Файл: Многонациональный народ является субъектом принятия Конституции рф. В ее преамбуле говорится мы, многонациональный народ принимаем Конституцию Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 344

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


15. На основании протокола о результатах референдума Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о результатах референдума. В случае, если референдум признан состоявшимся, результаты референдума - действительными, решение - принятым на референдуме, в решении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах референдума приводится вопрос (приводятся вопросы), принятый (принятые) на референдуме, а если на референдум выносился проект нормативного акта, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации прилагает к решению текст принятого нормативного акта. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации"

Статья 83. Вступление в силу и юридическая сила решения, принятого на референдуме

1. Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации результатов референдума.

2. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

3. Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации.

4. Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.

5. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, в компетенцию которого входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки этого нормативного правового акта, который не должен превышать три месяца со дня принятия решения на референдуме.

23. Место конституционного права в системе права Российской Федерации.

Конституционное право традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права, предопределяя содержание иных отраслей права.

Это определяется несколькими моментами:

1) предметом конституционного права являются общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного устройства; 2) основной источник конституционного права - Конституция РФ - акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер;


3) конституционное право определяет основы конституционного строя Российской Федерации, то есть те основополагающие принципы, которым должно соответствовать построение государства, ориентиры для строительства системы правовых норм, в рамках которых существует правовое, конституционное государство. Человек как высшая ценность, суверенитет народа, демократизм, федерализм, разделение властей, собственность и другие принципы, представляющие собой основы конституционного строя, лежат в основе функционирования любой отрасли права;

4) конституционное право закрепляет основные права человека и гражданина, определяет общую правосубьектность индивида в рамках нашей правовой системы. Эта общая правосубьектность является общей предпосылкой конкретных правоотношений, устанавливаемых на основе норм других отраслей права;

5) конституционное право устанавливает федеративное устройство Российской Федерации, разделение полномочий между Федерацией и ее субъектами, определяя источники той или иной отрасли права, возможность регулирования определенных областей общественных отношений нормами федерального или регионального права, их совокупности;

6) конституционное право закрепляет основы организации государственной власти и местного самоуправления, компетенцию высших федеральных органов власти, принципы организации региональных органов власти, учреждая круг субъектов, представляющих государство в общественных отношениях, регулируемых различными отраслями права;

7) конституционное право регламентирует правотворческий процесс - процедуру создания норм права - исходных элементов любой отрасли права, закрепляет виды источников, в которых могут содержаться правовые нормы.

В целом, конституционное право является первичной отраслью, поскольку все отрасли права основываются на закрепленных нормами Конституции РФ принципах организации системы власти, компетенции и основных началах деятельности органов государства, выступающих субъектами всех отраслевых правоотношений.

Как мы уже отметили, нормы конституционного права образуют наиболее важные (базовые) институты системы права, они являются определяющими для регулирования общественных отношений всеми другими отраслями права, которые исходят из принципов, закрепленных в конституционном праве.



Так нормы конституционного права России (ст. ст. 77, 78, гл. 6 Конституции РФ), определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, устанавливают основные начала для административного права.

Для трудового права исходными положениями будут являться такие нормы конституционного права как: ст. ст. 7,37 Конституции РФ.

Закрепляя формы собственности (ч.2 ст.8; ч.2 ст.9 Конституции РФ), права собственника (ст. ст. 34, 35, 36, Конституции РФ), принципы хозяйствования (ч.1 ст.8; ч.2 ст.34 Конституции РФ) - конституционное право закладывает основы для гражданского, уголовного, земельного права.

Определяя основы бюджетной системы России, системы налогов (ст. ст. 57, 75 Конституции РФ), нормы конституционного права предопределяют основы финансового права.

Устанавливая систему органов судебной власти, конституционные принципы правосудия (гл. 7 Конституции РФ), права граждан в сфере судопроизводства (ст. ст. 20, 21, 22, 46, 47 Конституции РФ и др.) - конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовно-процессуального права и др. отраслей.

Конституционное право тесно взаимодействует с другими отраслями не только посредством установления основополагающих принципов, определяющих общую целенаправленность правового регулирования/основ отношений, обязательных для всего права, но и в процессе реализации конституционно-правовых норм. Так, конституционно-правовые нормы, закрепляющие права человека и гражданина, порождают отношения между государством и личностью. Реализуя же конкретным человеком любого конституционного права порождает правоотношения другой отраслевой принадлежности: административно-правовые, трудовые, гражданские, финансовые и т.д.

24. Уполномоченный по правам человека: порядок назначения, правовой статус, формы деятельности.

Необходимость учреждения уполномоченного закреплена в декларации прав и совбод человека и гражданина. В соответствии с ч1.ст 103 Конституции назначение на должность и освобождение уполномоченного относится к ведению гос. Думы.

В выдвижении кандидатур могут участвовать Президент, СФ, ГД. Каждая кандидатура включается в список для тайного голосования 2\3 от общего числа депутатов Думы.


Лицо занимающее должность Уполномоченного должно отвечать следующим требованиям:

1) Гражданство РФ

2) Не моложе 35 лет

3) Познания в области прав и свобод человека, опыт их защиты

4) При вступлении в должность приносит присягу на заседании ГД. Одно и тоже лицо не может быть назначено 2 срока подряд.

Направления деятельности:

1) Восстановление нарушенных прав

2) Совершенствование законодательства о правах человек и приведение его в соответствие с общепризнанными нормами международного права

3) Развитие международного сотрудничество в области прав и свобод

4) Правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека

Правовой статус Уполномоченного:

1) Он независим и неподотчетен каким-либо гос органам и должностным лицам.

2) Должность Уполномоченного несовместима с обладанием депутатским мандатом, нахождением на гос. службе, занятием какой-либо другой деятельность. За исключением преподавательской, научной и иной творческой.

3) Он не вправе заниматься политической деятельность. быть членом партии или иного общ объединения

4) В течении 5 лет полномочий он обладает неприкосновенностью, содержание которой конкретизируется в ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека» и не отличается от депутатской.

5) Он не наделен властными полномочия, не принимает правовые акты

6) Уполномоченный и создаваемый для обеспечения его деятельности аппарат являются гос. Органом с правом юр лица.

7) Финансирование его деятельности осуществляется из фед. Бюджета

8) Законом установлены основания, которые влекут досрочное освобождение.

Безусловное освобождение: это нарушение запрета на совмещение им функции, и если в отношении него обвинительный приговор суда. Так же его полномочия могут быть прекращены ГД ввиду его неспособности по состоянию здоровью или по иным причинам исполнять свои обязанности. Основанием для освобождения может быть и подача им заявления о сложении полномочий.

Основная компетенция – рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод. Он рассматривает только те жалобы которые были ранее обжалованы в судебном или административном порядке, но заявитель не согласен с принятым решением.


Уполномоченный имеет право в различных формах реагировать на жалобы:

1)принять к рассмотрению

2)разъяснить заявителю средства, который тот вправе использовать для защиты

3)передать жалобу гос орагана или долж лицу, к компетенции которого относится рассмотрение

4)отказать в принятии ( но отказ мотивирован)

По результатам рассмотрения он вправе:

- обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав, участвовать в судебном процессе

- обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного либо уголовного дела в отношении должностного лица

- обращаться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора постановления суда

- обращаться в КС РФ с жалобой на нарушение конституционных прав законов, подлежащим применению в конкретной деле.

По окончанию календарного года он направляет доклад о своей деятельности всем фед органам гос власти. В соответствии с конституцией субъекта должность уполномоченного может учреждаться в субъекте.

25. Понятие и принципы гражданства РФ.

Понятие и принципы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией РФ и Федеральным законом от 31.05.2002 г. «О гражданстве Российской Федерации».

Гражданство Российской Федерации– это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей

Принципы российского гражданства не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

1. Гражданство Российской Федерации является единым на всей территории Российской Федерации и во всех субъектах РФ. Субъекты РФ не вправе устанавливать свое собственное гражданство, тем самым обязуя гражданина РФ при перемещении по территории субъектов РФ каким-то образом подтверждать российское гражданство и отдельно приобретать гражданство данного субъекта федерации. Таким образом, данный принцип учитывает территориальные особенности РФ и является гарантией государственной целостности России.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований и сроков его приобретения. Для реализации прав и свобод, принадлежащих гражданам РФ, не имеет значения способ приобретения лицом российского гражданства, а также срок его приобретения. В своих правах и обязанностях российские граждане равны перед законом.