Файл: Многонациональный народ является субъектом принятия Конституции рф. В ее преамбуле говорится мы, многонациональный народ принимаем Конституцию Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 392
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перечисленные в ч. 3 ст. 55 основания для ограничения прав и свобод явно предусмотрены для непредсказуемых обстоятельств, которые могут потребовать усиления защиты одних прав за счет ограничения других прав человека. Федеральному Собранию в каждом случае принятия закона об ограничении прав и свобод придется конкретно и взвешенно подходить к определению меры и необходимости ограничения каждого конституционного права, придания ограничительным нормам закона постоянного.
11. Экономические, социальные и культурные права граждан РФ
Экономические, социальные и культурные права — важная грань правового государства, они имеют важнейшее значение для жизни человека. Конституция РФ дает новые трактовки многих прав и свобод, входящих в эту группу, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические.
Содержанием этой группы прав и свобод, которые принадлежат как гражданам, так и другим лицам, являются материальные и культурные средства, обеспечивающие жизнь и деятельность человека на надлежащем уровне.
Экономическая переориентация государства наиболее ярко сказалась именно на этой группе прав и свобод граждан. С одной стороны, появились новые права (право частной собственности, право на забастовку, право на благоприятную окружающую среду), с другой — значительно уменьшились материальное участие государства в обеспечении этих прав, а также забота общества о максимальной реализации права на образование, на труд, на здравоохранение и т. д.
К этой группе относятся:
— право на предпринимательскую деятельность (ст. 34);
— право на частную собственность (ст. 35);
— право на свободный труд (ч. 1–3 ст. 37);
— право на отдых (ч. 5 ст. 37);
— право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей и т. д. (ч. 1 ст. 39);
— право на пособие по безработице (ч. 3 ст. 37);
— право на жилище (ст. 40);
— право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);
— право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);
— право на образование (ст. 43);
— свобода творчества (ст. 44);
— право на охрану интеллектуальной собственности (ст. 44);
— право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44).
В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные потребности.
12. Общественная палата РФ: порядок формирования, задачи
Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об Общественной палате Российской Федерации"
Статья 8. Порядок формирования Общественной палаты
1. Президент Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи по результатам проведения консультаций с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, российскими академиями наук определяет кандидатуры сорока граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и обществом, и предлагает этим гражданам войти в состав Общественной палаты. Не менее половины указанных кандидатур должны представлять профессиональные союзы, творческие союзы, объединения работодателей и их ассоциации, профессиональные объединения, а также иные некоммерческие организации, созданные для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп.
2. Размещение на официальном сайте Президента Российской Федерации информации о направлении предложений, указанных в части 1 настоящей статьи, считается днем инициирования Президентом Российской Федерации процедуры формирования нового состава Общественной палаты.
3. Граждане Российской Федерации, получившие предложение войти в состав Общественной палаты, в течение тридцати дней письменно уведомляют Президента Российской Федерации о своем согласии либо отказе войти в состав Общественной палаты.
4. Президент Российской Федерации в течение пятнадцати дней со дня получения им письменного согласия граждан Российской Федерации войти в состав Общественной палаты либо по истечении срока, установленного частью 3 настоящей статьи, своим указом утверждает определенных им членов Общественной палаты и предлагает им совместно с членами Общественной палаты, делегированными от общественных палат субъектов Российской Федерации, приступить к формированию полного состава Общественной палаты.
5. Не позднее тридцати дней со дня инициирования Президентом Российской Федерации процедуры формирования нового состава Общественной палаты общественные палаты субъектов Российской Федерации избирают из своего состава путем тайного альтернативного голосования по одному обладающему безупречной репутацией представителю в состав Общественной палаты на своих заседаниях большинством голосов от общего числа членов соответствующих общественных палат.
Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты
Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:
1) привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;
4) осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;
5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
13. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, классификация
Конституционно-правовая норма – это правило поведения субъектов конституционно-правового отношения. Вместе с тем конституционно-правовая норма обладает определенной спецификой. Прежде всего специфика конституционно-правовых норм вытекает из основного источника конституционного права, которым является Конституция РФ.
Все нормы Конституции являются конституционно-правовыми нормами, которые одновременно выступают в качестве принципов для других отраслей российского права. Следовательно, конституционно-правовые нормы занимают ведущее место в системе норм российского права. Специфика конституционно-правовой нормы проявляется в своеобразии ее структуры. Образцом структуры правовой нормы является наличие в ней трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Этому образцу, например, соответствуют нормы уголовного права. Что касается конституционно-правовых норм, то они, как правило, не имеют всех трех перечисленных элементов. Большинство конституционно-правовых норм состоят только из диспозиции. Например, ч. 1 ст. 5 Конституции РФ гласит: "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации". о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения". Е. И. Козлова выделяет еще две особенности конституционно-правовых норм. Специфика конституционно-правовых норм состоит и в своеобразии субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, законодательные (представительные) органы государственной власти, политические партии, сходы и собрания граждан, избирательные комиссии. Кроме того, специфической особенностью конституционно-правовых норм является особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).
Общепризнанные сегодня критерии классификации конституционно-правовых норм были предложены профессором С. С. Кравчуком. По содержанию конституционно-правовые нормы делятся на нормы, закрепляющие: основы конституционного строя; основы конституционно-правового положения граждан Российской Федерации; федеративное устройство; избирательное право; систему, принципы организации и деятельности высших органов государственной власти России; систему, принципы организации и деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; судебную власть; местное самоуправление.
По характеру имеющихся в них предписаний конституционно-правовые нормы можно подразделить на управомочивающие, обязывающие, запрещающие.
Управомочивающие нормы устанавливают полномочия индивидов, государственных органов, их должностных лиц, общественных объединений. Обязывающие –закрепляют обязанности субъектов конституционно-правовых отношений. Запрещающие нормы устанавливают правила запретительного характера.
По степени определенности содержащихся предписаний конституционно-правовые нормы делятся на императивные и диспозитивные. Императивные нормы требуют точного соблюдения установленных ими правил. Диспозитивные – допускают возможность альтернативы, выбор различных вариантов поведения в зависимости от конкретных условий. По территории действия конституционно-правовые нормы могут быть: федеративными, действующими на территории всей Российской Федерации; регионально-республиканскими, действующими на территории субъектов РФ; местными, действующими на территории муниципальных образований. По источникам, т.е. характеру актов, в которых они закреплены, конституционно-правовые нормы можно классифицировать на конституционные, содержащиеся в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ, и иные, содержащиеся в иных нормативных правовых актах.
11. Экономические, социальные и культурные права граждан РФ
Экономические, социальные и культурные права — важная грань правового государства, они имеют важнейшее значение для жизни человека. Конституция РФ дает новые трактовки многих прав и свобод, входящих в эту группу, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические.
Содержанием этой группы прав и свобод, которые принадлежат как гражданам, так и другим лицам, являются материальные и культурные средства, обеспечивающие жизнь и деятельность человека на надлежащем уровне.
Экономическая переориентация государства наиболее ярко сказалась именно на этой группе прав и свобод граждан. С одной стороны, появились новые права (право частной собственности, право на забастовку, право на благоприятную окружающую среду), с другой — значительно уменьшились материальное участие государства в обеспечении этих прав, а также забота общества о максимальной реализации права на образование, на труд, на здравоохранение и т. д.
К этой группе относятся:
— право на предпринимательскую деятельность (ст. 34);
— право на частную собственность (ст. 35);
— право на свободный труд (ч. 1–3 ст. 37);
— право на отдых (ч. 5 ст. 37);
— право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей и т. д. (ч. 1 ст. 39);
— право на пособие по безработице (ч. 3 ст. 37);
— право на жилище (ст. 40);
— право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);
— право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);
— право на образование (ст. 43);
— свобода творчества (ст. 44);
— право на охрану интеллектуальной собственности (ст. 44);
— право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44).
В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные потребности.
12. Общественная палата РФ: порядок формирования, задачи
Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об Общественной палате Российской Федерации"
Статья 8. Порядок формирования Общественной палаты
1. Президент Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи по результатам проведения консультаций с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, российскими академиями наук определяет кандидатуры сорока граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и обществом, и предлагает этим гражданам войти в состав Общественной палаты. Не менее половины указанных кандидатур должны представлять профессиональные союзы, творческие союзы, объединения работодателей и их ассоциации, профессиональные объединения, а также иные некоммерческие организации, созданные для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп.
2. Размещение на официальном сайте Президента Российской Федерации информации о направлении предложений, указанных в части 1 настоящей статьи, считается днем инициирования Президентом Российской Федерации процедуры формирования нового состава Общественной палаты.
3. Граждане Российской Федерации, получившие предложение войти в состав Общественной палаты, в течение тридцати дней письменно уведомляют Президента Российской Федерации о своем согласии либо отказе войти в состав Общественной палаты.
4. Президент Российской Федерации в течение пятнадцати дней со дня получения им письменного согласия граждан Российской Федерации войти в состав Общественной палаты либо по истечении срока, установленного частью 3 настоящей статьи, своим указом утверждает определенных им членов Общественной палаты и предлагает им совместно с членами Общественной палаты, делегированными от общественных палат субъектов Российской Федерации, приступить к формированию полного состава Общественной палаты.
5. Не позднее тридцати дней со дня инициирования Президентом Российской Федерации процедуры формирования нового состава Общественной палаты общественные палаты субъектов Российской Федерации избирают из своего состава путем тайного альтернативного голосования по одному обладающему безупречной репутацией представителю в состав Общественной палаты на своих заседаниях большинством голосов от общего числа членов соответствующих общественных палат.
Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты
Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:
1) привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;
4) осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;
5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
13. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, классификация
Конституционно-правовая норма – это правило поведения субъектов конституционно-правового отношения. Вместе с тем конституционно-правовая норма обладает определенной спецификой. Прежде всего специфика конституционно-правовых норм вытекает из основного источника конституционного права, которым является Конституция РФ.
Все нормы Конституции являются конституционно-правовыми нормами, которые одновременно выступают в качестве принципов для других отраслей российского права. Следовательно, конституционно-правовые нормы занимают ведущее место в системе норм российского права. Специфика конституционно-правовой нормы проявляется в своеобразии ее структуры. Образцом структуры правовой нормы является наличие в ней трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Этому образцу, например, соответствуют нормы уголовного права. Что касается конституционно-правовых норм, то они, как правило, не имеют всех трех перечисленных элементов. Большинство конституционно-правовых норм состоят только из диспозиции. Например, ч. 1 ст. 5 Конституции РФ гласит: "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации". о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения". Е. И. Козлова выделяет еще две особенности конституционно-правовых норм. Специфика конституционно-правовых норм состоит и в своеобразии субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, законодательные (представительные) органы государственной власти, политические партии, сходы и собрания граждан, избирательные комиссии. Кроме того, специфической особенностью конституционно-правовых норм является особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).
Общепризнанные сегодня критерии классификации конституционно-правовых норм были предложены профессором С. С. Кравчуком. По содержанию конституционно-правовые нормы делятся на нормы, закрепляющие: основы конституционного строя; основы конституционно-правового положения граждан Российской Федерации; федеративное устройство; избирательное право; систему, принципы организации и деятельности высших органов государственной власти России; систему, принципы организации и деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; судебную власть; местное самоуправление.
По характеру имеющихся в них предписаний конституционно-правовые нормы можно подразделить на управомочивающие, обязывающие, запрещающие.
Управомочивающие нормы устанавливают полномочия индивидов, государственных органов, их должностных лиц, общественных объединений. Обязывающие –закрепляют обязанности субъектов конституционно-правовых отношений. Запрещающие нормы устанавливают правила запретительного характера.
По степени определенности содержащихся предписаний конституционно-правовые нормы делятся на императивные и диспозитивные. Императивные нормы требуют точного соблюдения установленных ими правил. Диспозитивные – допускают возможность альтернативы, выбор различных вариантов поведения в зависимости от конкретных условий. По территории действия конституционно-правовые нормы могут быть: федеративными, действующими на территории всей Российской Федерации; регионально-республиканскими, действующими на территории субъектов РФ; местными, действующими на территории муниципальных образований. По источникам, т.е. характеру актов, в которых они закреплены, конституционно-правовые нормы можно классифицировать на конституционные, содержащиеся в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ, и иные, содержащиеся в иных нормативных правовых актах.