Файл: Библиотековедение общий курс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1: Библиотека общая характеристика

    1. Что такое библиотеки

В своей работе я решила первоначально разобраться, что такое библиотеки, чтобы дать более достоверную информацию, я воспользовалась некоторыми электронными источниками. И получила такой результат:

Библиотека (греч. bibliothēkē, от biblíon – книга и thēkē – хранилище), культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой. Это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и представляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги. [1]

Деятельность библиотеки складывается из трех основных составляющих: хранение, поиск, и выдача на определенное время, имеющихся в наличие документов или книг. [2]

Однако, в настоящее время всё большее количество книг оцифровываются и хранятся на электронных носителях, некоторые книги не печатаются и в бумажном виде их нет. Так и появляются электронные библиотеки или сайты помощники. В последнее время информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Экономические информационные системы, связанные с предоставлением и обработкой информации для всех уровней управления экономическими объектами, приобретают особую важность в общественной жизни. На данный момент невозможно представить какую-либо организацию, не применяющую компьютерных технологий. Это обусловлено и тем, что государственные структуры требуют обязательных отчетов в электронном виде, следовательно, необходима систематизированная информация.

Библиотека – это учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениями печати и другими документами. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой, являются общедоступным источником знаний и основной базой для самообразования. [3]


Основными направлениями работы любой библиотеки являются: комплектование и организация книжного фонда; обслуживание читателей.

Комплектование фондов библиотеки состоит из систематического выявления (путем просмотра библиографических источников и литературы) нужных для данной библиотеки изданий и приобретения их. От своевременности и полноты комплектования библиотеки в значительной мере зависит уровень обслуживания читателей. [4]

Организация книжного фонда включает вопросы учета, расстановки, хранения литературы и доставки ее читателю. Правильная организация фонда облегчает читателю пользование литературой, библиотекарю – быстрое выполнение читательских требований, а также обеспечивает сохранность фондов как общественной собственности.

Обслуживание читателей библиотеки осуществляется различными путями:

- выдача литературы, как в читальный зал, так и за пределы библиотеки;

- помощь отдельным читателям и учреждениям в подборе необходимой им литературы;

- раскрытие книжных фондов библиотеки через систему библиотечных каталогов;

- составление информационно-библиографических пособий различного типа;

- пропаганда наиболее ценной литературы;

- репродуцирование текстов по заказам читателей и т.д. [5]

1.2. Цели и задачи публичных библиотек

В современном мире как отечественные, так и зарубежные специалисты решают новые разноплановые задачи по выявлению особенностей, целей и перспектив библиотечной работы с различной аудиторией. В частности, делают упор на привлечение более молодого поколение, с помощью различных способов. Специалисты стали ставить перед собой новые цели по привлечению читателей. И чтобы поставить их, нужно убедиться, что они подходят двум условиям: [6]

1) Цели должны быть достаточно общими, чтобы иметь возможность адаптироваться в обществах и культурах разных народов.

2) Вместе с тем цели должны быть достаточно конкретными, чтобы быть реализованными на практике.

Цели библиотек определяются с точки зрения интересов читателя. Одна из основных целей — приобщить детей и взрослых к культуре, представленной в формах текста, изображения или звука[7]

В центре внимания библиотекарей должна быть работа, направленная на развитие у человека как деятельной и творческой личности. В связи с этим задача библиотек состоит в том, чтобы, придерживаясь высоких стандартов, отбирать и комплектовать материалы, обеспечивать их сохранность и доступность. Относится ко всему нужно с полной строгостью, и контролировать развитие не только в сфере компетенции работников, но еще и в удобном помещение, большом фонде и доступности. Помещение библиотеки должно быть удобным и как можно более побуждающим к чтению. Компетентный штат библиотеки должен быть полезен и уважителен к любому читателю, не смотря на возраст и физическое или моральное состояние.



Проблемы, решаемые библиотечными специалистами, прежде всего, вытекают из главной задачи — Права человека на образование, получение информации, библиотечное обслуживание. Прежде всего, американские библиотекари ощущают себя защитниками прав ребенка — "адвокатами детства". Поэтому они озабочены проблемами, стоящими перед подрастающим поколением Америки. Дети и юношество в Америке имеют множество проблем: бедность (каждый пятый американский ребенок живет сегодня в бедности) и бездомность, рост численности этнических меньшинств и проблемы освоения английского языка и адаптации к другой культуре, рост наркомании у подростков и юношества, ранняя беременность у девушек-подростков, склонность к насилию и другие. [7]

После прочтения статей «Векторы развития зарубежного библиотековедения на современном этапе» и «Статус библиотековедения и оценка эффективности современной библиотеки за рубежом» Романова Петра Сергеевича, стало понятно, что зарубежные библиотеки ставят перед собой цель не только привлечение молодого поколения, популяризацию библиотек и пропаганду чтения, а еще и создания благоприятного места, где читатель сможет найти поддержку. Будь то в книгах или уединении или же в общение с другими посетителями и персоналом. [8]

Таким образом, становится, понятно, что библиотека в современном мире не только культурно – просветительское учреждение, но еще она валяется развлекательным центром, который может не только провести какие-то мероприятия, а еще и помочь читателю с его проблемами.

Хотя они не решают сами проблемы, но стремятся минимализировать риск появления больших проблем у молодого поколения, ведь их жизнь только начинается, поэтому библиотеки взяли на себя ответственность, стараться привлечь новых клиентов и побудить их действовать на благо самих себя и населения мира в целом.

Глава 2. Библиотеки за рубежом характеристика разных стран

    1. Развитие библиотек за рубежом

История библиотек началась с первых попыток организации коллекций документов и письменных памятников. Историки библиотек изучают такие аспекты, как доступность коллекции, сбор материалов, упорядочивание и поиск инструментов, влияние физических свойств на разные материалы для письма, распространение языка, образовательная роль, уровень грамотности, издержки и персонал, использование отдельными категориями лиц, архитектурный вклад, шаблоны для применения. Также изучается роль библиотек в культурном наследии нации, роль правительства, церкви и частных лиц в финансировании и снабжении библиотеки. С 1960-х годов идёт процесс компьютеризации и оцифровки библиотек. Собственно история библиотек является одной из дисциплин в курсах библиотековедения и истории. [9]


Библиотеки в каждой стране мира развивались различными путями при безусловном сохранении и развитии черт национальной специфики, прогрессивных национальных традиций. Однако мотивы обслуживания носили универсальный характер: обеспечение читателей книгами в целях поддержки образования, повышение социального, культурного и интеллектуального благосостояния населения, предоставление разнообразных материалов, отвечающих индивидуальным потребностям личности и запросам пользователей, как в реальной, так и электронной среде. В статье «Исследование доступности публичных библиотек: зарубежный опыт» Гильдебрант Галины Валентинвны, описывается исследование 2015 г. [10] Которое показывает, что в США среднее расстояние до публичной библиотеки составляет 2.1 мили; лучшая ситуация в мегаполисах и вдоль побережья, худшая на Аляске. В канадском горо-де Реджина 80% жителей могут добраться до ближайшей библиотеки за 10 минут на автомобиле и 50% – на велосипеде. Доступность библиотек зависит не только от расстояния по карте, но и от времени суток, дня недели и режима передвижения. Идеи и методики исследования, описанные в статье, могут быть использованы в России не только для изучения доступности публичных библиотек, но и для других организаций социальной сферы. Сразу после этой статьи, открыв несколько электронных источников, обнаружилась небольшая история становления библиотечного дела в Великобритании. Как стало известно, Английская библиотечная система, одна из самых развитых в мире, оказала большое влияние на развитие библиотек всех континентов. Однако современному периоду библиотечной истории этой страны предшествовало почти полное уничтожение средневекового книжного наследия, что являлось результатом акций Оливера Кромвеля (1598 — 1658) и последующих решений английского парламента. [11]

В XVII веке Великобритания стала одной из ведущих мировых держав, в стране возник широкий круг читателей. В следующие исторические периоды библиотеки продолжали развиваться, являясь неотъемлемой частью культуры страны. [12] В современный период библиотеки играют важную роль в информационном обеспечении общества, сохраняя культурное и интеллектуальное наследие предшествующих времен. Англичане имеют доступ практически к любой книге, находящейся на территории страны, благодаря единой национальной библиотечной системе.


2.2. Самые знаменитые зарубежные библиотеки и их опыт

Британская библиотека

Британская библиотека (англ. British Library) — Национальная библиотека Великобритании, основанная в 1973 году, является самой большой национальной библиотекой в мире по количеству каталогизированных предметов. Ее коллекция отражает все области человеческих знаний и почти все исторические эпохи. Здесь хранится 170–200 миллионов предметов из многих стран. В качестве библиотеки обязательного депонирования библиотека получает копии всех книг, изданных в Великобритании и Ирландии (около 8 тысяч в день), в том числе значительное количество зарубежных изданий. [13]

Британская библиотека является крупной исследовательской базой. В ее фондах имеются издания на многих языках и во многих форматах, как печатных, так и цифровых. К 2020 г. планировалось 90% научных работ перевести в электронный формат, и только 10 % статей будут храниться на бумаге. Коллекции библиотеки включают около 14 миллионов книг, а также значительные запасы рукописей, журналов, газет, звукозаписей и записей музыки и других предметов. Фонд библиотеки увеличивается примерно на 3 миллиона предметов, что занимает 9, 6 километра новых полок. Читальные залы располагают местами для более чем 1200 человек. Читатели могут знакомиться с многочисленными выставками и исследовательскими проектами, проводимыми в библиотеке. [14]

Современный статус и свое название библиотека обрела с принятием в 1972 г. Закона Британской библиотеке. В соответствии с ним были объединены библиотеки Британского музея, Национальная центральная (основана в 1916 г.), Патентного бюро, а также Совет по делам Британской национальной библиотеки, Национальная библиотека — абонемент (Бостон Спа), Национальное бюро научно-технической информации. [15]

Британская библиотека финансируется государством и получает дополнительные средства от платных услуг, пожертвований и спонсоров. В правление библиотеки входят от 8 до 13 человек, один из которых назначается короной, остальные члены правления назначаются министром. В библиотеке введено долгосрочное стратегическое планирование, определяющее преимущественные направления ее работы. Актуальной задачей современного этапа является оцифровка библиотечных фондов. С переводом информации в цифровой формат тесно связаны такие важные задачи, как сохранение цифровой информации и обеспечение пользователям доступа к ней. Именно эти задачи являются ключевыми для современной развевающейся информационной среды.