Файл: Комплексный экономический анализ деятельности предприятий (организаций).pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
основным действующим лицом выступает торговое
предприятие, продавец или производитель товара. Все
функции и мероприятия в торговле осуществляются по
отношению к товару. Товар на рынке определяет судьбу
рыночной и хозяйствующей политики.
Создание, производство, совершенствование,
реализация, обслуживание (в том числе сервисное),
разработка рекламы, мероприятий стимулирующих продажи,
уценка, - все связано с товаром, этот комплекс мероприятий
маркетинговой деятельности предприятия,
направленная на развитие ассортимента, создание
новых товаров, исключение из производственной
программы товаров, утративших потребительский
спрос, улучшение упаковки товара, разработку
броского наименования и выразительного товарного
Товарная политика – комплекс мер и
мероприятий направленных на максимальное удовлетворение
покупателей. Она систематизирует решения и
действия торгового предприятия связанные с
разработкой и управлением товара.
-управлением товарным ассортиментом с учетом этапов
-оптимизацией ассортимента товара,
-эффективной реализацией и обслуживанием
-созданием упаковки и маркировки товара,
-обновлением ассортимента товара,
-планированием выхода на рынок с новым товаром.
Успех маркетинговой деятельности связан именно с
формированием оптимального ассортимента, его
своевременного изменения, создания товарных запасов и др.
Управление товарной политикой – это основная часть
маркетинговой деятельности, которая состоит из ряда
1. Постановка цели и задачи. Главная цель – получение
прибыли, её увеличение на основе максимально
2. Выбор товарной стратегии. Эти стратегии должны быть
согласованы с главной стратегией и со стратегией всех
элементов комплекса маркетинга (ценовой стратегией,
стратегией распределения и продвижения)
3. Выбор концепции товарной политики. Она должна
ориентировать предприятие на реализацию товаров
максимально соответствующих спросу целевого рынка.
ассортиментной политики. Здесь главная задача – сформулировать
основные принципы управления ассортиментом.
-Характеристику текущей и перспективной потребности
-Анализ способов и особенностей поведения покупателей на
-Анализ товаров конкурентов и конкурентоспособность своих
-Принятие решения о расширении ассортимента, его ширины и
глубины или сужение; -Изменение ассортимента во времени;
-Разработка рекомендаций в отношении товаров, цены, их
упаковки, транспортировки, хранения, методов продажи и продвижение;
-Управление и контроль ассортиментом и совершенствование
План контроля осуществляется по этапам:
Товарная конкуренция и конкурентоспособность товаров
В экономической литературе по теории практики
бизнеса выделяют различные подходы исследования
С позиции австрийского ученого, конкуренция
рассматривается как процесс и представляющий собой
соперничество старого с новым. Эти факторы отражаются на
потенциале предприятия, величине прибыли, степени
удовлетворенности потребителей, а именно они
обеспечивают жизнеспособность торгового предприятия.
Выделяют по характеру удовлетворения потребности:
1. Функциональная, возникает потому, что любую
потребность можно удовлетворить разными способами, и все
товары удовлетворяющие данную потребность являются
функциональными потребностями (потребность в
2. Видовая, возникает в следствии того, что имеются
товары предназначенные для одной и той же цели, но
отличаются по качественным показателям (мобильные
3. Предметная, возникает в результате того, что
торговое предприятие выпускает и продает идентичные
товары, которые одинаковые по качеству или
По методам осуществления конкурентной борьбы: ценовая (сети электроники) и неценовая (повышение
Конкурентоспособность товаров – относительно
сравнительная характеристика, которая отражает
превосходство товара над товарами конкурентов.
Составляющие конкурентоспособности товара
включают: соответствие стандартам, требованиям рынка,
На примере магазина (товары для животных, косметика,
аксессуары для деловых мужчин), дать классификацию и
указать: взаимозаменяемые товары, взаимодополняющие,
основные, поддерживающие товары, сопутствующие,
В маркетинге важнейшей задачей является:
- удовлетворение потребностей покупателей;
- развитие рынка за счет привлечения новых покупателей.
Следовательно, торговое предприятие должно максимально
работать с ассортиментом, контролировать средства, вкладываемые в
ассортимент, на переоснащение торговой площади, транспорт, рекламу,
Расширение ассортимента должно происходить планово, не
Эффективное управление ассортиментом отвечает потребностям
покупателей и оптимизирует ресурсы торгового предприятия,
следовательно на предприятии должна быть создана информационная
система, необходима логика построения ассортимента, все должно быть
структурировано и классифицировано исходя из общей концепции
товарный классификатор и ассортиментная матрица. Товарный
классификатор позволяет разделить весь ассортимент на несколько
уровней. На основе этого деления разрабатывается ассортиментная
Классификатор зависит от формата магазина, его специализации,
целевого рынка. На предприятии товарный классификатор
разрабатывается с учетом внутренних принципов.
Выделяют 3 основных уровня деления товарного ассортимента с
Товарная группа – совокупность товаров, объединенные общими
признаками (вид товара, способ производства).
Товарная категория – совокупность товаров, которые покупатель
воспринимает как сходные между собой
Пример товарного классификатора:
2. Анализ покупательского спроса, сегментирование рынка, выбор целевого рынка.
3. анализ ассортимента конкурентов: кто, какие преимущества, уровень цен, услуги.
5. Углубление товарного классификатора, выделение в нем дополнительных уровней и товарных позиций.
Основные задачи категорийного менеджера:
- оптимизация складских запасов;
- разбиение товарных групп на категории;
- изучение спроса по каждой из категорий товара;
- оптимизация управления финансами в каждой категории товаров
- мониторинг всей необходимо маркетинговой информации
- выработка четкой ассортиментной политики;
- определение правильного позиционирования товара на рынке;
- продвижение товара на рынке- оптимизация всей цепочки товародвижений
- эффективная кадровая политика.
Проведение экономического анализа разрешает:
отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.
На этом этапе анализа определяют общий объем реализации товара
2 этап – анализ динамики общего товарооборота на протяжении
определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или за 2-3 года).
Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота
предприятия строится сопоставимый динамический ряд товарооборота.
так же по ценам реализации товаров.
(видами и разновидностями товаров).
товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес
отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота
положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера
реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли.
Исследование состава товарооборота предприятием проводится за
Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания
(в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.
Исследования названных показателей дает возможность установить
степень равномерности продажи товара по месяцам и кварталам, выявить
процесс реализации товаров на данном предприятии.
изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его
объем и структуру. С этой целью дается количественная оценка влияния
которые обслуживаются, социально-демографические факторы и др.)
Количественная оценка влияния отдельных факторов проводится методом
7 этап – исследование запаса финансовой прочности предприятия, в
"точки безубыточности деятельности"
объема товарооборота характеризует порог безопасности предприятия
(ПБто) и запас финансовой прочности (ЗФПто). Их значения рассчитываются так:
где Тф - фактический объем товарооборота предприятием;
Тб/з - объем товарооборота, при котором обеспечивается безубыточная деятельность.
ассортиментных групп, которые отличаются емкостью (1000 А, и 2400 А).
Батарея может быть как щелочной, так и аккумуляторной.
Софиты торговой марки «Эра» включают в себя 5 базовых видов:
1) семь декоративных гипсовых;
3) семь ультрамодных квадратных хромовых;
4) пять специальных с стразами под золото;
Софиты упакованы по 6 штук, могут быть потолочные, врезные,
Наименьшее количество товарных позиций торговой марки «Эра»
имеет товарная группа – кабели. Она включает в себя 4 позиции:кабель для передачи информации;
Основные задачи категорийного менеджера:
- анализ рынка;
- оптимизация складских запасов;
- разбиение товарных групп на категории;
- изучение спроса по каждой из категорий товара;
- оптимизация управления финансами в каждой категории товаров
- мониторинг всей необходимо маркетинговой информации
- выработка четкой ассортиментной политики;
- определение правильного позиционирования товара на рынке;
- продвижение товара на рынке- оптимизация всей цепочки товародвижений
- эффективная кадровая политика.
Критерии оценки категории
На каждом предприятии нужно разрабатывать систему критериев, поскольку категорийный менеджер – это высший квалифицированный специалис. Он не только устанавливает связи. Но и ищет пути оптимизации расходов и снижение трансакционных издержек.
касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.
Проведение экономического анализа разрешает:
- изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и
- изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной
- выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;
- проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.
сезонность реализации товаров в ретроспективном периоде;
структуре;
отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.
На этом этапе анализа определяют общий объем реализации товара
и платных услуг в стоимостном размере, а по некоторым товарным группам и видам товаров - так же в натуральном размере.
2 этап – анализ динамики общего товарооборота на протяжении
определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или за 2-3 года).
Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота
предприятия строится сопоставимый динамический ряд товарооборота.
Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид осуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а
так же по ценам реализации товаров.
3 этап – анализ товарно-групповой структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам
(видами и разновидностями товаров).
На этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным
товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес
отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота
предприятия.
положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера
реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли.
Исследование состава товарооборота предприятием проводится за
отчетный период и в динамике. Предвидит определение основных закономерностей отдельных видов товарооборота - реализацию товаров населению и мелкооптовым потребителям, с немедленной оплатой и в кредит,оплата наличными и по безналичному расчету, новых и бывших в употреблении товаров, в стационарной торговой сети и в пунктах мелкооптовой торговли и др.
5 этап – анализ объемов реализации товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определение факторов, которые их обуславливают.
Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота
и коэффициент вариации.
Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания
реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.
Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный
(в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.
Исследования названных показателей дает возможность установить
степень равномерности продажи товара по месяцам и кварталам, выявить
особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем выше значение имеют показатели,
тем не ритмичнее является
процесс реализации товаров на данном предприятии.
изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его
объем и структуру. С этой целью дается количественная оценка влияния
факторов внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными ресурсами; с численностью работников, организацией и продуктивностью работы; с использованием основных способов) исследуется характер влияния факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рынки, цены на товары, деятельность конкурентов на потребительском рынке, уровень жизни и реальные денежные доходы населения,которые обслуживаются, социально-демографические факторы и др.)
Количественная оценка влияния отдельных факторов проводится методом
цепных подстановок и индексным методом на базе моделей связи факторов и объема товарооборота предприятия. Завершается анализ товарооборота предприятия.
7 этап – исследование запаса финансовой прочности предприятия, в
ходе которого определяется возможное падение товарооборота (в абсолютном и относительном измерении) к достижению критической таблицы
"точки безубыточности деятельности"
Допустимая граница снижения
объема товарооборота характеризует порог безопасности предприятия
(ПБто) и запас финансовой прочности (ЗФПто). Их значения рассчитываются так:
ПБто = Тф - Тб/з
где Тф - фактический объем товарооборота предприятием;
Тб/з - объем товарооборота, при котором обеспечивается безубыточная деятельность.
Чем большее значение имеют порог безопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше осуществляется процесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью и структурой товарооборота с точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости и самофинансированииРассмотрим товарный ассортимент организации «Бостан».Долевой процент каждой ассортиментной группы представлен нарисунке 1.
Рисунок 1 – Долевой процент каждой ассортиментной группы
Наиболее широкий товарный ассортимент представлен торговой маркой «Эра» (46%) производства ООО «Русский свет», он включает в себя 14 ассортиментных групп, в которые входят 114 позиций.
Наибольшее количество ассортиментных позиций – 20, приходиться на лампочки, которые включают в себя:
1) светодиодные (5);
2) энергосберегающие (5);
3) галогенные (5);
4) лампы накаливания (5).
Также большое количество ассортиментных позиций имеют бытовые удлинители (18 позиций), это обусловлено различной классификациейи различным метражом (1,5м, 3м, 5м, 7м).
В зависимости от сборки удлинители бывают:
1) с заземлением 12А;
2) с заземлением с предохранителем 12А;
3) без заземления 6А;
4) без заземления 10А;
5) без заземления с кнопкой 10А
ассортиментных групп, которые отличаются емкостью (1000 А, и 2400 А).
Батарея может быть как щелочной, так и аккумуляторной.
Софиты торговой марки «Эра» включают в себя 5 базовых видов:
1) семь декоративных гипсовых;
2) шесть хрустальных;
3) семь ультрамодных квадратных хромовых;
4) пять специальных с стразами под золото;
5) два никелевых.
Софиты упакованы по 6 штук, могут быть потолочные, врезные,
накладные, скрытые, наружные.
Наименьшее количество товарных позиций торговой марки «Эра»
имеет товарная группа – кабели. Она включает в себя 4 позиции:кабель для передачи информации;
- коаксиальный;
- силовой;
- оптоволоконный.
- аккумуляторный светодиодный;
- кемпинговый;
- самозаряжающиеся;
- налобный.
На втором месте по количеству ассортиментных позиций находится
продукция торговой марки «Трофи» (36%), она представлена десятью товарными группами, которые состоят из 46 товарных позиций.
Наибольшее количество позиций включают в себя фонари – 16 позиций. Налобные фонари марки «Трофи» включают в себя:
На втором месте по количеству ассортиментных позиций находятся
бинокли – 4 позиции. В ассортимент масок торговой марки «Трофи» входят:
- стандартный бинокль;
- компактный бинокль;
- бинокль ночного видения;
- влагозащищенный бинокль.
Далее по количеству ассортиментных позиций следует продукция
торговой марки «Intro» (18%). Данная торговая марка включает 8 ассортиментных групп.
Одинаковое количество ассортиментных позиций имеют мышки и
клавиатуры – по 6 позиции.
В зависимости от сборки мышки и клавиатуры торговой марки
«Intro» бывают: проводные, беспроводные.
Также в ассортимент торговой марки «Intro» входят наушники. Данные наушники бывают: проводные и беспроводные.
отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политики.
Основными целями товарной политики является:
- обеспечение прибыли;
- увеличение товарооборота;
- приумножение доли рынка, на котором действует фирма;
- снижение расходов на производство и маркетинг;
- повышение имиджа;
- рассеивание риска.