Файл: Библиотековедение общий курс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Работа библиотек ведется в разных направлениях. Как известно, многое зависит от управления библиотекой, поэтому люди, входящие в ее администрацию, берут на себя основные заботы о том, как сделать библиотеку посещаемой, привлекательной для читателя и в то же время превратить ее в настоящий банк данных. Так, например, больших успехов добилась библиотека в городе Гютерсло, во главе которой стоит Уте Клаассен. За основу развития библиотеки она взяла идею менеджмента. Эта концепция помогла разработчикам сделать первый шаг в направлении библиотечного маркетинга. [16]

Исходя из поставленной цели — библиотека для читателей — книги расположили в таком смысловом порядке, в каком их запрашивает публика, то есть по интересам. Была сконструирована трех поделенная модель библиотеки. На входе размещен постоянный ассортимент по группам интересов: справочники, далее — зарекомендовавшая себя литература. Рядом — литература, актуальная для определенного периода времени: например, возникает интерес к экологии, ставятся книги о природе, животных и т. д.

Данная библиотека — это не только культурный центр и обширный банк данных, но и центр общения. Такая переориентация библиотек происходит во всем мире. Дети приходят не только взять книгу, но и общаться. [17]Общаться со сверстниками, библиотекарями и, может быть, если это потребуется, с психологами. Ведь зачастую то, что дети рассказывают библиотекарю, они не расскажут ни своим родителям, ни друзьям. И это очень важно — выговориться, поделиться с кем-то, открыться.

Германия

Самая большая публичная библиотека в Западном Берлине — Amerika gedenklibliotek. Впервые в Германии книги были расставлены по принципу открытого доступа, читатель чувствовал себя в библиотеке абсолютно свободно. Комплектование осуществлялось также в соответствии с представлениями о публичной библиотеке США: большое количество популярной литературы, беллетристика, справочная литература, широкий выбор периодических изданий. Прежде всего, то, что нужно человеку для отдыха, хобби, получения разнообразной информации. Это не исключает, конечно, повышения эрудиции, расширения кругозора, определенную учебную и профессиональную деятельность с помощью фонда Публичной библиотеки, однако здесь его возможности все же достаточно ограничены. Сегодня фонд АГБ около 850 тыс. ед. Более 680 тыс. печатной продукции по отраслям знаний. 250 тыс. ед. фонда находятся в открытом доступе, остальные в хранилище. Штат библиотеки — 160 человек. [18]


Большой интерес вызывает деятельность еще одной немецкой библиотеки — Фантастической библиотеки в Ветцларе. Это единственная библиотека в Европе, специализирующаяся на фантастической литературе. Благодаря своему профилю оборудована так, что готова ко всему необыкновенному. При библиотеке создан “Литературный центр”. Развивая на договорных началах сотрудничество с органами образования, центр поставил перед собой задачу предоставить равный доступ к языку и литературе, как для одаренных, так и для отстающих школьников, пропагандируя чтение как основу для развития навыков пользования информационными ресурсами. “Литературный центр” стремится поддерживать общие образовательные программы по литературе и показывать, как литература может быть использована для изучения широкого спектра предметов. [19]

Особо следует отметить разработанную специалистами Фантастической библиотеки концепцию пропаганды чтения в детских садах. Эта концепция была разработана благодаря финансовой и моральной поддержке программ ранней грамотности деловыми и промышленными кругами земли Гессен. Промышленники дарили книги библиотекам детских садов. Отбор книг осуществляли библиотекари в тесном сотрудничестве с воспитателями, которые потом становились слушателями семинаров по вопросам работы с книгой, организуемых центром для персонала детских учреждений [20]. Еще одно важное направление деятельности — обучение чтецов для последующей работы в семьях, где нет традиции чтения детям вслух, как по языковым причинам (мигранты), так и по социальным. Каждый сеанс чтения заканчивается беседой с родителями, цель которой — разъяснить важность книг и чтения для образования детей и успешной жизни в будущем. К концу 2003 г. была создана образцовая базовая библиотека для детей и подростков с фондом около 10 тыс. книг для школ и детских садов. [21]

Заключение

Библиотеки в разных странах мира остаются фундаментом поддержки чтения детей и взрослых, источником качественной литературы. В условиях лёгкого и быстрого получения поверхностной и несистематизированной информации в интернете библиотеки стали пользоваться большим доверием, поскольку способны предоставить самую точную информацию о книге и дают возможность легально её получить. Это особенно важно для поддержки чтения детей, подростков и юношества.

Одной из главных тенденций последнего десятилетия в разных странах стало усиление библиотечной работы с детьми. Опыт разных стран свидетельствует о том, что сегодня тема поддержки чтения молодого поколения является одной из самых актуальных. Набор различных подходов, методов и практик в мировом опыте очень велика. Его изучение показывает, что библиотеки — это организации, не только предоставляющие литературу и информацию, но и создающие лучшую комфортную среду для формирования, будущего читателя. Изучение мирового опыта показывает, что сегодня многие идеи развития и поддержки детского чтения, концепции и программы передаются из страны в страну и трансформируются.



Сегодня многие страны озабочены проблемами поддержки чтения подрастающего поколения. Новые возможности, которые предоставляет электронная среда, дают шанс усилить эту работу. Согласно данным зарубежных исследований, библиотеки сегодня активно посещаются. Они остаются организациями, предоставляющими большие возможности для чтения. Читатели любят библиотеки и доверяют рекомендациям библиотекарей. Изучение меняющейся роли библиотек в поддержке и продвижении чтения детей и взрослых не только позволяет увидеть новые подходы, но и может принести большую пользу в построении новой стратегии и планов поддержки чтения подрастающих поколений.


Источники

[1] Библиотека. — Текст : электронный // Википедия : [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0

[2] Развитие библиотек за рубежом. — Текст : электронный // РНТБ : [сайт]. — URL: https://rlst.org.by/informational-resources/virtualnye-vystavki/stati-iz-zarubezhnyh-periodicheskih-izdanij/arhiv-tematicheskih-podborok/razvitie-bibliotek-za-rubezhom/

[3] Горошевская, Т. В. Библиотека — это не только книги… / Т. В. Горошевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 33 (428). — С. 149-151. . — Текст : электронный

[4] Горошевская, Т. В. Библиотека — это не только книги… / Т. В. Горошевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 33 (428). — С. 149-151. . — Текст : электронный

[5] Современная библиотека: сущность, функции, роль и место в обществе. — Текст : электронный // allbest : [сайт]. — URL: hhttps://otherreferats.allbest.ru/culture/00032890_0.html

[6] Современная библиотека: сущность, функции, роль и место в обществе. — Текст : электронный // allbest : [сайт]. — URL: hhttps://otherreferats.allbest.ru/culture/00032890_0.html

[7] Современная библиотека: сущность, функции, роль и место в обществе. — Текст : электронный // allbest : [сайт]. — URL: hhttps://otherreferats.allbest.ru/culture/00032890_0.html

[8] Зарубежный опыт библиотечно-библиографического и информационного облуживания пользователей. — Текст : электронный // киберпедия : [сайт]. — URL: https://cyberpedia.su/25x4d42.html

[9] Зарубежный опыт библиотечно-библиографического и информационного облуживания пользователей. — Текст : электронный // киберпедия : [сайт]. — URL: https://cyberpedia.su/25x4d42.html

[10] Золотова, Н. Ю. Библиотеки за рубежом / Н. Ю. Золотова, С. В. Пушкова, гос,б-ка,иностр,лит-ры,им,М,И Всерос. — : Центр книги Рудомино, 2020. — 432 c. — Текст : непосредственный.

[11] Шапошников, А. Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции / А. Е. Шапошников. – М.: Оптимист, 1992. – 210 с.

[12] Зарубежный опыт библиотечно-библиографического и информационного облуживания пользователей. — Текст : электронный // Студопедия : [сайт]. — URL: https://studopedia.su/10_23510_zarubezhniy-opit-bibliotechno-bibliograficheskogo-i-informatsionnogo-obluzhivaniya-polzovateley.html

[13] Золотова, Н. Ю. Библиотеки за рубежом / Н. Ю. Золотова, С. В. Пушкова, гос,б-ка,иностр,лит-ры,им,М,И Всерос. — : Центр книги Рудомино, 2020. — 432 c. — Текст : непосредственный.

[14] Золотова, Н. Ю. Библиотеки за рубежом / Н. Ю. Золотова, С. В. Пушкова, гос,б-ка,иностр,лит-ры,им,М,И Всерос. — : Центр книги Рудомино, 2020. — 432 c. — Текст : непосредственный.


[15] Библиотеки за рубежом. — Текст : электронный // библиотека иностранной литературы : [сайт]. — URL: https://libfl.ru/ru/bookscollection/_/otkrytyy-dostup-biblioteki-za-rubezhom

[16] Библиотеки за рубежом. — Текст : электронный // библиотека иностранной литературы : [сайт]. — URL: https://libfl.ru/ru/bookscollection/_/otkrytyy-dostup-biblioteki-za-rubezhom

[17] 15 крупнейших библиотек мира . — Текст : электронный // Новая наука : [сайт]. — URL: https://new-science.ru/15-krupnejshih-bibliotek-mira-po-razmeru-kataloga/

[18] 15 крупнейших библиотек мира . — Текст : электронный // Новая наука : [сайт]. — URL: https://new-science.ru/15-krupnejshih-bibliotek-mira-po-razmeru-kataloga/

[19] Библиотечно-информационное обслуживание за рубежом. — Текст : электронный // Карта слов : [сайт]. — URL:

[20] Библиотечно-информационное обслуживание за рубежом. — Текст : электронный // Карта слов : [сайт]. —

[21] Библиотечно-информационное обслуживание за рубежом. — Текст : электронный // Карта слов

Список литературы

1. Бородина, С. Д. Дизайн общедоступных бибилиотек как отражение их социальных функций / С. Д. Бородина, Р. Ф. Салахов. —// Вестник КазГУКИ. — 2018. — № . — Текст : непосредственный

2. Гильдебрант Галина Валентиновна исследование доступности библиотек; зарубежный опыт [Текст] / Гильдебрант Галина Валентиновна // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2020. — № 4. — Текст : непосредственный

3. Гусева Евгения Николаевна Проблема типологии библиотек: основные тенденции / Гусева Евгения Николаевна // Библиосфера. — 2019. — № 6. — Текст : непосредственный.

4. Золотова, Н. Ю. Библиотеки за рубежом / Н. Ю. Золотова, С. В. Пушкова, гос,б-ка,иностр,лит-ры,им,М,И Всерос. — : Центр книги Рудомино, 2020. — 432 c. — Текст: непосредственный

5. Иванова, Г. А. Библиотечное обслуживание детей и юношества в россии и за рубежом/ Г. А. Иванова. // Культура: теория и практика. — 2021. — № 4. — Текст : непосредственный

6. Кокорина Светлана Васильевна Общедоступные библиотеки в условиях культурного (этнического) многообразия: основания для типологии / Кокорина Светлана Васильевна // Вестник ЧГАКИ. — 2022. — № 4. — Текст: непосредственный

7. Макеева Оксана Владимировна Механизм адаптации библиотек в условиях меняющихся социокультурных практик населения / Макеева Оксана Владимировна // Библиосфера. — 2022. — № 3. — Текст: непосредственный