Файл: 18. Анализ показателей деятельности мтп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18.Анализ показателей деятельности МТП
Возможности хозяйств в области механизации, степень ис­пользования МТП и способы его улучшения оценивают по сле­дующим группам показателей: оснащенность хозяйств техникой; уровень механизации в растениеводстве и в его отдельных на­правлениях; использование МТП; уровень и стоимость техничес­кого обслуживания; экономические.

Показатели оснащенности хозяйств техникой характеризуют потенциальные возможности механизации. К ним относятся:

энергонасыщенность растениеводства, кВт/га,

(19.15)

энерговооруженность труда, кВт/чел.,

(19.16)

площадь пашни, приходящаяся на 1 условный трактор, га,

(19.17)

площадь, убираемая условным комбайном, га,

(19.18)

где ΔNe — эффективная мощность всех энергетических средств, применяемых в ра­стениеводстве, кВт; Fn — общая пахотная площадь, га; Нр — общая численность ра­ботников хозяйства, занятых в растениеводстве; nycJtr и «уСЛк — число условных тракторов и комбайнов в растениеводстве.

Поскольку убираемые культуры могут существенно различать­ся по урожайности и физико-механическим свойствам, в каче­стве единицы учета уборочных работ используют условный (эта­лонный) гектар уборки (усл. га уборки). За 1 усл. га уборки при­нята уборка одного физического гектара пшеницы сорта Безос­тая при следующих условиях: урожайность 4 т/га; соотношение зерна к соломе 5 = 1: 1,5; засоренность и полеглость отсутствуют; длина гона 800 м; рельеф ровный, без препятствий и каменистос­ти; конфигурация поля — прямоугольная; влажность почвы 20...22 %; высота над уровнем моря не более 200 м.

Условный комбайн убирает за 1 ч сменного времени условный гектар уборки. С помощью коэффициентов перевода можно лю­бые убираемые участки приводить к условным.


Значения показателей первой группы колеблются в широких пределах в зависимости от условий зоны, направления специали­зации хозяйства и др.

Показатели уровня механизации растениеводства характеризу­ют достигнутый уровень механизации. К ним относятся:

степень механизации по площади

(19.19)

степень механизации по затратам времени

(19.20)

плотность механизированных работ, усл. га/га,

(19.21)

где FMCX и Fo6ui — соответственно площадь, обрабатываемая механизированными средствами, и общая площадь; Тжх и Гпроч —соответственно затраты времени на механизированные и прочие работы; Q — объем выполненных работ, усл. га.

Характеристика машинно-тракторного парка (качественный со­став парка) может быть получена на основе оценки следующих показателей:

энергонасыщенность парка машин, кВт/т,

(19.22)

где Im,— масса всех машин парка, т;

металлоемкость парка, т/кВт,

(19.23)

Важным показателем, характеризующим степень оснащенно­сти тракторов шлейфом рабочих машин, является отношение стоимости машин к стоимости тракторов и самоходных шасси.

Это отношение должно быть в пределах 2,2...3 (с учетом зональ­ных особенностей, уровня интенсификации и специализации производства и т. п.). Значение этого отношения, меньшее 2, свидетельствует о слабом оснащении энергетических средств ра­бочими машинами.

Показатели использования машинно-тракторного парка харак­теризуют реализацию возможностей использования техники в условиях хозяйства. К показателям этой группы относятся:

себестоимость 1 усл. га пашни, руб., — определяют делением суммы прямых эксплуатационных затрат на общую наработку;

коэффициент готовности парка

(19.24)

коэффициент использования технически исправного парка


(19.25)

коэффициент эксплуатации парка

(19.26)

степень выполнения полевых операций в установленные сроки

(19.27)

где Аяис — число автомобиле-дней пребывания состава парка в исправном состоя­нии; Аахо2 — число автомобиле-дней пребывания в хозяйстве; Др — число отрабо­танных дней за рассматриваемый период; Д,с — число дней нахождения машин парка в исправном состоянии; Допт и Дфак — оптимальные и фактические дни вы­полнения операции.

К этой же группе можно отнести показатели использования времени (смены, суток, месяца и т. д.) для выполнения полезной работы, показатели качества выполнения работ, выработку за год на один физический трактор, расход топлива на 1 усл. га пашни, затраты труда на единицу выработки, затраты энергии на едини­цу выработки.

Показатели уровня и стоимости технического обслуживания ха­рактеризуют важнейшую сторону инженерной службы в целом — ее экономическую эффективность. К ним относятся:

удельные затраты на ТО по стоимости техники — все затраты на техническое обслуживание, отнесенные к балансовой стоимо­сти МТП;

удельные затраты на ТО по продукции — все затраты на техни­ческое обслуживание, отнесенные к стоимости валовой продук­ции хозяйства.

Экономические показатели*: эффективность и срок окупаемос­ти капитальных вложений; фондоотдача; коэффициент рентабелъности; годовой экономический эффект (по суммарным или удель­ным затратам на одну машину); затраты труда на единицу про­дукции (чел/т).

В зависимости от конкретных задач при анализе эффективно­сти использования МТП выбирают те или иные группы показа­телей, находят значения этих показателей и сравнивают их со средними по району и с лучшими, полученными в зоне; выявля­ют причины снижения показателей и намечают пути их повыше­ния.
28. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Основными требованиями, предъявляемыми к управленческому решению, являются следующие:

1. Целевая направленность, т.е. решение должно преследовать достижение определенной цели.

2. Обоснованность, т.е. принимаемое решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им. Решение, противоречащее этим закономерностям, будет пассивно или активно отторгаться, что требует дополнительного расхода ресурсов и, соответственно, замедлит развитие организации.


3. Компромиссность. Необходимость этого требования исходит из того, что управленческие решения практические всегда имеют негативные последствия, т.е. невозможно принять решение, полностью удовлетворяющее организацию, руководителя и всех работников. И с этой точки зрения важно иметь в виду перспективную эффективность принимаемого решения. Например, принимая решение о пожизненном найме работников руководство предприятия понимает, что неизбежны дополнительные затраты на заработную плату, особенно в условиях экономических кризисов, но считает, что сохранение лояльности работников и поддержание корпоративного духа будет, в долгосрочной перспективе, выгоднее для предприятия.

Именно умение принимать решения, видя их недостатки, но не позволяя им парализовать собственную волю, отличают эффективного руководителя. Эти люди понимают, что принятие пусть неэффективного решения, лучше, чем непринятие решения вообще. Вместе с тем бывают ситуации, когда из-за недостатка информации именно непринятие решения становится единственно верным способом поведения. В этом случае руководитель возлагает больше надежды на саморегуляцию организации, чем на собственную инициативу.

4. Своевременность. Это означает, что с момента возникновения проблемной ситуации до момента принятия решения в объекте управления не должно произойти необратимых изменений, делающих решение ненужным.

5. Соответствие полномочиям лица. принимающего решения (ЛПР), что является необходимым условием директивности принятого решения. Этот момент достаточно важен еще и потому, что, принимая решение, руководитель берет на себя ответственность за его последствия. Превышение полномочий создает предпосылку невыполнения решения. С другой стороны, руководитель не должен принимать решения, входящие в компетенцию нижестоящих менеджеров, поскольку это приводит к снижению инициативности подчиненных.

6. Непротиворечивость и согласованность с принципами управления и ранее принятыми решениями, поскольку ни одно решение не реализуется изолировано, а дополняет другие решения.

7. Экономичность и эффективность. Требование эффективности заключается в обеспечении достижения намеченных целей. При этом важно, чтобы цель была достигнута при минимальных затратах и издержках, что делает решение экономичным.


Жизненный цикл решения имеет следующие этапы:

  1. подготовка решения,

  2. формирование решения,

  3. реализация решения

Этап подготовки решения включает в себя следующие процедуры:

1) выявление сущности проблемы;

2) формулирование критериев принятия решения;

3) определение перечня альтернатив.

При выявлении сущности проблемы необходимо:

  • определить объективность существования проблемы;

  • установить степень новизны проблемы, что позволяет определить возможность использования предшествующего опыта;

  • выяснить причины возникновения проблемы, для чего проводится анализ внешней и внутренней (по отношению к организации) информации;

  • выявить взаимосвязь данной проблемы с другими проблемами для установления причинно-следственных связей между проблемами, поскольку в предпринимательской деятельности практически не бывает локальных проблем.

При анализе информации следует учитывать два момента:

а) ее увеличение не обязательно ведет к повышению качества решения, поэтому очень важно уметь из всей информационной совокупности выделить релевантную, т.е. относящуюся непосредственно к рассматриваемой проблеме информацию;

б) предприниматель может получать недостоверную информацию, особенно в тех случаях, когда используются неформальные методы ее сбора, поскольку люди, сознательно или нет, могут выдавать желаемое за действительное.

Исследования показывают, что только в 66% сообщений об изменениях объекта управления содержится проблемная информация. Из всего множества проблем руководитель реагирует только на 85% из них, 9% проблем руководитель просто не узнает, т.е. не оценивает ситуацию как проблемную, а о еще 6% он забывает, поскольку откладывает их решение на потом.

Процедура формулировки критериев принятия решения и возможных ограничений необходима потому, что:

  1. действительность, с которой сталкивается руководитель, всегда накладывает некоторые ограничения (ресурсные, законодательные, этические) на его деятельность, и вырабатываемые альтернативы должны быть реалистичны, т.е. удовлетворять этим ограничениям;

  2. еще до выработки альтернатив руководителю необходимо определить те стандарты, по которым он в дальнейшем будет оценивать альтернативы; эти стандарты и называются критериями принятия решения.

Определение перечня альтернатив. В идеальном случае, чем больше альтернатив будет известно руководителю, тем выше у него шансы принять более эффективное решение. Но, вместе с тем, следует учитывать следующие моменты: