Файл: Исследование психологических детерминант феномена застенчивости 19.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 17

1. Теоретическое исследование психологических детерминант феномена застенчивости 19

1.1 Феномен застенчивости в психологии 19

1.2 Психологические детерминанты личностной застенчивости 25

Человеческое поведение остается загадкой даже для самых опытных психологов. Никто из них не может спрогнозировать его достаточно точно: реакцию в той или иной ситуации будет определять множество факторов. 28

Мы можем быть уверены лишь в одном – человеческое поведение является очень сложным, то есть структурно непростым, и оно объясняется множеством факторов. Чтобы понять его хотя бы после уже случившегося, психологи используют понятие «детерминанты». Это значит – определяющие факторы. 28

Самая ожесточенная западная дискуссия по поводу поведения человека кратко называется «природа или воспитание». Сторонники природной теории считают, что все проблемные аспекты или достижения записаны в ДНК. 28

Сторонники воспитательного подхода же видят повторяемость среды из поколения в поколение – и таким образом повторяемость поведения у родственников. Полностью правильным или неправильным нельзя считать ни один из этих подходов. 28

В современной психологии выделяют три типа факторов: наследственные, культурные и социальные. Наследственные факторы, связанные с особенностями работы мозга, еще носят название «физиологические детерминанты». Это уникальные черты для каждого отдельно взятого человека, которые определяют, насколько велик порог тревожности, насколько человек сконцентрирован и консервативен или, напротив, рассеян и импульсивен. 28

Детерминанты психологические, относящиеся к категории культурных, могут меняться под воздействием изменившейся ситуации, например, при смене места жительства традиционные народы начинают подражать в укладе жизни западным. 29

А.С. Горбатенко пишет, что одна из базовых человеческих нужд – это потребность в общении и признании. У стеснительного человека необходимость общаться вызывает определённые трудности. То, что для других естественно, для него становится проблемой. Ему неудобно просить о помощи, устанавливать контакты с новыми людьми, он может ощущать сильную скованность и смущение, находясь в обществе. Чрезмерно стеснительными бывают и взрослые, и дети. Возрастная особенность у малыша в некоторых случаях переходит в устойчивую черту характера. 29

В некоторые периоды роста и развития застенчивыми бывают все ребятишки, хотя степень проявления этого свойства у них разная. Например, девочки чаще бывают стеснительными, чем мальчики. Это связано с их половой принадлежностью и особенностями воспитания. Иногда дети перерастают «стеснительный» возраст, а характер остаётся таким же. Дошкольник боится поднять глаза на взрослого или попросить что-нибудь для себя. Школьник стесняется поднять руку на уроке, подросток не решается познакомиться со сверстником противоположного пола, опасаясь отказа. Родителям и близким необходимо знать, почему ребёнок очень стеснительный и как ему помочь. 29

В 8-месячном возрасте малыши начинают испытывать «страх незнакомца», что является психологически обоснованным этапом взросления. Родственники и знакомые, к которым детки до этого спокойно шли на руки, нередко бывают обескуражены. Не стоит переживать и бить тревогу – это не стеснительность. Так малыш взрослеет, начиная ощущать свою автономность. 29

С года до трёх лет ребёнок доверяет близким и хорошо знакомым. Чужие люди вызывают у него тревогу и смущение. Вопрос, почему ребёнок стеснительный, не должен волновать родителей такого малыша. Мать и отец учат его знакомиться и осваиваться в новой обстановке, вселяя в крошку уверенность своим присутствием и поддержкой. 30

В три года или чуть позже большинство малышей начинает посещать детский сад. Одни карапузы спокойно привыкают к обстановке, другим ещё рановато что-то менять в своей жизни. Есть мальчики и девочки, которым детское учреждение в силу особенностей их характера и воспитания пока категорически противопоказано. Для стеснительного малыша новая обстановка – стресс. 30

Недавний кроха пошёл в школу. Вот он впервые сидит за партой, затем становится подростком, старшеклассником. Слишком явное проявление сдержанности и нерешительности в этом возрасте говорит о том, что ребёнок страдает. Ему трудно проявлять спонтанность и активность, знакомиться с другими детьми. Тяжело сказать «нет» или настоять на своём. Необходимость подстраиваться под представления других людей и зависимость от их оценок препятствуют развитию собственных способностей и поиску личного призвания. 30

Что делать если ребёнок слишком стеснительный, о чём может говорить его неуверенность и страх, как родители могут помочь сыну или дочери преодолеть негативный опыт, мешающий вздохнуть полной грудью? Надо ли пытаться «перестроить» малыша, если он застенчив от природы? Эти вопросы всегда волновали родителей. Ответ на них кроется в индивидуальных особенностях несовершеннолетнего: характере, темпераменте, воспитании, окружении, обстановке в доме и так далее. Помочь чаду можно, но родители должны понять главное: благополучие ребёнка в большой степени зависит от них. 30

Формирование внутренней уверенности зависит от множества факторов. Скромность и стыдливость могут быть проявлением врождённого темперамента или определяться влиянием семейной среды, в которой живёт маленький человек. Робкие родители мечтают о бойком и озорном сыне, а у них растёт стеснительный ребёнок. 31

Контролирующие родители часто транслируют излишнюю строгость и авторитарный подход к воспитанию. Ребёнок окружён навязчивым вниманием и опекой, каждый его шаг проверяется. Родители такого типа самолюбивы и ориентированы на внешнюю оценку. Их ребёнок должен быть лучше всех, его настоящий внутренний мир взрослых не интересует. Вместо сопереживания – критика и оценка. Вместо искренней заинтересованности – указания на успехи и способности других детей. 31

Противоположная сторона контроля, это чрезмерное потакание. Отсутствие чётких границ и недостаток эмоциональной поддержки – его основные признаки. Итог такого «воспитания» чрезвычайно похож на результат муштры с преобладающим контролем. Малыш воспринимает себя слабым и незначительным, страдает от чувства вины. Контролирующих родителей и взрослых с потворствующим стилем воспитания может волновать вопрос, почему ребёнок стеснительный, но, к сожалению, они редко понимают, что причина заключается в них самих. 31

Отдельно следует выделить влияние неблагополучной семьи. Возможно, в таком родственном окружении присутствует насилие, или родители страдают алкоголизмом. Вариантов много. Дети из таких семей уверены, что мир небезопасен, а они не заслуживают хорошего отношения. Чувство неловкости за свою семью отравляет им жизнь и заставляет сжиматься от стыда. Также формирование здоровой структуры «Я» подвергается опасности у тех ребят, которые потеряли родителей или были рано оторваны от матери. 31

Нужно поменять подход к малышу. Помогут близкие и доверительные отношения. Стоит научиться использовать в разговоре методики активного слушания и «Я-высказываний». Не надо восторгаться ребёнком по любому поводу, но за реальные, пусть и небольшие достижения надо хвалить. Полезно поручать ответственные дела и благодарить за их выполнение. Разговаривать нужно с уважением, даже если перед взрослым находится малыш. Нельзя повышать голос на ребёнка и сравнивать его с другими детьми. Пусть он убедится, что важен сам по себе, такой как есть, тогда его самооценка начнёт укрепляться. 32

Отцы часто даже больше чем матери переживают, что у них растёт стеснительный ребёнок. «Что делать?», – спрашивают они, особенно если речь идёт о мальчике. Папам сыновей нужно понять, что смелость и решительность не появятся по желанию или по воле взрослого. Для формирования подобных свойств характера, ребёнку нужна родительская поддержка. Отец всегда должен быть на стороне своего малыша, не ругать его за трусость, а защищать, быть опорой. Тогда ребёнок постепенно преодолеет свою робость и в будущем станет мужественным и смелым, как папа. 32

Итак, личность каждого человека уникальна. Дети не исключение. Родители ошибаются, расходуя энергию и время на «переделывание» маленького человека. Он никогда не будет в точности соответствовать ожиданиям, потому что у него свой путь. Мудрые родители не лелеют мечты об идеальном карапузе, они внимательны к своим реальным детям, знают их потребности и приходят на помощь когда это необходимо. Они знают, почему ребёнок стеснительный или слишком активный, так как отзывчивы к любым его особенностям. В атмосфере доверия и дружбы раскрываются даже цветы, поэтому главный совет взрослым – относиться к детям серьёзно и уважительно. 32

2. Эмпирическое исследование психологических детерминант феномена застенчивости 34

2.1 Психометрическая характеристика методики 34

В основе проведенного исследования лежит диссертация Чечулиной Ксении Сериковны «Преодоление застенчивости детей в условиях специально организованного обучения». 34

Для разработки психодиагностической методики, с целью изучению психологических детерминант феномена застенчивости была сформирована выборка (n = 20; возраст 5-15 лет). 34

В соответствии с теоретическими представлениями, целями и задачами исследования был сконстурирован личностный опросник – «МДЗ» («Методика диагностики застенчивости»), позволяющий надежно зафиксировать уровень выраженности застенчивости. 34

Произведен отбор методик, позволяющий выявить индикаторы застенчивости: «Факторный личностный опросник» Р. Кеттелла, «МИС» В.В. Столина, «ДМО» Т. Лири, «СМОЛ» В.Г. Козюля. 34

Психометрическая характеристика методики. 34

1. Выборка стандартизации (n=20, возраст от 5 до 15 лет. Средний возраст 10 лет). 34

2. Надежность. 34

2.1. Внутренняя согласованность пунктов методики оценивалась средствами корреляционного анализа: был получен коэффициент альфа Кронбаха равный 0, 96, что свидетельствует о высокой внутренней надежности методики и гомогенности входящих в нее пунктов. 34

2.2. Ретестовая надежность методики в целом (31 пункт). Коэффициент корреляции по Пирсону равен 0, 916 (n=20, р<0,01). Таким образом, результаты эмпирического испытания стабильности данных свидетельствуют о высокой ретестовой надежности (интервал ретеста 1 месяц). 34

3. Валидность. 35

3.1. Внутренняя валидность. На этапе конструирования опросника пункты, не удовлетворяющие дискриминативности, исключались из методики. После исключения «слабых» пунктов в опроснике остался 31 пункт, что и составило финальный вариант методики (пилотажная версия опросника включала 100 вопросов). Общий коэффициент дискриминативности заданий, полученный после расчетов, был равен 0,45, что свидетельствует в пользу внутренней валидности методики. 35

3.2. Конвергентная валидность. Данные о конвергентной валидности методики были получены путем сопоставления результатов тестирования по «Методике диагностики застенчивости» с результатами заполнения других личностных тестов одними и теми же испытуемыми. 35

В частности, определялись такого рода связи между «МДЗ», с одной стороны, и следующими методиками, с другой стороны: 35

1) «Факторный личностный опросник» Р. Кеттелла: получены значимые коэффициенты корреляции при р<0,01 с фактором F (беспечность-озабоченность), фактором Н (смелость-робость), фактором О (чувство вины – самоуверенность); 35

2) «ДМО» Т. Лири: получены значимые коэффициенты корреляции при р<0,01 со шкалой 8 – октант подчиняемого поведения, шкала покорно-застенчивого стиля поведения в межличностных отношениях; 35

3) «МИС» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева: получены значимые коэффициенты корреляции при р<0,01 со шкалой 2 (самоуверенность), шкалой 9 (самообвинение), шкалой 4 (отраженное самоотношение); 35

4) «СМОЛ» В.Г. Козюля: получены значимые коэффициенты корреляции при р<0,01 со шкалой 2 (шкала депрессии); 35

5) «Шкала самооценки уровня тревожности» Ю.Л. Ханина, Ч.Д. Спилбергера: получены значимые коэффициенты корреляции при р<0,01 со шкалами ситуативной и личностной тревожности. 35

Проведенный корреляционный анализ позволил уточнить психологическое содержание феномена застенчивости у детей. 36

Застенчивость образуют следующие психологические характеристики: робость, боязливость, неуверенность в себе, сдержанность в выражении чувств, чувство собственной неполноценности, избирательность в контактах (0,82, при р<0,01, n = 2), склонность к самоуничежению, подчиняемость и уступчивость в поведение (0,73, при р<0,01, n = 3), впечатлительность, склонность к волнению, медленный тип реакций, трудности при выборе решения, стремление избежать конфликта в сложных ситуациях (0,66, при р<0,01, n = 5), низкое отраженное самоотношение – представление о том, что собственная личность, характер и деятельность не способны вызвать у других уважение, симпатию, одобрение и понимание (0,65, при р<0,01, n = 4), неудовлетворенность собой и своими возможностями, чувство собственной слабости, сомнения в способности вызывать уважение (0,61, при р<0,01, n = 1), склонность к чувству вины, тревожности, подавленности, озабоченности внутренними переживаниями, зависимость от окружающих, развитое чувство долга (0,56, при р<0,01, n = 2), высокая ситуативная и личностная тревожность (0,55, при при р<0,01, n = 1), склонность к самообвинению, отсутствие аутосимпатии (0,44, при р<0,01, n = 1). 36

4. Тестовые нормы. В зависимости от уровня выраженности застенчивости, можно выделить несколько групп застенчивых людей. 36

Для определения частоты встречаемости выявленных групп застенчивых детей (в зависимости от уровня застенчивости) было проведено исследование на выборке детей (n = 20). Результаты этого исследования представлены ниже в таблице 1. 36

Таблица 1 37

Частота встречаемости различных групп застенчивых детей (n = 20) 37

Уровень застенчивости 37

% от выборки 37

Группа 37

застенчивых 37

Психологические особенности* 37

Низкий 37

18 % 37

Практически незастенчивые 37

Неадекватная самооценка 37

Средний 37

66 % 37

Ситуативно-застенчивые 37

Хорошо развиты коммуникативные навыки, общая самооценка высокая, отраженная самооценка заниженная, повышенный уровень ситуативной тревожности, неуверенность в себе 37

Высокий 37

16 % 37

Личностно 37

застенчивые 37

Высокий уровень тревожности, неуверенность в себе, заниженная неадекватная общая и отраженная самооценка, склонность к чувству вины, несформированность коммуникативных навыков 37

Очень высокий 37

0 % 37

Сверхзастенчи- 37

вые 37

Чрезмерная выраженность чувства тревоги, вины и стыда 37

* указаны наиболее значимые психологические особенности каждой группы застенчивых 37

Таким образом, психологическое содержание застенчивости детей составляет комплекс взаимосвязанных личностных характеристик (тревожности, самоотношения, чувства вины) и проблемные зоны личности застенчивых детей сосредоточены в области высокой ситуативной и личностной тревожности, низкой общей и отраженной самооценки, развитого чувства вины. 37

2.2 Разработка и реализация тренинговой программы преодоления застенчивости детей 37

Для преодоления застенчивости детей была разработана тренинговая программа «Шаги к успеху». 37

Программа представляет собой серию тренинговых занятий, рассчитанных на 16 встреч два раза в неделю по 4 часа (всего 64 часа). В программе предусмотрены домашние задания для участников и часы индивидуального консультирования. 37

Тренинговая программа проходила несколько этапов своей апробации. На первом пилотажном этапе были реализованы все блоки программы, но как самостоятельные тренинговые занятия. 38

Цель: Вооружить родителей знаниями о природе детской застенчивости и неуверенности, и способами их преодоления. 38

Задачи: 38

Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на развитие детской личности; 38

Способствовать формированию у родителей желания помочь ребёнку в преодолении застенчивости; 38

Развивать культуру взаимопонимания родителей и детей; 38

Воспитывать у родителей участливое отношение к проблемам своего ребёнка. 38

Форма проведения: обучающий тренинг. 38

Вопросы для обсуждения: 38

Что такое детская застенчивость? 38

Природа происхождения неуверенности. 38

Влияние застенчивости и неуверенности на развитие личности ребёнка и его успехи. 38

Пути взаимодействия родителей и детей по преодолению возникших проблем. 38

Подготовительная работа: 38

Анкетирование родителей с целью обнаружения или отсутствия намеченной проблемы. 38

Проведение рисуночного теста «Нарисуй человека» с детьми 38

Анализ результатов обследования родителей и детей. Составление статистической картины. 38

Подбор практического материала для вооружения им родителей с целью устранения или профилактики застенчивости и неуверенности детей. 39

Подготовка памятки для родителей. 39

Ход тренинга: 39

Тренинг может быть проведён как самостоятельное мероприятие в работе с родителями, а может быть включён в ход одного из родительских собраний. 39


Вступительное слово психолога: 39

Многие люди в своей жизни переживали чувство страха или беспокойства. Повод мог быть самый разный. Одни с детства боятся темноты и собак, другие – замкнутого пространства, потому что однажды надолго застряли в лифте, третьи – высоты и мышей и т.п. Этого страха можно избежать, если стараться не попадать в ситуации, связанные с устрашающей причиной. Но как быть со страхом, который возникает при общении с людьми или попадании в коллектив или микрогруппу? Кто-то чувствует неуютно себя со сверстниками на улице или в школе, группе детского сада, а кто-то во время общего веселья на праздничном мероприятии. Но если взрослые могут объяснить причины такого отношения к данным ситуациям, то дети мало понимают, что происходит, поэтому просто меняют своё поведение. Становятся замкнутыми и хмурыми на людях, плаксивыми или молчаливыми, прячутся за спиной взрослых или боятся далеко от них отойти. У некоторых появляются вредные привычки – грызут ногти, часто жестикулируют, манипулируют каким-то предметом (дёргают пуговицу, накручивают волосы на палец и т.п.), занимаются онанизмом. В ребёнке уживается сразу два начала – активное и эмоционально устойчивое дома, угнетённое в коллективе. Очевидно, что у ребёнка наблюдается застенчивость и неуверенность. 39

Ребёнок живёт чувствами, он воспринимает мир через эмоции и личные переживания. Однако его эмоциональная сфера не сформирована до конца, она не подчиняется волевым механизмам. Он не может сидеть тихо, не плакать по приказу, не смеяться по требованию, отказаться сию минуту от своих желаний. Поэтому встреча с неожиданным в такой момент вызывает страх. Страх – это реакция организма на что-то угрожающее. Угрожающим может быть грозный взрослый, требующий в данный момент от ребёнка невозможного (учитель или воспитатель), строгий родитель, предупреждающий о наказании или критикующие сверстники. Сложившаяся ситуация станет причиной переживания беспокойства ребёнком, которое перерастёт в тревожность при неоднократном повторении, и как следствие – в неуверенность и застенчивость. «Меня ругают – значит я плохой». 39

Другой причиной возникновения данной проблемы может отсутствие тёплых эмоционально-приятных для ребёнка отношений с матерью. Такие дети испытывают дефицит внимания, теплоты и ласки, поэтому они мнительны, впечатлительны и очень беспокойны. Они похожи на маленьких зверьков, загнанных в угол. Завести себе друзей или выступить на сцене для них одинаково проблематично. Они бояться быть отвергнутыми. 40

Ещё одним поводом неуверенности и застенчивости может стать чувствительность ребёнка к неудачам, критике, чрезмерные требования родителей к результативности детей (оценки или достижения в спорте), сравнение их с более старшими и успешными детьми. В подобных случаях дети просто отказываются заниматься тем делом, которое становится причиной для волнений. 40

Неуверенные дети не имеют опыта общения, бояться выступать или отвечать перед классом, боятся насмешек и ошибок. Они превращаются в объект повышенного внимания, отчего страдают ещё больше. Их статус в детском коллективе падает, а отношение родителей и педагогов оставляет желать лучшего. Ребёнок замыкается и переживает свои проблемы в одиночку. Каковы будут последствия? 40

Распознать неуверенность и застенчивость возможно путём наблюдений за ребёнком в различных ситуациях, а также по его творческому самовыражению – его работы содержат много мелких деталей, а размеры изображаемого ничтожно малы. Кроме того, этому способствуют различные рисуночные тесты. 40

Анализ диагностики рисуночного теста детей. Составление статистической картины в коллективе. (фамилии и имена не называются) 41

Анализ анкет родителей на предмет обнаружения у их детей застенчивости и неуверенности. (фамилии и имена не называются). Подведение итогов. 41

Сопоставительный анализ результатов обследования родителей и детей. (проводится индивидуально и самостоятельно каждым родителем с целью получения объективной картины наличия или отсутствия данной проблемы у ребёнка) 41

Тренинговый практикум по преодолению неуверенности и застенчивости детей: 41

Тренинговый практикум позволит родителям осознать значимость данной проблемы в развитии личности ребёнка и поможет преодолеть неуверенность и застенчивость. 41

Демонстрация приёмов и упражнений проходит с инициативной группой в качестве наглядного материала. 41

«Автопортрет». Предложите ребёнку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны. 41

«Мои эмоции». Нарисуйте с ребёнком негативные эмоции, которые он переживает, а затем зачеркайте их или проведите акт сожжения. 41

«Свет мой, зеркальце …» . Предложите ребёнку расхвалить себя, стоя перед зеркалом. Запомните его слова и напоминайте при необходимости. 41

«Дневник». Научите ребёнка записывать свои переживания, а спустя время перечитывать и анализировать. Некоторые переживания окажутся смешными. 41

«Письмо». Предложите ребёнку написать письмо тому, с кем не складываются отношения у ребёнка или кого он боится. На бумаге постараться изложить свои переживания. 41

«Маска». С помощью масок разыграть характеры разных героев – от злобных до самых приветливых. Обсудить степень комфорта каждого выступления. 42

Все перечисленные упражнения предоставят возможность понять ребёнку, что родители не равнодушны к его проблемам, а значит, обязательно помогут в преодолении застенчивости и неуверенности. 42

Подведение итогов. 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена терминологической неопределенностью понятия застенчивости; необходимостью анализа направлений в изучении этих свойств и выделении этапов и факторов формирования застенчивости. Обнаруживается противоречие между требованиями общества к молодым людям: быть мобильными, коммуникативно успешными, социально смелыми, и чрезмерным проявлением застенчивости. Возникающее противоречие делает рассмотрение проблемы выявления и преодоления застенчивости детей для оптимизации их социального взаимодействия особо значимым в теоретическом и практическом планах.

Целью исследования является теоретическое и практическое изучение психологических детерминант застенчивости.

На основании поставленной цели могут быть сформулированы следующие задачи исследования:

- раскрыть теоретические аспекты исследования психологических детерминант феномена застенчивости;

- провести эмпирическое исследование психологических детерминант феномена застенчивости.

Для достижения поставленной цели выдвигается гипотеза, состоящая из следующего предположения: застенчивость характеризуется комплексом взаимосвязанных психологических особенностей.

Объект исследования – застенчивость как интегративное качество личности.

Предмет исследования – психологическое содержание, особенности преодоления застенчивости.

Практическая значимость исследования состоит в том, что знание факторов формирования застенчивости позволяет управлять этим процессом, а также служит помощью в разработке диагностической, профилактической и коррекционной работы с детьми.

Источниковую базу исследования составила учебная и научная литература по теме исследования.

По структуре данная курсовая работа состоит из введения, двух разделов основной части, заключения, списка использованной литературы.

1. Теоретическое исследование психологических детерминант феномена застенчивости
1.1 Феномен застенчивости в психологии
Многим знакомо ощущение, когда сложно заговорить с незнакомым человеком или сделать что-то совершенно обыденное, но на глазах у всех. Кажется, что все смотрят с осуждением или насмешкой, и вот-вот обрушится шквал критики.

Застенчивость - это смущение, которое не даёт вести нормальную жизнь, сковывает по рукам и ногам и заставляет чувствовать себя неполноценным. Однако не всё так просто с этим состоянием, заставляющим краснеть или бледнеть, в очередной раз отступать в сторону.


Если опираться на определение Л. П. Баданиной, то застенчивость - это робкая стыдливость, застенчивость и крайняя, подчас болезненная осторожность в словах и поступках. В большинстве случаев застенчивость тесно связана с неуверенностью в себе, глубокими личными комплексами.

При этом нельзя сказать, что это всего лишь милое и безобидное чудачество. На самом деле застенчивость - это серьёзная личностная проблема, способная разрушить жизнь человека, отнять у него возможность преуспевать, найти нормальную работу и устроить личную жизнь1.

Многие люди переживали период застенчивости и по-разному старались с ней справиться. Кому-то это давалось легче, кому-то тяжелее, но есть и те, кто в этой битве проиграл. Жертвы застенчивости достаточно социализированы, ведь это не болезнь, а всего лишь черта характера. Но не все черты характера удаётся изменить или преодолеть.

У застенчивого человека множество страхов, и только от его искренности перед самим собой зависит, признает он это как страх или предпочтёт формулировку «разумные опасения». Опасаться можно чего угодно: надеть яркую футболку, изменить причёску, сменить очки на контактные линзы, познакомиться с человеком противоположного пола... Застенчивые люди не поют в караоке-барах, не ходят в ночные клубы и вряд ли станут завсегдатаями обычной молодёжной тусовки. Если вы видите в компании кого-то, кто старается притвориться невидимкой - это он, застенчивый человек. Само слово «застенчивость» по структуре весьма выразительно. Личность находится за стеной. Человек отстраняется и уходит в глухую оборону, полагая, что кого не видят, на того и не нападают.

До того как произойдёт осознание проблемы, стеснительная личность, по А.И. Кравченко, даже не задаётся вопросом, как преодолеть застенчивость. Напротив, эта особенность характера воспринимается как защитная броня. Не провоцировать то, что обязательно вызовет сильные душевные переживания - вот главная задача застенчивости. И пусть этот инструмент не работает или помогает лишь частично, он привычен и удобен. От него очень тяжело избавиться. Когда речь идёт о страхах, связанных с застенчивостью, логично всплывает и другое определение - трусость. Пожалуй, это ещё один фактор, который угнетает болезненно стеснительных людей, они считают себя трусливыми, при этом не стоит забывать, что это определение традиционно связывается с осуждением, порицанием и не оправдывается никакими обстоятельствами2
.

Если подбирать к слову «застенчивость» синонимы, то трусость, пожалуй, стоит исключить из списка. Это некорректное сравнение двух внешне схожих состояний. Более уместные такие синонимы, как чрезмерная скромность, застенчивость, неловкая робость.

Многие застенчивые люди вполне способны на геройские поступки, на истинную отвагу. Это плоды сложного процесса, когда робкий человек прилагает вселенские усилия для того, чтобы не поддаться своей слабости до такой степени, чтобы вообще запретить себе выходить из дома. Пусть результат незаметен окружающим, обесценивать эти усилия нельзя.

Существуют разные степени застенчивости, с некоторыми проявлениями этой черты характера вполне можно жить и даже заводить друзей. Однако болезненная застенчивость, которая сопровождается психосоматическими проявлениями, становится тяжким испытанием. Это тот самый случай, когда личных усилий явно недостаточно, нужно обращаться к специалисту. Именно в этом и состоит проблема.

Застенчивый человек попадает в замкнутый круг, потому что помочь в таком состоянии может только хороший психолог, но робость не даёт обратиться к специалисту за помощью. Психолог сможет оказать квалифицированную помощь, выявить причины застенчивости и незаметно подтолкнуть пациента на путь выздоровления и психологического комфорта.

Р.С. Немов считает, что если застенчивость развилась настолько, что это мешает обратиться к психологу или хотя бы попросить помощи у друзей или родных, то речь идёт уже о болезненной форме. Обычная робость проявляет себя в более лёгкой форме, но если социализация уже близка к нулю, то нужно принимать меры. В одиночку из такого состояния выйти сложно, хотя тоже есть вероятность благоприятного исхода3.

Если рассматривать робость как психологическую проблему, а не как предосудительный недостаток, то можно избавиться от одной из главных причин этого явления. Избавиться от осуждения - это наполовину решить проблему, которой является застенчивость. Это в психологии считается одним из основополагающих приёмов, когда оценочное суждение в адрес пациента абсолютно неприемлемо. Однако, кроме психологических проблем, у болезненно застенчивого человека имеются и более насущные, а именно - психосоматика.

Если из-за застенчивости начинается обильное потоотделение, тремор конечностей, дезориентация в пространстве и нарушение дыхания, то речь идёт о серьёзных психосоматических сигналах. Конечно, стоит исключить наличие физического заболевания, которое даёт вышеуказанные симптомы, но в организме всё взаимосвязано. Недаром говорят, что все болезни от нервов.