Файл: Многонациональный народ является субъектом принятия Конституции рф. В ее преамбуле говорится мы, многонациональный народ принимаем Конституцию Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


17. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права

Конституционное право-ведущая отрасль права, регулирующая наиболее важные отношения, складывающиеся в 4 основных сферах: основы Конституционного строя, основы правового статуса личности, федеративное устройство, общие принципы федеративного государства.

Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право ведущее по своему источнику - конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права. Эти нормы находят свое развитие и конкретизацию в специальных отраслях права. Именно поэтому считают, что конституционное право составляет ядро системы права.

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

18. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях режима чп

Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) чрезвычайное положение может повлечь за собой отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, но в соответствии с федеральным конституционным законом (который пока не принят) и для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя. При этом не подлежат ограничению некоторые права и свободы, предусмотренные специально отмеченными в ч. 3 ст. 56 статьями Конституции. Эти статьи закрепляют право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, гарантии против сбора информации о чьей бы то ни было частной жизни, свободу совести, свободу предпринимательства, право на жилище (это так называемые «абсолютные права и свободы»), а также всю сумму прав, связанных с судебной защитой набор этих прав, повторяющий аналогичные положения Международного пакта о гражданских и политических правах, отражает стремление защищать те права и свободы, реализация которых никак не может помешать достижению целей властей в связи с объявлением чрезвычайного положения и которые должны соблюдаться при любых обстоятельствах.


В Конституции есть еще одна важная гарантия. Согласно ч. 3 ст. 118, «создание чрезвычайных судов не допускается». Следовательно, в условиях чрезвычайного положения продолжают действовать суды общей юрисдикции, что гарантирует защиту фаждан от незаконных или дискриминационных действий. В настоящее время (впредь до принятия федерального конституционного закона) в Российской Федерации действует Федеральный закон о чрезвычайном положении от 17 мая 1991 г., в котором, в частности, установлен исчерпывающий перечень конкретных ограничений прав и свобод на время чрезвычайного положения. Он включает особый режим въезда и выезда; ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий, забастовок; ограничение движения транспортных средств. В наиболее опасных случаях, при попытках насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядках и других действиях, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов, допускаются введение комендантского часа, ограничение свободы печати, приостановление деятельности политических партий и общественных организаций, ограничение или запрещение продажи оружия, спиртных напитков, выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их проживания или за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет.

Данный Закон предусматривает, что неправомочное применение силы сотрудниками правоохранительных органов, как и превышение должностными лицами своих полномочий, включая нарушение гарантий прав граждан, влечет за собой соответствующую ответственность.

+Перечисленные в ч. 3 ст. 55 основания для ограничения прав и свобод явно предусмотрены для непредсказуемых обстоятельств, которые могут потребовать усиления защиты одних прав за счет ограничения других прав человека. Федеральному Собранию в каждом случае принятия закона об ограничении прав и свобод придется конкретно и взвешенно подходить к определению меры и необходимости ограничения каждого конституционного права, придания ограничительным нормам закона постоянного.



19. Конституционное закрепление принципов экономической системы и форм собственности в Российской Федерации.

Конституционные принципы нормы, закрепляющие экономическую систему РФ, составляют три группы: свободы труда и экономической деятельности; многообразия и равенства различных форм собственности; основы института собственности; производство: единое экономическое пространство; поддержка конкуренции и ограничения монополистической деятельности; установление принципов налоговой и бюджетной системы; бюджетного федерализма.

Ст 8. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Юр гарантии такого единства установлены Указом Президента РФ "О едином экономическом пространстве ", которым признаются недействительными акты органов власти и управления, а также решения должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг на внутреннем рынке страны. Важную роль в обеспечении единства эконом пространства играет единство правового пространства, которое обеспечивается установлением правовых основ единого рынка, а также закрепление в Конституции принципа верховенства фед закона. Единый рынок включает в себя установление единого финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, единые основы ценовой политики. Факторами обеспечения единства эконом пространства являются также установление основ фед политики и фед программ в области эконом развития РФ, единых стандартов, метрической системы, статистики и бух/учета, запрещение введения и эмиссии др денег, кроме рубля, который является денежной единицей РФ. Реализация политики РФ в рассматриваемой сфере требует также наличия фед эконом служб, включая и фед банки.

Успешное функционирование рыночной экономики неразрывно связано с обеспечением свободы экономической деятельности, которая означает право граждан и их объединений на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещенной законом эконом деятельности. Свобода эконом деятельности -необходимое условие формирования и функционирования рыночной экономики. Однако, поощряя свободу эконом деятельности, Конституция запрещает такую эконом деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, крые имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов др хозяйствующих субъектов Органам гос власти законом запрещается принимать акты и (или) совершать действия, крые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают правовые условия для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и государства, создания благоприятных условий труда. Конституционно гарантируется свобода труда, запрет принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Каждому работнику обеспечивается право на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, на своевременную выплату з/п не ниже миним размера оплаты труда; на судебную защиту трудовых прав.


Госво должно обеспечивать охрану окружающей природной среды, создание благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания детей, производство доброкачественных продуктов питания, доступную мед помощь. Неблагоприятная экологическая обстановка в ряде регионов страны вызвала к жизни разработку концепции экологической безопасности РФ. Эффективность соц политики госва предопределяется ростом экономики. Решение соц задач в деятельности органов гос власти и МСУ выдвигается на одно из первых мест.

20. Гражданство детей при изменении гражданства родителей

Гражданство обычно передается рождением от родителей к детям.

Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О гражданстве Российской Федерации" определяет три группы проблем, связанных с гражданством детей:

1) гражданство детей при изменении гражданства родителей;

2) при усыновлении;

3) при установлении над ними опеки или попечительства.

В нем
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

закрепляются два значимых правила:

1) для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие (ч. 2 ст. 9);

2) гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласия его родителей, которые лишены родительских прав (ч. 4 ст. 9).

Вместе с тем ч. 3 ст. 9 Закона о гражданстве 2002 г. устанавливает новое правило: гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.

В Законе о гражданстве 2002 г. более конкретно решаются вопросы изменения гражданства детей при изменении гражданства их родителей. Статьи 24 и 25 данного Закона определяют все возможные варианты решения этих проблем, возникающие в практике. Это необходимо для обеспечения единообразного применения норм закона при решении данных вопросов, представляющих особую сложность.

В частности, в ст. 24 указывается, что ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя. Но только в том случае, если ребенок не станет лицом без гражданства.

В ст. 25 более подробно описываются ситуации, которые складываются в случаях приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации одним из родителей ребенка. Таких ситуаций пять:

1) один из родителей, имеющих другое гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации – их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести российское гражданство по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации (ч. 1);

2) один из родителей, имеющих другое гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации – их ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести российское гражданство по заявлению обоих его родителей (ч. 2);