Файл: Рабочая программа воспитания 20222027 год (входит в состав ооп ноо, ооо, соо) п. Мамакан, 2022 2 содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗДЕЛ 2. Анализ воспитательного процесса в МКОУ «Мамаканская СОШ»
Воспитательная работа МКОУ «Мамаканская СОШ» в 2021-2022 учебном году велась с учетом возрастных, индивидуальных особенностей каждого ученика, стиля взаимоотношений между педагогами и детьми, педагогами и родителями. Эффективность и действенность осуществления функций планирования нашли свое отражение в реализации

13
конкретных дел в каждом классе, в традиционных мероприятиях классов и школы. В целом, воспитательная работа в школе была многоплановой и разносторонней. Воспитательная работа в школе главным образам опиралась на работу зам. директора по ВР, классных руководителей, ученического самоуправления Совета старшеклассников, Совета по профилактике и социального педагога.
Подводя итоги за 2021-2022 учебный год, хочется отметить, что поставленные цели и задачи реализованы и выполнены. Коллектив учителей классных руководителей приложил достаточно усилий для реализации задач по воспитанию детского коллектива.
Однако в работе школы имеются следующие недостатки и проблемы: есть необходимость работать над повышением уровня воспитанности учащихся как среднего звена, так и младших классах, формировать у детей основы культуры поведения. Острой остается проблема сквернословия, курения электронных сигарет, отсутствие школьной формы у школьников.
Еще не у всех учащихся сформировано чувство сознательной дисциплины, негативное влияние на отдельных учащихся оказывает социальная среда. Не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных школьников со сверстниками, в процессе обучения и воспитания имеются трудности в профилактической работе с учащимися различных «групп риска» и их семьями. Продолжает иметь место ряд нарушений Устава школы подростками. А это означает, что одной из главнейших задач воспитательной работы школы в новом учебном году должна стать работа, как с детьми и их родителями, так и методическая помощь классным руководителям по воспитанию.
За 2021-2022 учебный год наиболее важными достижениями коллектива школы являются следующие:
- более эффективным стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребенка, формирование его нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического, трудового, физического потенциала;
- продолжают развиваться формы взаимодействия семьи и школы, такие как: праздничные совместные мероприятия;
- активизировалась работа по участию классных руководителей и школьников в творческих и профессиональных конкурсах, олимпиадах;
- ведется постоянное сотрудничество и взаимодействие с организациями – субъектами системы воспитания.
В связи с проделанной работой учебным коллективом поставлены задачи на 2022-2023 уч. год по совершенствованию своей деятельности:
- Повышение эффективности воспитательной работы в школе
-
Организация информационно-методической и практической помощи классным руководителям в воспитательной работе с учащимися
- Методическая помощь классным руководителям в овладении новыми педагогическими технологиями воспитательного процесса
- Создание информационно-педагогического банка собственных достижений, популяризация собственного опыта
- Развитие информационной культуры педагогов и использование информационных технологий в воспитательной работе.
Коллективу школы необходлимо:
Повысить роль ученического самоуправления в жизнедеятельности школы и класса, развивать у ребят самостоятельность, инициативу, ответственное отношение к делу.
Продолжить обновлять и развивать систему работы по охране здоровья учащихся.
Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания стремления к здоровому образу жизни.
Создавать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся.


14
- Продолжать работу по повышению качества знаний в классах, формированию ценностных ориентаций учащихся, определенного отношения к миру и событиям в нем;
- продолжить участие в конкурсном и олимпиадном движении;
- продолжить работу по привлечению родителей в жизни класса и школы;
- продолжить работу по формированию у обучающихся гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина;
- продолжить создание условий для формирования нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.
- совершенствовать оздоровительную работу с обучающимися, прививать навыки здорового образа жизни, развивать коммуникативные навыки, формировать методы без конфликтного общения.
Классным руководителям создавать условия для развития общешкольного коллектива; совершенствовать систему семейного воспитания, повышать ответственность родителей за воспитание и обучение детей.
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
3.1 Уклад общеобразовательной организации
МКОУ «Мамаканская СОШ» - муниципальное казённое общеобразовательное учреждение, расположенное в п. Мамакан Бодайбинского района, Иркутской области (на левом берегу р. Витим)
Школа является единственной в посёлке, население которого составляет около 2000 жителей. Жилой фонд поселка представлен многоквартирными двухэтажными домами и частным сектором. В посёлке имеются амбулатория, детский сад, музыкальная школа, досуговый центр и библиотека. Таким образом, социокультурная среда посёлка достаточно бедна и школа, объединяя интеллигенцию, является не только образовательным, но и культурным центром поселка, при этом все вышеперечисленные учреждения по мере возможности взаимодействуют друг с другом, и роль школы в этом взаимодействии зачастую оказывается ведущей, т.к. большая часть детского населения обучается в школе. Это взаимодействие заключается в совместной заботе об охране здоровья детей (школа – амбулатория), в проведении совместных мероприятий, встреч, праздников и вечеров (школа – досуговый центр, школа – библиотека).
Школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, адаптированные программы образования для детей с особыми потребностями (Основными проблемами в развитии являются нарушения речи, задержка психического развития, есть дети с нарушениями аутистического спектра, опорно - двигательного аппарата, умственной отсталостью). Кроме того, ежегодно разрабатываются рабочие программы по курсам внеурочной деятельности, функционируют группы обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам;
В школе созданы все необходимые условия для обучения и воспитания детей любой категории: в соответствии с требованиями ФГОС обустроены и оснащены современным учебным оборудованием учебные кабинеты, обеспечены компьютерной техникой и доступом в интернет, имеется оборудование в учебных кабинетах для специалистов для проведения коррекционно - развивающих занятий,
В связи с отсутствием спортивного зала в школе для организации воспитательной работы спортивной направленности используются: спортивная площадка, полоса препятствий гимнастический зал, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём, комплект лыж и коньков. Зима, с устойчивым снежным покровом, позволяет уделять большое внимание зимним видам спорта, поэтому для проведения уроков


15
физической культуры и спортивных мероприятий школа использует поселковый хоккейный корт. А так же, используя школьный транспорт, вывозим детей на тренировки в спортивные залы школ г. Бодайбо, лыжную базу, стадион «Труд». Уроки физической культуры в осеннее
– весенний период проводятся на свежем воздухе. Летние месяцы позволяют организовывать летние лагеря с дневным пребыванием детей.
Педагоги школы уделяли всегда и уделяют в настоящее время значительное внимание развитию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. Классные руководители владеют широким арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса в школе и классе. Знают личностные особенности, бытовые условия жизни обучающихся, отношения в семьях, что способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и их родителями.
В школе сложилась своя система воспитательной работы, которая реализовывалась в соответствии с разработанными в школе программами:
- Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ФГОС НОО
- Программы воспитания и социализации обучающихся ФГОС ООО
- Программы воспитания и социализации обучающихся ФГОС СОО
- Программа развития воспитательной компоненты
- Рабочей программы воспитания
- Программы «Одаренные дети»
Система воспитательной работы школы включает в себя три взаимозависимых и взаимосвязанных блока:
1.
Воспитание в процессе обучения.
2.
Внеурочная (внеучебная) деятельность.
3.
Внешкольная деятельность.
Процесс воспитания в МКОУ «Мамаканская СОШ» основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов, школьников и их родителей:

неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников, педагогов и родителей;

реализация процесса воспитания через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу при активном привлечении родителей учащихся;

организация основных совместных дел школьников, педагогов и родителей как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

системно-деятельностная организация воспитания - интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условия его эффективности
Основные традиции воспитания в
МКОУ «Мамаканская СОШ»:


16
- стержень годового цикла воспитательной работы школы - ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важная составляющая каждого ключевого дела и большинства совместных дел педагогов и школьников - коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- условия в школе создаются для обеспечения по мере взросления ребёнка его растущей роли в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- отсутствие соревновательности между классами в проведении общешкольных дел, поощрение конструктивного межклассного и межвозрастного взаимодействия школьников, их социальной активности;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевая фигура воспитания в школе - классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую
(в разрешении конфликтов) функции.
3.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе планируются, представляются по модулям. Здесь модуль — часть рабочей программы воспитания, в которой описываются виды, формы и содержание воспитательной работы в учебном году в рамках определённого направления деятельности в общеобразовательной организации. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности учитывают специфику МКОУ «Мамаканская СОШ», интересы субъектов воспитания, тематику модулей.
3.2.1 МОДУЛЬ «ШКОЛЬНЫЙ УРОК»
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг - друга обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

Создание атмосферы доверия к учителю, интереса к предмету через:
- неформальное общение учителя и ученика вне урока;
- использование на уроках знакомых детям актуальных примеров из книг, мультфильмов, игр;
- использование потенциала юмора;
-обращение к личному опыту учеников;
- внимание к интересам, увлечениям, позитивным особенностям, успехам учеников;
- проявление участия, заботы к ученику;
- создание привлекательных традиций класса/кабинета/урока;
- признание ошибок учителем;
- тщательная подготовка к уроку.

установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;


17

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям,

демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний (социо-игровая режиссура урока, лекция с запланированными ошибками, наличие двигательной активности на уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока
(сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия, создание ситуации успеха);

организация предметных образовательных событий (проведение предметных декад) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;

проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно- развлекательных мероприятий (конкурс-игра «Предметный кроссворд», турнир «Своя игра», викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.);

использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.);

использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока);

использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для дальнейшего развития способностей.

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст