Файл: Общая характеристика работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С учетом обширных территорий страны железнодорожный транспорт играл и играет важную роль в российской экономике. Страна имеет одну из крупнейших железнодорожных сетей в мире. Его общая длина превышает 124 тысячи километров. Более трети из них в настоящее время электрифицированы. По протяженности железных дорог Россия уступает только США.

По качеству железнодорожной инфраструктуры Россия находится только на 23-м месте (а по качеству всей транспортной инфраструктуры - на 74-м). Первые железные дороги были построены в России в девятнадцатом веке (дорога Царское Село, дорога Одесса-Балта). Железнодорожная сеть страны характеризуется территориальной диспропорцией. Самая развитая сеть железных дорог в европейской части страны. Долгое время Транссибирская магистраль была единственной магистралью в азиатской части России. В годы советской власти были проложены новые магистрали. Проведена электрификация дорог. В 21 веке были введены в эксплуатацию скоростные локомотивы отечественного производства.

Тарифы на транспортные услуги должны, прежде всего, соответствовать требованиям рынка и учитывать возможность свободной конкуренции с другими видами транспорта на конкретном маршруте. Для многих предприятий, особенно тех, которые имеют собственный железнодорожный доступ, железнодорожный транспорт является наиболее подходящим средством доставки грузов с точки зрения логистики. Тем не менее, низкое качество транспортных услуг часто является причиной перехода владельца груза на другой вид транспорта, несмотря на более высокие транспортные расходы. Возможное решение проблемы - гибкая тарифная политика, основанная на дифференциации тарифов в зависимости от качества транспортных услуг, предлагаемых клиентом.

Как следует из опыта США, дерегулирование отрасли позволило железным дорогам оптимизировать свою экономическую и коммерческую деятельность. Отмена государственного регулирования железнодорожных тарифов привела к увеличению прибыли перевозчиков. Вырученные средства были реинвестированы в модернизацию основных фондов, разработку и внедрение новых, более совершенных, технических систем и технологических процессов. В ближайшее время эти мероприятия позволят компании ОАО «Российские железные дороги» добиться значительного снижения тарифов, повысив эффективность использования производственных ресурсов.

Во второй главе
проанализировано текущее состояние в сфере грузовых перевозок железнодорожным транспортом в России. Железнодорожная отрасль представляет собой совокупность отраслей, которые обеспечивают строительство железнодорожных линий, их эксплуатацию и отрасли железнодорожного машиностроения. Таким образом, речь идет о межотраслевом комплексе, его отрасли относятся как к транспорту, так и к строительству и машиностроению. Отраслевая структура комплекса имеет следующий состав: железнодорожное машиностроение; железнодорожный транспорт; дорожное строительство; сфера услуг (энергетика, связь, электротехника и др.). Железнодорожная отрасль начинается с изобретения парового двигателя и его установки на локомотив. Железнодорожное машиностроение является отраслью транспортного машиностроения, которая производит различные виды железнодорожной техники (локомотивы, вагоны, транспортные платформы и т.д.).

Определено место и роль железных дорог на российском и международном рынке грузовых перевозок. Международные морские перевозки осуществляются в основном «морскими» государствами: Грецией, Великобританией, Финляндией, Норвегией и Японией. Что касается воздушного движения и интенсивности движения, эксперты традиционно выделяют три региона: Западную Европу, Дальний Восток и США. На их долю приходится 2/3 мирового грузооборота. Еще один крупный регион находится в Азии - Китай, Сингапур, Таиланд, Япония. Они берут 1/5 тома. Значительная часть товаров проходит транзитом через территорию России. В России, как следует из отчетов Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, автомобильный транспорт лидирует по тоннажу. Это занимает до 68% в структуре всех перевозимых товаров.

Общая протяженность железных дорог в мире составляет 1,2 млн. км. Из них 240 тыс. км проходят через Соединенные Штаты, а 90 тыс. Км - через Канаду. В России этот показатель меньше - 86 тыс. Км. В то же время плотность сети высока только в европейской части страны. В Сибири фактически используется только Транссибирская магистраль. Абсолютные лидеры среди товаров - уголь, нефть, строительные материалы, руды, черный металл. Для владельцев небольших партий этот вид транспорта остается невыгодным: невозможно доставить «от двери до двери», сложно планировать из-за длительного времени, необходимо нести расходы по погрузке и разгрузке товара вовремя мультимодальных перевозок.

Изучена организация транспортного обслуживания грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. На сегодняшний день трудно переоценить значение железнодорожного транспорта для развития экономических отношений как внутри Российской Федерации, так и за ее пределами. Необходимость непрерывной работы предприятий различного рода деятельности, своевременной доставки грузов в любое время года и практически в любых погодных условиях определяет особое значение железнодорожного транспорта как одного из главных составляющих элементов транспортной системы в целом. Развитие и укрепление рыночных отношений,

внедрение новых технологий по доставке грузов, в перспективе будут являться основой перехода на инновационный путь развития Российской Федерации и укреплению международных торговых отношений.

Несмотря на всю важность и необходимость, в последние годы доля перевозок железнодорожным транспортом не демонстрирует значительный рост, а по некоторой номенклатуре грузов даже снижается. Все чаще грузовладельцы и транспортно-экспедиторские компании выбирают альтернативу железнодорожному транспорту, предпочитая доставку грузов автотранспортом. Наибольший перелом в сторону перевозки автомобилями произошел с немассовыми грузами, такими как продовольственные и промышленные товары, продукция сельского хозяйства, на небольших расстояниях (до 3000 - 4000 км). Железнодорожные грузоперевозки также заметно отстают от автоперевозок из-за ряда факторов, из которых одним из основных является ограниченная протяженность и недостаточно развитая инфраструктура железных дорог.

Тарифы на транспортные услуги должны, прежде всего, соответствовать требованиям рынка и учитывать возможность свободной конкуренции с другими видами транспорта на конкретном маршруте. Для многих предприятий, особенно тех, которые имеют собственный железнодорожный доступ, железнодорожный транспорт является наиболее подходящим средством доставки грузов с точки зрения логистики. Тем не менее, низкое качество транспортных услуг часто является причиной перехода владельца груза на другой вид транспорта, несмотря на более высокие транспортные расходы.

Как следует из опыта США, дерегулирование отрасли позволило железным дорогам оптимизировать свою экономическую и коммерческую деятельность. Отмена государственного регулирования железнодорожных тарифов привела к увеличению прибыли перевозчиков. Вырученные средства были реинвестированы в модернизацию основных фондов, разработку и внедрение новых, более совершенных, технических систем и технологических процессов. В ближайшее время эти мероприятия позволят компании ОАО «Российские железные дороги» добиться значительного снижения тарифов, повысив эффективность использования производственных ресурсов [60].

Хозяйственная деятельность организации на рынке грузовых и пассажирских перевозок протекает в условиях значительной конкуренции со стороны других видов транспорта, например, с воздушным - в осуществлении пассажирских перевозок, с автомобильным - в грузовых перевозках на малые и средние расстояния.


Необходимо развивать конкурентоспособность железнодорожного транспорта, в том числе в направлении улучшения вышеперечисленных показателей качества. Также рекомендуются меры по полному удовлетворению потребностей клиентов железнодорожного транспорта.

В этом аспекте конкурентоспособность может быть повышена за счет:

-внедрение систем, поддерживающих управление перевозками и позволяющих эффективно использовать ресурсы (подвижной состав, погрузка транспортных единиц, персонал);

-внедрение систем, позволяющих отслеживать автомобили и грузы, а также передавать информацию об их состоянии клиентам;

-совершенствование системы транспортного обслуживания на железнодорожном транспорте в секторе грузовых перевозок;

-реализация инструментов по совершенствованию системы обслуживания клиентов ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок.

В ближайшее время эти мероприятия позволят компании «Российские железные дороги» добиться значительного снижения тарифов, повышения эффективности использования производственных ресурсов.

В заключение, можно сделать вывод о том, что необходимо в полной мере использовать все имеющиеся возможности и принять практические меры по качеству транспорта, в том числе по перестройке методов управления и организации работы ТЛК, внедрению нового подхода к управлению со стороны сотрудников, качества услуг грузоперевозчиков и грузовых перевозок. Решение вышеуказанных проблем повысит эффективность как железнодорожных предприятий, так и грузовладельцев, и, в конечном итоге, эффективность системы распределения товаров.

Основными общесистемными проблемами развития транспорта в Российской Федерации являются невысокий уровень транспортной мобильности населения, особенно за пределами крупнейших городов и городских агломераций, недостаточный уровень доступности и качества транспортных услуг для населения, а также транспортно-логистических услуг в сфере грузовых перевозок, сохраняющиеся территориальные и структурные диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры, недостаточно высокий уровень технологического развития отдельных видов транспорта по сравнению с развитыми и рядом развивающихся государств, недостаточная конкурентоспособность российских транспортных предприятий на международном рынке транспортных услуг, нереализованный в полной мере уровень экспорта транспортных услуг, в том числе недоиспользование транзитного потенциала, недостаточный уровень обеспечения транспортной безопасности, растущее негативное влияние транспорта на экологию, климат и здоровье человека.


В третьей главе рассматриваются инструменты эффективной реализации логистического потенциала российского железнодорожного транспорта.

Выделим основные критерии оценки логистического потенциала железнодорожного транспорта России:

1. Стоимость услуг ОАО «РЖД».

Компания предоставляет весь спектр услуг по логистике и организации транспортировки грузов по стране и за её пределы. Действующие тарифы на ж/д перевозки регламентируются ФАС и контролируются другими государственными органами. Постепенное их повышение происходит поэтапно после согласования с Правительством РФ.

2. Стоимость услуг компаний-операторов. В настоящее время компания-оператор - владелец подвижного состава (вагонов, а иногда локомотивов), заключающая договора с грузовладельцами и железными дорогами на перевозки грузов. Часто компания такого профиля оказывает транспортно-экспедиционные услуги: выступает грузоотправителем, плательщиком железнодорожного тарифа, согласовывает передачу грузов на другие виды транспорта и т.п. В принципе, расширение комплекса дополнительных услуг могло бы стать основой деятельности мультимодальных компаний, реализующих доставку груза (товара) «от двери до двери». На практике создание таких многопрофильных компаний во многом затруднено из-за действующей тарифной системы на железнодорожном транспорте, по-прежнему рассматриваемому как перевозчик-монополист.

3. Оперативность согласования заявок (в том числе на перевозку повагонной/групповой отправкой, на разовую перевозку).

ОАО «РЖД» рассматривает заявку в течение семи или двенадцати дней, что является достаточно длительным периодом, поскольку даже большинству крупных грузоотправителей трудно планировать свои поставки на такой длительный период времени. Такой период негативно влияет на конкурентоспособность железнодорожного транспорта, поскольку альтернативные виды транспорта значительно сокращают время между применением и транспортировкой. Например, иногда автомобильным транспортом можно перевозить грузы в один и тот же день.

4. Наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве.

Существующая модель реформирования рынка грузовых железнодорожных перевозок, которая отделяет парк грузовых вагонов от вида транспорта (ОАО «РЖД»), имеет низкую эффективность. В результате российские железные дороги не могут удовлетворить все транспортные требования и не влияют на рыночные цены, на предоставление железнодорожных транспортных средств (в частности, универсальных полувагонов как наиболее популярного типа железнодорожных транспортных средств).