Файл: Образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 37. 03. 01 Психология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Выявляет факторы оперативно-служебной деятельности, социально-бытовые условия,
негативно влияющие на психологическое состояние и профессиональную деятельность
личного состава.
- Контролирует психологическое состояние сотрудников, организует и в пределах своей
компетенции проводит психокоррекционные и реабилитационные мероприятия.
- Ведет индивидуально-психологическое консультирование сотрудников и членов их семей.
- Оказывает психологическую поддержку сотрудникам после выполнения ими служебных
задач
1 2 3
Тема 3. Проблемные поля психологии
1.Кроссворд-повторение по теме.
Панферов В.Н. Введение в профессию: психолог : Учебник и практикум/Панферов
В.Н. - Отв. ред.. - М.:Издательство Юрайт, 2017. - 291 - URL: http://www.biblio- online.ru/book/F088A737-34DB-4EFD-85D3-174E5CDC82DF
. - ЭБС Юрайт, стр.180 2. Дневник рефлексии: анализ проблемных переживаний подростков и молодых людей на примере «Проблемной анкеты» Л.А. Регуш (Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12–18 лет / под ред. Л. А. Регуш. СПб., 2000).
3.Анализ литературных текстов (выявление психологических проблем на материале литературного текста).
Прочитайте отрывки из романа И.Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок». Обратите внимание на реплики героев, в которых могли бы проявляться те или иные виды психологических проблем (конечно, реальными проблемами мы могли бы их назвать только в том случае, если бы герои романа решили обратиться за психологической помощью) и зафиксируйте их. В процессе работы можно пользоваться следующим «скелетом» таблицы:
№ п.п.
Реплика героя (кто и что говорит)
Вид проблемы (проблема самоотношения, межличностных, социальных или профессиональных отношений)
Ваши комментарии о возможных причинах возникновения проблемы, ее следствиях, действиях психолога в случае, если бы к нему обратились с таким вопросом
1 2
Отрывок 1.
«– Зачем же вам так много денег… и сразу?
– Вообще-то мне нужно больше, – сказал Остап, – пятьсот тысяч – это мой
минимум, пятьсот тысяч полновесных ориентировочных рублей, Я хочу уехать, товарищ
Шура, уехать очень далеко, в Рио-де-Жанейро.
– У вас там родственники? – спросил Балаганов.
– А что, разве я похож на человека, у которого могут быть родственники?
– Нет, но мне…
– У меня нет родственников, товарищ Шура, – я один на всем свете. Был у меня
папа, турецкий подданный, да и тот давно скончался в страшных судорогах. Не в этом
дело. Я с детства хочу в Рио-де-Жанейро. Вы, конечно, не знаете о существовании этого
города.
Балаганов скорбно покачал головой. Из мировых очагов культуры он, кроме Москвы,
знал только Киев, Мелитополь и Жмеринку. И вообще он был убежден, что земля плоская.
Остап бросил на стол лист, вырванный из книги.
– Это вырезка из "Малой советской энциклопедии". Вот тут что написано про Рио-
де-Жанейро: "1360 тысяч жителей… " так… "значительное число мулатов… у обширной
1.Кроссворд-повторение по теме.
Панферов В.Н. Введение в профессию: психолог : Учебник и практикум/Панферов
В.Н. - Отв. ред.. - М.:Издательство Юрайт, 2017. - 291 - URL: http://www.biblio- online.ru/book/F088A737-34DB-4EFD-85D3-174E5CDC82DF
. - ЭБС Юрайт, стр.180 2. Дневник рефлексии: анализ проблемных переживаний подростков и молодых людей на примере «Проблемной анкеты» Л.А. Регуш (Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12–18 лет / под ред. Л. А. Регуш. СПб., 2000).
3.Анализ литературных текстов (выявление психологических проблем на материале литературного текста).
Прочитайте отрывки из романа И.Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок». Обратите внимание на реплики героев, в которых могли бы проявляться те или иные виды психологических проблем (конечно, реальными проблемами мы могли бы их назвать только в том случае, если бы герои романа решили обратиться за психологической помощью) и зафиксируйте их. В процессе работы можно пользоваться следующим «скелетом» таблицы:
№ п.п.
Реплика героя (кто и что говорит)
Вид проблемы (проблема самоотношения, межличностных, социальных или профессиональных отношений)
Ваши комментарии о возможных причинах возникновения проблемы, ее следствиях, действиях психолога в случае, если бы к нему обратились с таким вопросом
1 2
Отрывок 1.
«– Зачем же вам так много денег… и сразу?
– Вообще-то мне нужно больше, – сказал Остап, – пятьсот тысяч – это мой
минимум, пятьсот тысяч полновесных ориентировочных рублей, Я хочу уехать, товарищ
Шура, уехать очень далеко, в Рио-де-Жанейро.
– У вас там родственники? – спросил Балаганов.
– А что, разве я похож на человека, у которого могут быть родственники?
– Нет, но мне…
– У меня нет родственников, товарищ Шура, – я один на всем свете. Был у меня
папа, турецкий подданный, да и тот давно скончался в страшных судорогах. Не в этом
дело. Я с детства хочу в Рио-де-Жанейро. Вы, конечно, не знаете о существовании этого
города.
Балаганов скорбно покачал головой. Из мировых очагов культуры он, кроме Москвы,
знал только Киев, Мелитополь и Жмеринку. И вообще он был убежден, что земля плоская.
Остап бросил на стол лист, вырванный из книги.
– Это вырезка из "Малой советской энциклопедии". Вот тут что написано про Рио-
де-Жанейро: "1360 тысяч жителей… " так… "значительное число мулатов… у обширной
бухты Атлантического океана… " Вот, вот! "Главные улицы города по богатству
магазинов и великолепию зданий не уступают первым городам мира". Представляете себе,
Шура? Не уступают! Мулаты, бухта, экспорт кофе, так сказать, кофейный демпинг,
чарльстон под названием "У моей девочки есть одна маленькая штучка" и… о чем
говорить! Вы сами видите, что происходит. Полтора миллиона человек, и все поголовно в
белых штанах. Я хочу отсюда уехать. У меня с советской властью возникли за последний
год серьезнейшие разногласия. Она хочет строить социализм, а я не хочу. Мне скучно
строить социализм. Теперь вам ясно, для чего мне нужно столько денег?»
Отрывок 2.
«– Вы слышали новость, Корейко? – спросил вошедшего Лапидус-младший. –
Неужели не слышали? Ну? Вы будете поражены. – Какая новость?.. Здравствуйте,
товарищи! – произнес Корейко. – Здравствуйте, Анна Васильевна!
– Вы даже себе представить не можете! – с удовольствием сказал Лапидус-
младший. – Бухгалтер Берлага попал в сумасшедший дом.
– Да что вы говорите? Берлага? Ведь он же нормальнейший человек!
– До вчерашнего дня был нормальнейший, а с сегодняшнего дня стал
ненормальнейшим, – вступил в разговор Борисохлебский. – Это факт. Мне звонил его шурин.
У Берлаги серьезнейшее психическое заболевание, расстройство пяточного нерва.
– Надо только удивляться, что у нас у всех нет еще расстройства этого нерва, –
зловеще заметил старик Кукушкинд, глядя на сослуживцев сквозь овальные никелированные
очки.
– Не каркайте, – сказала Чеважевская. – Вечно он тоску наводит.
– Все-таки жалко Берлагу, – отозвался Дрейфус, повернувшись на своем винтовом
табурете лицом к обществу. Общество молчаливо согласилось с Дрейфусом. Один только
Лапидус-младший загадочно усмехнулся. Разговор перешел на тему о поведении
душевнобольных; заговорили о маньяках, рассказано было несколько историй про
знаменитых сумасшедших.
– Вот у меня, – воскликнул Сахарков, – был сумасшедший дядя, который воображал
себя одновременно Авраамом, Исааком и Иаковом! Представляете себе, какой шум он
поднимал!
– Надо только удивляться, – жестяным голосом сказал старик Кукушкинд,
неторопливо протирая очки полой пиджака, надо только удивляться, что мы все еще не
вообразили себя Авраамом, – старик засопел. – Исааком…
– И Иаковом? – насмешливо спросил Сахарков.
– Да! И Яковом! – внезапно завизжал Кукушкинд. – И Яковом! Именно Яковом.
Живешь в такое нервное время… Вот когда я работал в банкирской конторе "Сикоморский
и Цесаревич", тогда не было никакой чистки».
Отрывок 3.
«В углу плакал Паниковский.
– Отдайте мне мои деньги, – шепелявил он, – я совсем бедный! Ягод не был в бане. Я
старый. Меня девушки не любят.
– Обратитесь во Всемирную лигу сексуальных реформ, сказал Бендер. – Может
быть, там помогут.
– Меня никто не любит, – продолжал Паниковский, содрогаясь.
– А за что вас любить? Таких, как вы, девушки не любят. Они любят молодых,
длинноногих, политически грамотных. А вы скоро умрете. И никто не напишет про вас в
газете: "Еще один сгорел на работе". И на могиле не будет сидеть прекрасная вдова с
персидскими глазами. И заплаканные дети не будут спрашивать: "Папа, папа, слышишь ли
ты нас? “
– Не говорите так! – закричал перепугавшийся Паниковский. – Я всех вас переживу.
Вы не знаете Паниковского. Паниковский вас всех еще продаст и купит».
Тема 4. Психолог как субъект профессиональной деятельности
1. Кроссворд-повторение по теме.
Панферов В.Н. Введение в профессию: психолог : Учебник и практикум/Панферов
В.Н. - Отв. ред.. - М.:Издательство Юрайт, 2017. - 291 - URL: http://www.biblio- online.ru/book/F088A737-34DB-4EFD-85D3-174E5CDC82DF
. - ЭБС Юрайт, стр.260 2. Проведение беседы-интервью «Путь в профессию» с практикующим психологом- специалистом.
С помощью этого задания можно познакомиться с историями профессионального становления состоявшихся психологов «из первых рук».
Беседа проводится с практикующим специалистом-психологом (по вашему выбору) в свободной форме. Основные вопросы, которые должны быть раскрыты в ходе беседы: где работает специалист, круг его профессиональных обязанностей; мотивация выбора профессии; этапы профессионального обучения (где и чему учится, что дало обучение?); профессиональный опыт (где работал специалист, его профессиональные обязанности, что дал ему этот опыт); ценностные установки в профессии (что самое главное в профессии, какие принципы приоритетны?); трудности, с которыми сталкивается специалист в профессиональной деятельности, способы, которыми он их преодолевает; представления о будущем в профессии.
Содержание беседы конспектируется (с разрешения специалиста). В конспект беседы целесообразно включить программу беседы, конспект ответов, ваши личные впечатления.
3.Дневник
рефлексии.
Знакомство с методикой определения статуса профессиональной идентичности Дж. Марсия (Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя.
Психологические тесты для подростков. СПб., 2006).
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
по направлению
37.03.01 Психология
Направленность (профиль): Профиля нет
Б. 1.7.5 Модуль "Теоретические основы психологии". Введение в профессию
Приложение 2
Типовые задания для проведения процедур оценивания результатов
освоения дисциплины
в ходе промежуточного контроля
Содержание
1. Процедура промежуточной аттестации
2. Типовые итоговые тесты к зачету
3. Типовые вопросы к зачету
1. Процедура промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по дисциплине направлена на оценивание теоретических знаний основных понятий дисциплины, и практической составляющей - готовности решению профессиональных задач на основе полученных психологических знаний.
Аттестация в 1 семестре по курсу «Введение в профессию»» осуществляется в виде зачета в смешанной форме, включающего итоговой тест и устный отчет обучающегося об итогах выполненных заданий инвариантной и вариативной частей самостоятельной работы.
2. Типовые итоговые тесты к зачету
Пример итогового теста по курсу «Введение в профессию»
Пожалуйста, выберите правильный вариант (варианты) ответа.
1. Психология человека как явление представляет собой: а) сложную взаимосвязь психических свойств и психологических качеств человека; б) нечто такое, что обусловливает определенное поведение человека; в) набор простых и сложных инстинктов; г) принципиально непознаваемую «вещь в себе».
2. Психология человека – это наука, которая изучает: а) душу человека; б) особенности психического устройства человека; в) психические явления и психологическую детерминацию жизнедеятельности людей; г) особенности поведения человека.
3. Мифы, религии, философия с точки зрения психологической науки представляют собой: а) пережиток прошлого; б) исторические формы систематизации психологического знания; в) опасные феномены, способные оказывать мощное влияние на человеческую психику; г) нечто далекое от области психологического знания.
4. Субъектность человека выражается в том, что: а) человек способен к совершению произвольных двигательных актов; б) человек способен изменять природный мир; в) человек обладает свободой выбора и принятия решений;
г) человек всегда субъективен в оценке происходящих событий.
5. Психотехника – это: а) отрасль психологии, предметом которой явилось приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с трудовой деятельностью человека; б) отрасль психологии, предметом которой является взаимовлияние людей и те психологические механизмы, которые при этом используются; в) инструментарий психолога; г) набор способов общения с клиентом.
6. Основную задачу академических психологов можно обозначить как: а) обучение; б) лечение; в) производство; г) познание.
7. Менеджер по персоналу относится к категории: а) академических психологов; б) прикладных психологов; в) практических психологов; г) психолог не может быть менеджером по персоналу.
8. Психологическая культура – это: а) разнообразные порождения сублимации в области искусства; б) умение управлять и манипулировать другими людьми; в) компетентность в области человеческой психологии, обусловливающая социально адекватное поведение; г) различные психологические теории и концепции.
9. Психология личности – это отрасль: а) академической психологии; б) прикладной психологии; в) практической психологии; г) психологии человека в целом.
10. Отношения в семье можно отнести к сфере: а) проблем самоотношения; б) проблем межличностных отношений; в) проблем социального взаимодействия; г) проблем профессиональной деятельности.
11. Практические психологи занимаются проблемами: а) самоотношения; б) межличностных отношений; в) социального взаимодействия; г) все ответы верны.
12. Интроспекция – это: а) синоним слова «супервизия»; б) самонаблюдение; в) аттестационная проверка деятельности психолога; г) восприятие.
13. Психолог отличается от людей других профессий тем, что: а) располагает более детальной информацией о мыслях и чувствах людей; б) имеет больше информации о себе, своей психике и психологии, и поэтому может предсказывать поведение людей; в) знает некоторые закономерности психологии человека и поэтому бывает успешен в прогнозировании чужого поведения; г) все вышеперечисленное верно.
5. Психотехника – это: а) отрасль психологии, предметом которой явилось приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с трудовой деятельностью человека; б) отрасль психологии, предметом которой является взаимовлияние людей и те психологические механизмы, которые при этом используются; в) инструментарий психолога; г) набор способов общения с клиентом.
6. Основную задачу академических психологов можно обозначить как: а) обучение; б) лечение; в) производство; г) познание.
7. Менеджер по персоналу относится к категории: а) академических психологов; б) прикладных психологов; в) практических психологов; г) психолог не может быть менеджером по персоналу.
8. Психологическая культура – это: а) разнообразные порождения сублимации в области искусства; б) умение управлять и манипулировать другими людьми; в) компетентность в области человеческой психологии, обусловливающая социально адекватное поведение; г) различные психологические теории и концепции.
9. Психология личности – это отрасль: а) академической психологии; б) прикладной психологии; в) практической психологии; г) психологии человека в целом.
10. Отношения в семье можно отнести к сфере: а) проблем самоотношения; б) проблем межличностных отношений; в) проблем социального взаимодействия; г) проблем профессиональной деятельности.
11. Практические психологи занимаются проблемами: а) самоотношения; б) межличностных отношений; в) социального взаимодействия; г) все ответы верны.
12. Интроспекция – это: а) синоним слова «супервизия»; б) самонаблюдение; в) аттестационная проверка деятельности психолога; г) восприятие.
13. Психолог отличается от людей других профессий тем, что: а) располагает более детальной информацией о мыслях и чувствах людей; б) имеет больше информации о себе, своей психике и психологии, и поэтому может предсказывать поведение людей; в) знает некоторые закономерности психологии человека и поэтому бывает успешен в прогнозировании чужого поведения; г) все вышеперечисленное верно.
14. Обсуждая с клиентом вопросы собственной компетентности, психолог должен: а) показать себя более компетентным, чем это есть на самом деле, чтобы клиент больше доверял его действиям; б) показать себя менее компетентным, чем это есть на самом деле, чтобы клиент не ждал слишком многого от совместной работы; в) подробно и в деталях раскрыть вопросы своей компетентности; г) сделать краткое сообщение о своей компетентности, а детали сообщать по запросу клиента.
15. Наиболее эффективным и этичным методом рефлексии собственной деятельности будет, если психолог: а) рассказывает о своих клиентах в семейном кругу; б) рассказывает о своих клиентах супервизору; в) рассказывает о своих клиентах коллегам; г) рассказывает о своих клиентах своим домашним животным.
16. Психолог в нашей стране отличается от психотерапевта тем, что: а) имеет более низкий уровень квалификации; б) не имеет базового медицинского образования; в) не работает с неврозами; г) не работает с психозами.
17. Работа психолога с группой клиентов, направленная на формирование определенных навыков, называется: а) тренинг; б) групповая психотерапия; в) группа встреч; г) коллоквиум.
18. В профессиональной подготовке психологов имеют большое значение: а) знания о психологии человека; б) знания о телесно-психической организации человека; в) знания о социальных отношениях людей; г) все вышеперечисленные области знаний.
19. Смысл выполнения курсового или выпускного квалификационного проекта состоит в том, чтобы: а) опросить до ста человек, обработать и обобщить полученную информацию; б) написать внятный литературный обзор, чтобы подробно разобраться хотя бы в этом вопросе; в) увидеть интересную проблему, поставить перед собой исследовательскую задачу и решить ее; г) защитить проект и получить положительную оценку.
20. Чтение периодической научной литературы необходимо для того, чтобы: а) стать хорошим консультантом; б) ориентироваться в последних событиях научного мира; в) жить было интереснее; г) хорошему профессионалу не нужна периодическая литература.
Критерии оценки итогового теста:
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, тест считается пройденным при наличии 55 % правильных ответов
3. Вопросы к зачету
1. Представления о психологической профессии.
2. Основные этапы становления психологической профессии.
3. Взаимосвязь житейской и научной психологии.