Файл: Рабочая программа воспитания 20222027 год (входит в состав ооп ноо, ооо, соо) п. Мамакан, 2022 2 содержание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
41
- участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
- проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
- социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
3.2.11. МОДУЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Совместная деятельность педагогов и школьников МКОУ «Мамаканская СОШ» по направлению «Профориентация» включает в себя:
Профессиональное
просвещение
Профессиональная
диагностика
Профессиональное
консультирование
Научно организованное информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, ознакомление с профессиями и специальностями, учреждениями, организациями, а также требованиях профессий к индивидуально - психологическим особенностям личности.
Изучение индивидуальных психологических особенностей различными способами
(использование анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению учащихся
Непосредственная помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии для обеспечения максимального учета объективных и субъективных условий профессионального выбора
Задача совместной деятельности педагога и родителя - подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
В организации педагогического сопровождения профессионального самоопределения выделяются четыре этапа:
I этап пропедевтический
1-4 класс
II этап практико- ориентированный
5-7 класс
III этап предпрофильный
8-9 класс
IV этап профильный
Цели и профориентационные задачи этапов.
Цель пропедевтического этапа (дошкольный возраст): создание мотивирующей профориентационной образовательной среды, формирование ценностного отношения к профессиям взрослых.
Профориентационные задачи:
42
- развитие начальных представлений о мире профессий, ответственности и реалистичной самооценки;
- формирование готовности к осознанному знакомству с миром профессий;
- воспитание положительного отношения к труду;
- освоение навыков организации трудовой деятельности.
Цель пропедевтического этапа (1-4 класс):
расширение знаний о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности.
Профориентационные задачи:
- формирование учебно-познавательной активности и индивидуального стиля познавательной деятельности;
- выявление и развитие интересов и склонностей к учебным предметам;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;
- выработка ценностно-мотивационных основ саморазвития и самоопределения;
- создание условий для приобретения опыта поисково-аналитической и практической деятельности.
Цель практико-ориентированного этапа (5-7 класс):
самоопределение в общении и в построении отношений с другими людьми, в учебных и внеучебных интересах и целях, углублѐнное изучение мира профессий.
Профориентационные задачи:
- формирование готовности к саморазвитию и самоопределению;
- развитие навыков самопрезентации и рефлексии, умения соотносить собственные идеальные представления с реальными возможностями;
- определение особенностей познавательного развития, специфики мыслительной деятельности;
- расширение информационной основы для профессионального самоопределения;
- формирование интереса к проблеме выбора профессии;
- выявление и развитие учебных и внеучебных интересов и возможностей, дальнейшее приобретение опыта поисково-аналитической и практической преобразовательной деятельности;
- оценка личностного потенциала на основе самоизучения;
- формирование профессиональной направленности, ценностных ориентаций, связанных с выбором профессии;
- осуществление социальных профессиональных проб
Цель предпрофильного этапа (8-9 класс):
формирование ценностных оснований и критериев собственного личностного профессионального самоопределения, проектирование индивидуального образовательного маршрута, выбор профиля обучения
Профориентационные задачи:
- расширение информационной основы для профильного и профессионального самоопределения;
- формирование ценностных оснований и критериев собственного личностного профессионального самоопределения;
- овладение ключевыми профориентационными компетенциями (компетенция ориентировки, компетенция выбора, компетенция самосовершенствования)
- развитие способности к целеполаганию и выработке жизненных и профессиональных перспектив;
- проектирование индивидуального образовательного маршрута;
- осуществление социальных профессиональных проб;
- определение дальнейшего профиля обучения в школе или учреждении среднего
43
профессионального образования;
- выбор образовательного учреждения
Цель профильного этапа (10-11 класс): определение ближайших и отдалѐнных целей, стратегий их достижения; готовность учащихся к обоснованному выбору своего образовательного маршрута; выбор профессии в соответствии со способностями, возможностями, личностными особенностями и потребностями рынка труда.
Профориентационные задачи:
- Обоснованный выбор индивидуального образовательного маршрута на этапе профильного обучения, освоение профильных предметов;
- личностное самоопределение через расширение представлений о персональных психологических особенностях профильных и профессиональных интересах
- формирование профессионально важных качеств;
-формирование готовности самостоятельно ориентироваться в профориентационно значимом информационном поле;
-расширение информационной базы о перспективных кластерах в экономике региона, особенностях рынка труда и образовательных услуг;
- создание практической условий для приобретения опыта поисково-аналитической и практической преобразовательной деятельности, создание личностно- значимых образовательных продуктов;
- построение и коррекция личных профессиональных и образовательных перспектив.
-формирование субъектной позиции личности учащегося
Образовательная деятельность
( механизм управления через систему профориентационно - ориентированных мероприятий)
Пропедевтический этап (1-4 классы)
Виды деятельности
Методы и формы профессиональной ориентации
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Урочная
Интегрированные уроки, изучение профориентационных произведений, соответствующих возрасту, участие в конкурсах, проектная деятельность, дидактические игры.
Внеурочная
Участие в конкурсах творческой направленности с профориентационным компонентом, акциях, тематические праздники, надпредметный курс «Мир деятельности», программы внеурочной деятельности в соответствии с учебным планом, в том числе, и в рамках взаимодействия с учреждениями дополнительного образования
Дополнительное
образование
Кружки центра «Точка роста», дополнительные общеразвивающие программы с профориентационным компонентом.
Система
воспитательных
мероприятий
Конкурсы рисунков, фотографий, сочинений «Профессия моей семьи», «Моя будущая профессия» и др. Презентация личностно-значимых проектов, общие профориентационные мероприятия, семейные праздники, встречи с представителями разных профессий.
Профессионально-
ролевые игры
Знакомство с профессиями в форме профессионально ролевой игры «Город мастеров», «Город профессий», лаборатории профессий, в том числе с участием учреждений дополнительного образования, участие в оциальных проектах, оформление портфолио.
44
Профориентационный
туризм
Интерактивные профориентационные экскурсии на предприятия города и района, виртуальные экскурсии.
Практико-ориентированный этап (5-7 классы)
Виды деятельности
Методы и формы профессиональной ориентации
5 класс
6класс
7 класс
Урочная
Интегрированные уроки, профориентационные уроки, в том числе, для учащихся с ОВЗ, реализация предмета «Технология»; изучение биографий знаменитых путешественников, ученых, исторических деятелей; изучение классических и современных произведений профориентационной направленности, соответствующих возрасту; участие в конкурсах, предметных олимпиадах; решение творческих задач; проектная деятельность, дидактические игры
Внеурочная
Участие в конкурсах творческой направленности с профориентационным компонентом, программы внеурочной деятельности в соответствии с учебным планом, в том числе, и в рамках взаимодействия с учреждениями дополнительного образования
Участие в мероприятиях, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего (работа на платформе «Билет в
Будущее» для учащихся 7-9 классов, участие в проекте
Всероссийские открытые уроки для учащихся на портале
«ПроеКТОриЯ»
Дополнительное
образование
Кружки центра «Точка роста», дополнительные общеразвивающие программы с профориентационным компонентом (лаборатории, конструкторские бюро и др.)
Система
воспитательных
мероприятий
Конкурсы рисунков, фотографий, сочинений «Профессия моей семьи», «Моя будущая профессия» и др. Презентация личностно-значимых проектов, общешкольные профориентационные мероприятия, встречи с представителями разных профессий, профориентационные квест-игры.
Профессионально-
ролевые игры
Профессиональные пробы «Город мастеров», «Город профессий», профориентационные игры с участием учреждений дополнительного образования, участие в социальных проектах, реализация проекта «Билет в будущее», профессиональные пробы на базе мастерских, МУКК, на базе предприятий и учреждений среднего профессионального образования (в том числе через сетевое дистанционное взаимодействие), оформление портфолио
Профориентационный
туризм
Интерактивные профориентационные экскурсии на предприятия города и района, виртуальные экскурсии.
Предпрофильный этап (8-9 классы)
Виды деятельности
Методы и формы профессиональной ориентации
8 класс
9класс
Урочная
Использование профориентационного потенциала учебных предметов; реализация программы профориентационного элективного курса, работа над профориентационными и предметными проектами в рамках реализации ФГОС; участие в
45
конкурсах, предметных олимпиадах; решение творческих задач; проектная деятельность; подготовка исследовательских проектов по различным предметным областям; проектирование индивидуального образовательного маршрута
Внеурочная
Участие в конкурсах творческой направленности с профориентационным компонентом, программы внеурочной деятельности в соответствии с учебным планом, в том числе, и в рамках взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.
Дополнительное
образование
Кружки центра «Точка роста», дополнительные общеразвивающие программы с профориентационным компонентом (лаборатории, конструкторские бюро и др.
Система
воспитательных
мероприятий
Участие в Днях профориентации, Всероссийской акции
«Неделя без турникетов», встречи с представителями разных профессий, профориентационные квест-игры, общешкольное профориентационное мероприятие «Деловая перемена: 100 вопросов взрослому»
Профессионально-
ролевые игры
Профессиональные пробы в рамках сетевого взаимодействия на базе мастерских, МУКК, на базе предприятий и учреждений среднего профессионального образования (в том числе через дистанционное взаимодействие), профориентационные игры с участием учреждений дополнительного образования, участие в социальных проектах, реализация проекта «Билет в будущее», оформление портфолио.
Профориентационный
туризм
Интерактивные профориентационные экскурсии на предприятия города и района, виртуальные экскурсии.
Информирование и
психологическое
консультировани
Информирование об особенностях рынка труда региона/района, о перспективных направлениях в экономике региона.
Индивидуальные консультации по вопросам выбора и корректировки образовательного маршрута, выбора профиля обучения и профессии.
•
Совершенствование условий для получения профессий повар, водитель, автослесарь, делопроизводитель
организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха профориентационных смен;
прохождение профориентационного онлайн-тестирования;
- популяризация научно-изобретательской деятельности;
- поддержка и развитие детских проектов;
- организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, олимпиад, акций, флешмобов;
встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий;
индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей;
День Самоуправления;
Работа школьного пресс-центра;
Пожарно-прикладная эстафета;
Программы летних профильных отрядов («Графика и мультипликация», «Стоп-кадр!»,
«Юный химик» и др.);
Сотрудничество с вузами г. Иркутска по профориентационной работе (реклама)