Файл: Образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 37. 03. 01 Психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- имена психологов, работающих в этой отрасли,
- подготовить вопрос (на понимание) для однокурсников по материалам своего выступления.
Тема 3. Проблемные поля психологии
1.Анализ Интернет-ресурсов, предлагающих услуги психологов, и представленных на этих сайтах описаний.
В этом задании вам предлагается проанализировать содержание сайтов, на которых пользователи интернета имеют возможность задать вопрос практикующему психологу и получить на него ответ.
Алгоритм выполнения этого задания таков:
1. найдите 3-5 сайтов, на которых пользователям интернета предлагается заочная консультация психолога;
2. проанализируйте вопросы, адресованные психологу, выделив основные
«проблемные темы» и посчитав их процентное соотношение в общей массе вопросов;
3. проанализируйте специфику вопросов «клиентов» разного пола:
- кто чаще обращается с вопросами: мужчины или женщины? (приведите процентное соотношение);
- какие вопросы более свойственны для мужчин, какие – для женщин? (приведите процентное соотношение);
4. аналогичным образом проанализируйте возрастную специфику вопросов к психологу;
5. оформите результаты проведенного анализа, указав:
- названия и адреса сайтов, послужившие для вас источником информации;
- общее количество проанализированных вопросов к психологу;
- полученные вами данные (в виде таблиц и/или диаграмм);
- ваши выводы по результатам проведенного анализа.

Тема 4. Психолог как субъект профессиональной деятельности
1.Решение кейса «Этический кодекс - практическое применение».
В этом задании приведены некоторые профессиональные ситуации, с которыми может столкнуться в своей деятельности психолог. Предложите варианты поведения психолога, соответствующие требованиям этического кодекса, ответив на вопросы:
-Какое положение этического кодекса будет основным при выборе варианта ответа?
-Какое поведение психолога может быть признано неэтичным?
-Какой вариант поведения психолога отвечает требованиям профессиональной этики?
Ответы на приведенные выше вопросы должны быть обоснованы.
Ситуация 1. Вы совмещаете преподавание психологии в солидном университете с
практической деятельностью психолога-консультанта. Один из ваших студентов, зная об
этом, просит вас на перерыве обсудить с ним один личный вопрос.
Ситуация 2. Выполняя обязанности школьного психолога, вы провели фронтальную
диагностику школьной адаптации пятиклассников, предварительно получив разрешение
родителей. Мама одного из учащихся приходит к вам на консультацию и просит рассказать
о результатах ее ребенка, а также о результатах его друзей, потому что ей важно
понять, как ее ребенок выглядит «на фоне остальных».
Ситуация 3. Вы работаете психологом в медицинском учреждении. Среди пациентов
есть немолодой мужчина, прогноз течения заболевания которого неблагоприятен, и вам об
этом известно. В разговоре он задает вам вопрос: «Скажите честно, я скоро умру?».
Ситуация 4. Вы консультируете семейную пару, находящуюся на грани развода. В
один из дней раздается телефонный звонок от матери мужа с предложением рассказать
вам ситуацию «абсолютно объективно, чтобы вы понимали, с кем имеете дело».

Ситуация 5. Вы – психолог, работающий со специалистами компании, занимающейся
продажами, ведущий тренингов. Директор компании просит вас помочь ему в вопросе
сокращения персонала и на основе свои наблюдений за людьми на тренинге предоставить
ему список кандидатов на увольнение.
Ситуация 6. Для достоверности получаемых в эксперименте данных необходимо
скрыть от испытуемых некоторые детали, то есть, попросту говоря, обмануть их. Ваш
коллега предлагает вам провести такой эксперимент, потому что по его результатам
может получиться отличная статья.
Ситуация 7. В процессе консультации оказывается, что ваши религиозные
убеждения диаметрально расходятся с убеждениями вашего клиента, и вам никак не
удается оставаться беспристрастным в беседе с ним, несмотря на все ваши усилия.
2. Анализ Интернет-ресурсов, посвящѐнных проблемам (трудностям) начинающих психологов.
Характеристика трудностей начинающих психологов составляется по материалам интернет-обсуждений проблем профессиональной деятельности психолога, ведущихся самими специалистами «от первого лица» (форумы, блоги специалистов). Использование текстов, содержащих обобщение опыта ряда специалистов (например, научных и научно- популярных статей), не допускается.
В содержании характеристики целесообразно раскрыть следующие вопросы:
- Какие трудности чаще всего упоминают начинающие психологи?
- В чем они видят причины этих трудностей?
- Какими причинами могут быть объяснены эти трудности, по вашему мнению?
-Что, по вашему мнению, нужно сделать на этапе обучения в вузе для того, чтобы минимизировать возможные трудности на этапе послевузовской профессионализации?
2. Типовые задания для вариативной самостоятельной работы
Основными заданиями вариативной части самостоятельной работы по курсу
«Введение в профессию» являются кроссворды-повторение, анализ литературных текстов, дневник рефлексии, доклад-сообщение, анализ кейсов, творческая работа, интервью-беседа.
1. Кроссворд-повторение решает задачу актуализации знаний по изученной теме, вид текущей аттестации, связанный с выявлением возможных пробелов в знаниях с целью их устранения.
Критерии оценки решения кроссворда:
- Самостоятельность решения
- Отсутствие ошибок
- Быстрота решения
2. Доклад - сообщение интегрирует знания по теме.
Критерии оценки задания:
- Опора на научные источники информации.
- Четкость и структурированность изложения.
- Наличие иллюстративных материалов (раздаточные материалы, презентации).
-Оформление работы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.9
3. Интервью-беседа – набор профессиональных задач, проверяющих способность студентов к установлению и поддержанию контакта в ходе беседы, к фиксированию значимых реакций интервьюируемого.
Критерии оценки задания:
- Наличие плана беседы
- Наличие конспекта беседы


- Степень развѐрнутости (полноты) ответов
- Наличие личных впечатлений интервьюера
4. Творческая работа представляет собой эссе, посвящѐнное проявлению психологических особенностей личности, знаний, умений и навыков в деятельности практикующего психолога.
Критерии оценки творческой работы:
- Самостоятельность в выборе источников информации
- Оформление работы в соответствии с требованиями
- Оригинальность подхода к выполнению работы.
5. Решение кейса представляет собой анализ проблемной ситуации по предлагаемым параметрам.
Критерии оценки решения кейса:
-Описание психологического явления, проблемы (структура, составляющие, особенности)
-Установление связей между психическими явлениями, проблемами и их проявлениями
-Использование знаний о психологическом явлении в работе психолога-специалиста
6. Дневник рефлексии представляет собой самоанализ различных проявлений психической жизни; психологический анализ жизненных ситуаций; самонаблюдение и отчеты по самонаблюдению.
Критерии оценки задания «дневник»:
-Правильность заполнения методики согласно инструкции
-Правильность обработки результатов согласно ключу методики
-Правильность интерпретации результатов согласно имеющимся в методике нормативных данных и приведенным к ним интерпретационным описаниям
-Правильность рекомендаций по полученным результатам.
7. Анализ литературных текстов представляет собой выявление психических явлений и психологических проблем в литературных текстах.
Критерии оценки задания:
-Описание психологического явления, проблемы (структура, составляющие, особенности)
-Установление связей между психическими явлениями, проблемами и их проявлениями
-Использование знаний о психологическом явлении в работе психолога-специалиста
Тема 1. Психология в жизнедеятельности людей
1. Кроссворд-повторение по теме.
Панферов В.Н. Введение в профессию: психолог : Учебник и практикум/Панферов
В.Н. - Отв. ред.. - М.:Издательство Юрайт, 2017. - 291 - URL: http://www.biblio- online.ru/book/F088A737-34DB-4EFD-85D3-174E5CDC82DF
. - ЭБС Юрайт, стр.82 2.Анализ литературных текстов (психология в трудах классиков).
Студентам предлагаются выписки из произведений художественной литературы.
Психологический смысл, заключѐнный в тесте, студенты пытаются определить сами.
О межличностных отношениях Моруа А. «Из писем к незнакомке».//Иностранная литература, 1974№ 1. «Любящие родители слишком глубоко сочувствуют, прощают
слабости, извиняют ошибки. Они склонны утешать, а не исправлять. Школа
беспристрастна и сурова, как сама жизнь. В ней господствует равенство, и если


прелестная девочка, обожаемая в семье, проваливается на экзаменах, ей придется их
пересдать или уйти из школы, Таков школьный закон, и это здоровый закон. Никогда в
чрезмерной любви не следует давать детям повода думать, будто слезы и поцелуи
смывают ошибки, будто жизнь - легкая вещь, и семья все может уладить. Жизнь - это
битва и надо готовиться к ней с самого детства. Школьные товарищи лучшие
воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны».
О характере. Н.В. Гоголь. «Невский проспект» Собр. соч. Том 3. М, 1952, стр. 38-
39. «Шиллер был совершенный немец, в полном смысле этого слова. Еще с
двадцатилетнего возраста, с того счастливого времени, в которое русский живет на
фу-фу, уже Шиллер размерил всю свою жизнь и никакого, ни в коем случае, не делал
исключения. Он положил вставать в семь часов, обедать в два, быть точным во всем и
быть пьяным каждое воскресенье. Он положил себе в течение десяти лет составить
капитал из пятидесяти тысяч, и уж это было так верно и неотразимо, как судьба,
потому что скорее чиновник позабудет заглянуть в швейцарскую своего начальника,
нежели немец решится переменить свое слово. Ни в коем случае не увеличивал он своих
издержек, и если цена на картофель слишком поднималась против обыкновенного, он
не прибавлял ни одной копейки, но уменьшал только количество, хотя оставался
иногда несколько голодным, но однако же привыкал к этому. Аккуратность его
простиралась до того, что он положил целовать жену свою в сутки не более двух раз...»
О проявлении эмоций. Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Позднышев: «И вдруг
меня охватила страшная злоба к ней, какой я еще никогда не испытывал. Мне в первый
раз захотелось физически выразить эту злобу. Я вскочил и двинулся к ней. Дав ход своему
бешенству, я упивался им, и мне хотелось еще что-нибудь сделать необыкновенное,
показывающее высокую ступень моего бешенства. Мне страшно захотелось бить,
убить ее, но я знал, что этого нельзя, чтобы все-таки дать ход своему бешенству -
схватил со стола пресс-папье и швырнул его оземь мимо нее. Я очень хорошо целил мимо»
3.Творческая работа по результатам просмотра фильма «Умница Уилл Хантинг».
Просмотрите фильма «Умница Уилл Хантинг». Письменно ответьте на следующие вопросы:
- какие изменения в ваши представления о профессии «психолог» внес фильм?
- в чем проявился профессионализм консультанта?
- что является главным инструментом работы психолога?
Тема 2. Психология как профессиональная деятельность.
1. Кроссворд-повторение по теме.
Панферов В.Н. Введение в профессию: психолог : Учебник и практикум/Панферов
В.Н. - Отв. ред.. - М.:Издательство Юрайт, 2017. - 291 - URL: http://www.biblio- online.ru/book/F088A737-34DB-4EFD-85D3-174E5CDC82DF
. - ЭБС Юрайт, стр.117 2. Доклад-сообщение, посвящѐнное известным психологам РГПУ им. А.И. Герцена.
Примерный список персоналий:
-
Ананьев Борис Герасимович
-
Ананьев Виктор Алексеевич
-
Басов Михаил Яковлевич
-
Болтунов Александр Павлович
-
Вагнер Владимир Александрович
-
Веденский Александр Иванович
-
Волкович Вера Акинфиевна
-
Выготский Лев Семенович
-
Грачев Александр Алексеевич
-
Ильин Евгений Павлович


-
Каптерев Петр Федорович
-
Клѐцина Ирина Сергеевна
-
Коржова Елена Юрьевна
-
Кораблина Елена Павловна
-
Климов Евгений Александрович
-
Люблинская Анна Александровна
-
Манеров Валерий Хайдарович
-
Мясищев Владимир Николаевич
-
Нечаев Александр Петрович.
-
Панферов Владимир Николаевич
-
Посохова Светлана Тимофеевна
-
Раев Александр Израилевич
-
Регуш Людмила Александровна
-
Рогинский Гирша Залманович
-
Рубинштейн Сергей Леонидович
-
Степанов Анатолий Аркадьевич
-
Семикин Виктор Васильевич
-
Столица Зинаида Константиновна
-
Шардаков Михаил Николаевич
-
Шнирман Александр Львович
-
Щербаков Александр Ильич
-
Ярошевский Михаил Григорьевич
План доклада-сообщения:
- краткая биография,
- путь в науку,
- проблемы, которые изучают(ли),
- связь с РГПУ им. А.И. Герцена,
- наиболее значимые публикации,
- подготовить вопрос (на понимание) для однокурсников по материалам своего выступления.
3. Дневник рефлексии. Знакомство с опросником мотивации профессиональной деятельности психологов (Микляева А.В., Румянцева П.В., Тужикова Е.С., Тупицына И.А.
Психологическое сопровождение профессиональной деятельности начинающих психологов.
Методическое пособие. СПб., 2003)
4. Решение кейса на примере фрагментов должностных инструкций психологов, работающих в разных сферах
Ознакомьтесь с приведѐнными ниже фрагментами должностных инструкций психологов, работающих в разных сферах. Соотнесите эти фрагменты с областями профессиональной деятельности практических психологов (используйте предложенную ниже схему).
Педагог-психолог
Фрагмент 1
Психолог службы управления персоналом
Фрагмент 2
Психолог в подразделении министерства внутренних дел
Фрагмент 3
Фрагмент 1.
Психолог
выполняет
следующие
должностные
обязанности:
- Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов
производства на трудовую деятельность работников предприятия в целях разработки
мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

- Выявляет наиболее актуальные вопросы и проблемы, требующие решения (текучесть
кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути
устранения причин, их вызывающих.
-Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики
профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной
среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно
условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом
перспективы
развития
его
профессиональных
способностей.
- Готовит предложения руководству и участвует в реализации мероприятий, направленных
на
повышение
производительности
труда
и
удовлетворенности
трудом.
- Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации
молодых специалистов и рабочих.
Фрагмент 2.
Психолог
выполняет
следующие
должностные
обязанности:
-
Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение
психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в
процессе воспитания и обучения.
-
Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет
превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
-
Определяет
факторы,
препятствующие
развитию
личности
обучающихся
(воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи
(психокоррекционной,
реабилитационной
и
консультативной).
- Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских
работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их
заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся
(воспитанников).
- Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ
образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей
личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к
ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
- Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся
(воспитанников), содействует их развитию и поиску.
Фрагмент 3.
Психолог
выполняет
следующие
должностные
обязанности:
- Анализирует результаты психодиагностического обследования кандидатов на службу, в
случаях необходимости проводит их дополнительное психологическое изучение.
- Проводит психологическое обследование сотрудников и разрабатывает предложения по
индивидуально-воспитательной работе с ними.
- Проводит занятия по психологической тематике в системе служебной подготовки.
- С учетом уровня развития психологических качеств сотрудников и специфики оперативно-
служебной деятельности разрабатывает предложения и участвует в проведении
психологической подготовки личного состава.
- Разрабатывает предложения по социально-психологической адаптации молодых
сотрудников.
- Участвует в работе кадровой и аттестационной комиссий органа (подразделения)
внутренних дел.
- Изучает социально-психологический климат и стиль руководства в служебных
коллективах.
- Проводит анализ психологических причин текучести кадров, нарушений дисциплины и
законности, заболеваемости, самоубийств, профессиональных затруднений и ошибок
сотрудников.