология;
11. Психология спорта
12. Психология труда
13. Социальная психология
14. Специальная психология
15. Экспериментальная психология
16. Юридическая психология
План доклада-сообщения:
- что является предметом отрасли,
- основные понятия этой отрасли,
- проблемы, которые в ней рассматриваются,
- теории, на которые она опирается или развивает,